secretmag.ru
Опубликовано 08 ноября 2019, 17:50

Занавес! Как власти закрывают Рунет и что у них получается

Государство планирует обезопасить российский сегмент интернета от внешних угроз

1 ноября 2019 года вступила в силу первая часть закона, который, по мнению российских властей, защитит Рунет от врагов. В то же время документ активно критикуют и называют первым шагом к железному занавесу, который отсечёт российский сегмент интернета от остального мира.

Занавес! Как власти закрывают Рунет и что у них получается

Закон о «суверенном Рунете» — одна из самых резонансных норм последних лет, но, кажется, никто до сих пор не знает, как он будет работать. «Секрет фирмы» восстановил хронологию того, как власти начали приводить механизм изоляции российского интернета в действие. Подробнее об устройстве «суверенного Рунета» читайте здесь.

14 декабря 2018 года. Первое движение

Сенаторы Андрей Клишас, Людмила Бокова и депутат Андрей Луговой внесли в Госдуму инициативу о «суверенном Рунете». В законопроекте было указано, что он нужен «для обеспечения долгосрочной и устойчивой работы сети Интернет в России». Авторы добавили, что Рунет зависим от зарубежных серверов и поэтому уязвим.

Клишас, Бокова и Луговой предложили создать возможность централизованного управления Рунетом и наделить этим правом Роскомнадзор, минимизировать передачу данных россиян за рубеж и придумать, как быстро ограничивать доступ к ресурсам с запрещённой информацией. Для отработки навыков предложили регулярные учения.

Авторы особо отметили, что закон о «суверенном Рунете» не потребует вливаний из бюджета.

Началось бурное обсуждение документа. В Роскомнадзоре сразу заявили, что закрывать Рунет от внешнего мира не будут. В общественной организации «Роскомсвобода» высказали обратную точку зрения: всё идет именно к созданию российского цензурного файервола.

25 декабря 2018 года. 367 млн рублей в день — дорогой бесплатный закон

Миф о бесплатности «суверенного Рунета» быстро разрушился: рабочая группа «Связь и IT» экспертного совета при правительстве подсчитала, что реализация закона обойдётся в 25 млрд на начальном этапе.

На устранение возможных неполадок операторам придётся тратить по 367 млн рублей в день. Также законопроект частично наделяет Роскомнадзор полномочиями ФСБ, указано в отзыве.

11 января 2019 года. Цифровая тревога

Эксперты организации «Цифровая экономика» забили тревогу: закон о «суверенном Рунете» грозит российскому сегменту интернета критической уязвимостью, нагрузками на инфраструктуру и сбоям во всей системе связи.

Блокировки Роскомнадзора могут обрушить электронные операции, а ответственность всё равно ляжет на провайдеров, добавили аналитики. Кроме того, суды будут завалены претензиями к государству из-за финансовых потерь.

18 января 2019 года. Прения сторон

Mail.Ru Group и «Яндекс», крупнейшие российские интернет-компании, поддержали законопроект в целом.

В Mail.ru заявили, что если прописанные в документе угрозы сбудутся, то это станет огромным ударом для IT-бизнеса в России. В «Яндексе» призвали уточнить, что представляет для Рунета опасность, а что — нет.

«Большая четвёрка» сотовых операторов — «Мегафон», «Вымпелком» («Билайн»), МТС и Tele2 — не поддержала закон о «суверенном Рунете».

4 февраля 2019 года. Первая поддержка

Законопроект об изоляции российского сегмента интернета поддержало правительство. Кабмин предложил прописать, кто будет финансировать законопроект о «суверенном Рунете».

7 февраля 2019 года. Тайное становится явным

Соавтор законопроекта Андрей Клишас признался, что на создание «суверенного Рунета» нужно 20 млрд рублей.

Финансирование заложено в проект «Информационная безопасность», добавил сенатор. Если вы вдруг забыли — на начальном этапе законодатели говорили, что «суверенному Рунету» не нужны бюджетные деньги.

В тот же день стало понятно, куда пойдут основные финансовые потоки. Затрат потребует создание Центра мониторинга и управления сетью связи, а также система отслеживания работы.

Параллельно началось обсуждение «суверенного Рунета» в «верхах». Счётная палата раскритиковала законопроект и отметила, что он приведёт к подорожанию товаров и услуг в России. Профильный комитет Госдумы, напротив, одобрил идею.

«Мы не ставим какую-то систему, которая что-то заблокирует или что-то перекроет», — сказал на заседании соавтор документа Андрей Луговой.

8 февраля 2019 года. Тяжело в учении, легко в ограничении

Рабочая группа рекомендовала операторам провести учения, чтобы понять, какие изменения нужно вносить ко второму чтению. Эксперты не сомневаются в «благих целях» законопроекта, говорила глава компании InfoWatch Наталья Касперская.

Между тем Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предупредил Госдуму, что вся система связи в России может рухнуть, если закон о «суверенном Рунете» заработает. Центр управления интернетом станет точкой уязвимости, по которой можно ударить.

Бизнесмены предложили распространить действие закона только на критическую инфраструктуру, не затрагивая трафик обычных абонентов.

12 февраля 2019 года. Закон категории «Г»

Госдума приняла законопроект о «суверенном Рунете» в первом чтении. Заседание стало одним из самых скандальных в нижней палате в 2019 году. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский потребовал снять подпись Андрея Лугового с законопроекта и объявил, что фракция не будет голосовать за инициативу. Луговой не подчинился требованиям Жириновского.

Спикер Государственной думы Вячеслав Володин

Спикер Государственной думы Вячеслав Володин

За документ проголосовали 334 депутата, против выступили 47. Инициативу приняли благодаря фракции «Единой России», которая в полном составе поддержала её. Спикер нижней палаты Вячеслав Володин призвал привлечь к обсуждению «высококлассных экспертов».

Однако ярких критических выступлений было больше. Депутат от ЛДПР Сергей Иванов назвал предложение «законом категории «Г», «бредом сивой кобылы» и «дрянью», а Клишаса, Бокову и Лугового иронично окрестил «выдающимися специалистами по кибербезопасности».

Депутат Александр Шерин вынес на трибуну игрушечный телефон, сделанный из веревки и двух стаканчиков.

«Я хотел авторам законопроекта это подарить, но, когда я посмотрел, какие законопроекты в нашей стране принимаются, я понял, что нам это всё пригодится — скорее всего, в России останется человек 100, которые будут иметь право общаться по сотовым телефонам и через интернет», — сказал парламентарий и добавил, что «потомки не простят» принятие закона.

20 февраля 2019 года. Первое слово

Спустя два месяца после внесения инициативы и неделю после первого чтения закона о «суверенном Рунете» впервые высказался президент Владимир Путин. По его словам, на законопроект не нужно жалеть денег.

«Я же не могу за наших партнёров говорить, что у них на уме, — сказал Путин, имея в виду, скорее всего, США. — Я думаю, что это им самим нанесёт колоссальный ущерб, урон. Они же там сидят, это же их изобретение, и все слушают, видят и читают, что вы говорите, и накапливают эту информацию, а так не будут».

10 марта 2019 года. Рунет объединяющий

В России прошла волна митингов против изоляции Рунета. Там, где массовые акции не согласовали, прошли одиночные пикеты. Выйти на защиту свободы интернета призвал мессенджер Telegram — к тому моменту его уже 10 месяцев бесплодно пытался заблокировать Роскомнадзор.

В те же дни хакеры атаковали «Яндекс», РБК и ряд других крупных компаний, используя уязвимости в системе блокировки сайтов Роскомнадзора. По неподтверждённым данным, после этого участники IT-рынка убеждали авторов законопроекта о «суверенном Рунете», что Роскомнадзор не обладает достаточной надёжностью, чтобы в критической ситуации управлять российским сегментом интернета.

26 марта 2019 года. Нужно больше денег

Правительство увеличило финансирование создания «суверенного Рунета» с 20 до 31 млрд рублей.

Деньги заложили в тот же проект «Информационная безопасность» нацпроекта «Цифровая экономика». Появились распределения средств: 20,8 млрд — на закупку оборудования; 4,5 млрд — на маршрутизацию трафика; 5,5 млрд — на Центр мониторинга и управления.

При этом сумма была не окончательной — из-за отсутствия требований к оборудованию точные траты на него подсчитать оказалось невозможно.

29 марта 2019 года. Попытка успокоить

В конце марта первый комментарий дал и премьер-министр Дмитрий Медведев. Он пообещал, что «китайского файервола» ждать в России не стоит, а «суверенный Рунет» нужен, потому что интернет, по сути, контролирует США.

«Я не в том смысле, что у нас не очень хорошие отношения с американцами или ещё что-то. Просто получается так, что та технология, которая стала универсальной, которая используется миллиардами людей, всё-таки в значительной степени регулируется одной страной. Это не очень хорошо», — сказал Медведев.

Свои ответы россиянам начали присылать и депутаты Госдумы. В Сети заметили, что единороссы пользуются одним шаблоном. Ответы Лидии Антоновой и Сергея Пахомова почти дословно повторили друг друга: «Никаких ограничений свободы слова или распространения информации законопроект не несёт. Кроме того, законопроектом предполагается создание Центра информационных угроз, который должен будет обеспечивать мониторинг маршрутизации трафика, которым пользуются граждане Российской Федерации», — было указано в обоих документах.

2 апреля 2019 года. Русское поле шифрования

Комитет Госдумы предложил ужесточить «суверенизацию» Рунета и обязать использовать российскую криптографию для шифрования всего трафика в отечественном сегменте интернета. Порядок выдачи кодов должно устанавливать правительство.

Ещё одно требование: «организаторы распространения информации» должны обеспечить возможность кодирования сообщений средствами, одобренными правительством. В список организаторов Роскомнадзор включил «Яндекс», Сбербанк, Mail.Ru Group и даже Telegram.

В ответ на это иностранные эксперты заявили, что российским силовикам станет проще следить за пользователями. В России тоже раскритиковали поправки, отметив, что исполнить их просто невозможно.

9 апреля 2019 года. Когда будем изолировать

В Госдуме заявили, что закон о «суверенном Рунете» вступит в силу в ноябре 2019 года, а отдельные положения перенесли на 1 января 2021 года. В долгий ящик «положили» как раз криптографию и национальную систему доменных имен.

11 апреля 2019 года. Заочный Володин

Госдума приняла законопроект и во втором чтении. Журналисты заметили, что в числе проголосовавших «за» оказался спикер парламента Вячеслав Володин — во время голосования он был в Саратовской области.

Сотрудник местного СМИ задал Володину вопрос об этом, но председатель Думы лишь отмахнулся от него.

16 апреля 2019 года

Госдума приняла законопроект в третьем, окончательном чтении. Документ ушёл на одобрение в Совет Федерации.

22 апреля 2019 года

Верхняя палата полностью согласилась с коллегами. Спикер Совфеда Валентина Матвиенко заявила, что власти должны были защитить Рунет ещё раньше, и с законом «запоздали».

«Так мы что, должны стоять и ждать, пока наступит время "Ч" и показать свою беспомощность?» — сказала Матвиенко.

1 мая 2019 года

Владимир Путин подписал закон об изоляции российского сегмента интернета.

18 июня 2019 года. Чего бояться

Минкомсвязи назвало основные виды угроз Рунету:

  • угрозы целостности — когда невозможно установить соединение между пользователями;
  • угрозы устойчивости — когда отказывает часть оборудования либо происходят природные или техногенные катастрофы;
  • угрозы безопасности — когда кто-то пытается взломать оборудование провайдеров или оказывает «дестабилизирующее внутреннее или внешнее информационное воздействие» на сети связи.

Позже список угроз расширился и уточнился. Опасностями для Рунета признали:

  • угрозы кибератак и других воздействий на средства и сети связи, в результате которых их работа может нарушиться;
  • угрозы сбоев онлайн-ресурсов госуслуг и различных органов власти;
  • угрозы срыва работы автоматизированных систем управления сетями связи и обмена трафиком;
  • нарушение безопасности техсредств и ПО противодействия угрозам, национальной системы доменных имён, а также информационной инфраструктуры РФ;
  • отказ части элементов сети связи, в том числе в результате природных и техногенных причин (аварии, перегрузки узла связи), и, как следствие, невозможность вызова экстренных служб;
  • нарушение соединения между пользователями или информационными ресурсами, в том числе за рубежом.

В этом случае начнёт действовать режим централизованного управления.

А вот Калининградскую область сделать суверенной не получится. Она станет исключением в законе. Регион отрезан от основной российской территории, из-за чего отключиться от иностранной инфраструктуры невозможно.

20 июня 2019 года

Владимир Путин ещё раз высказался о «суверенном Рунете» — на этот раз во время «Прямой линии».

26 июня 2019 года. Роскомнадзор начал движение

Роскомнадзор потребовал от провайдеров предоставить информацию о точках обмена трафиком в рамках закона об изоляции Рунета. До вступления его в силу оставалось четыре месяца. Официальных нормативов о процедуре предоставления данных к тому моменту вообще не было.

В РКН ответили: это нужно для создания системы мониторинга, которая позволит операторам быстро реагировать, если Рунету будет грозить опасность.

28 июня 2019 года. «Большая четвёрка» против

«Билайн», МТС, «Мегафон» и Tele2 раскритиковали порядок установки средств связи, с помощью которых Роскомнадзор через операторов будет управлять интернетом. Документ назвали безграмотным с логической и синтаксической точки зрения, а также содержащим коррупциогенные факторы.

23 июля 2019 года. Миссия невыполнима

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) заявил, что исполнить некоторые требования закона о «суверенном Рунете» невозможно. В частности, Роскомнадзор обозначил национальной доменной зоной сайты .ru, .su и .рф. В «Вымпелкоме» заявили, что фактически доступ на все остальные сайты запрещён.

11 сентября 2019 года. Помощь младших братьев

Власти предложили РСПП привлечь операторов, разработчиков и производителей IT-систем к разработке закона о «суверенном Рунете» (подписанного президентом два месяца назад). Бизнесу предложили назвать собственные правила применения систем для исполнения закона.

24 сентября 2019 года. Проверка связи

Глава Роскомнадзора Александр Жаров заявил, что операторы начали монтировать оборудование на сетях. К тестированию устойчивости Рунета пригласили ФСО, ФСБ и производителей оборудования. Жаров отметил, что сначала проверка будет технической (влияют ли процессы на трафик), а затем оборудование испытают «в боевом режиме».

Эксперты предположили, что Жаров испытывает новый способ блокировки Telegram. К настоящему моменту мессенджер продолжает работать в России.

1 ноября 2019 года. Вы находитесь здесь.

Давайте ещё раз.

Закон предполагает, что Роскомнадзор (РКН) возьмёт на себя управление интернетом, если тот окажется под угрозой. Ведомство фактически сможет досматривать трафик между клиентом и провайдером и блокировать сайты без предупреждения. Если Рунет отключат от глобальной Сети, то трафик за пределы России отправить будет невозможно.

К вступлению закона в силу оборудование, необходимое для защиты Рунета, так и не появилось на сетях. Одобрено всего лишь пять подзаконных актов из 28, необходимых для регулирования «суверенного Рунета».

К чему готовиться? Эксперты ожидают, что ситуация будет развиваться так:

  • сайты начнут создавать свои версии в Даркнете;
  • онлайн-сервисы, а за ними и пользователи станут массово уходить в мессенджеры и мини-приложения;
  • массовая регистрация фейковых иностранных аккаунтов;
  • всеобщее ухудшение работы сети из-за внедрения системы фильтрации;
  • замедление работы интернета.

Кстати

Правозащитники из Freedom House в ноябре 2019 года поставили Россию на 51-е место в рейтинге свободы интернета. Онлайн-пространство в Казахстане, Белоруссии, Мьянме и Турции оказалось свободнее, чем в России. Зато мы на один пункт обогнали Венесуэлу.

Самый свободный интернет оказался в Исландии.

Как зарождался и развивался Рунет, чем интересны работающие в нём компании и как государство училось закручивать гайки в совершенно новой отрасли — читайте в нашем спецпроекте «Суверенный ru.net».

Использованы фото council.gov.ru, duma.gov.ru