Опубликовано 18 июля 2020, 12:20
6 мин.

Бунты по будням. В России резко увеличилось число рабочих забастовок

В России резко увеличилось число рабочих конфликтов. Только за 17 июля в СМИ прогремели сразу две стачки: в Москве бунт объявили ремонтники взлётно-посадочной полосы в Шереметьеве, а в Петербурге — строители «Лахта-центра». Только за половину июля в России произошло уже четыре резонансных конфликта работодателей и работников — и эксперты предупреждают, что в будущем их число только будет расти.

Бунты по будням. В России резко увеличилось число рабочих забастовок

Причины у бунтов разные: недостаточные меры по защите от коронавируса, невыплата зарплат, переработки. При этом среди бастующих немало мигрантов из Средней Азии. «Секрет фирмы» — о самых резонансных забастовках последних дней, их перспективах и последствиях.

Шереметьево

Строители взлётно-посадочной полосы (ВПП) №1 в аэропорту Шереметьево взбунтовались 17 июля. Более 100 человек рано утром собрались на стройке и потребовали, чтобы им выплатили обещанные сверхурочные. В ходе забастовки задержали несколько человек.

Ситуация находится «под полным контролем руководства аэропорта и подрядчика», сообщила представитель Шереметьево Анна Захаренкова. По её словам, инцидент на строительной площадке — внутреннее дело компании-подрядчика «Энергострой», аэропорт же все необходимые требования соблюдает.

После конфликта прокуратура и Московское межрегиональное следственное управление на транспорте Следственного комитета организовали проверку по факту невыплаты.

ВПП-1 закрыли на реконструкцию в январе 2020 года, работы должны завершиться к концу года. Стоимость ремонта оценивалась в 8,3 млрд рублей.

«Лахта-центр»

В тот же день, 17 июля, забастовку устроили строители «Лахта-центра» в Петербурге. По оценкам СМИ, около 100 человек вышли на митинг, потребовав зарплату за несколько месяцев карантина.

«Зарплата выходит у нас около 15 000 из-за огромных штрафов, в карантин мы не работали, многие переболели ковидом, но выплат не получили», — сказал один из них.

Подрядчик, «Ренессанс Констракшн», заявил, что работники требуют выплат, выходящих «за рамки трудовых договоров». Информацию о долгах по зарплате в компании опровергли.

На место прибыли руководители компании и консул Узбекистана: многие рабочие — граждане этой страны.

Конфликт удалось погасить без погромов, однако некоторые бастующие едва не подрались с журналистами.

Амурский ГПЗ

В середине июля рабочие-мигранты Амурского газоперерабатывающего завода (ГПЗ) взбунтовались из-за задержки зарплаты и устроили погром в офисе компании Renaissance Heavy Industries, которая строит ГПЗ. Участники беспорядков принялись громить имущество и кидаться камнями. По данным СМИ, вахтовикам три месяца не платили зарплату.

Бунтари разгромили офис, побили окна, повредили несколько автомобилей, кондиционеры и вентиляторы. Разгонять толпу пришлось Росгвардии и полиции. Против некоторых рабочих возбудили уголовные дела.

В Амурском ГПЗ подтвердили финансовые претензии рабочих к подрядчику. По данным издания Readovka, после протестов рабочим пообещали дополнительную премию в 20 000 рублей, а также по 5000 рублей к празднованию Курбан-байрама.

Позже рабочие сообщили изданию, что Renaissance начал выполнять требования и погасил часть задолженности.

Чаяндинское месторождение

В конце апреля вахтовики на Чаяндинском месторождении, откуда «Газпром» направляет газ в Китай по «Силе Сибири», устроили забастовку из-за коронавируса. Они заявили, что руководство не принимает должные меры по их защите от инфекции. Кроме того, рабочие пожаловались на качество питания в столовой: «Кормят комбикормом!», «Держат, как свиней! Мы, что, свиньи?!»

В тот же день МЧС пообещало развернуть мобильный госпиталь на территории месторождения. На тот момент в 34 вахтовых посёлках жили более 10 000 человек. Пикеты продолжились, и рабочие в знак протеста перекрыли трассу, не пуская грузовики на предприятие.

В ситуацию пришлось вмешиваться правительству Якутии. Когда руководство подрядчика «Газпрома», «ГазАртСтроя», встретилось с вахтовиками и пообещало вывезти их из посёлка, пикеты прекратились.

У рабочих взяли анализы на коронавирус, но результаты тестирования несколько раз опровергали: сначала речь шла о 3000 заражённых, потом — о 1000, затем — и вовсе о 39. Позже цифра выросла до 246, но точные данные так и не были озвучены.

Карантин на Чаяндинском месторождении сняли только 20 мая. Вскоре месторождение попало в новый скандал: «Лента.ру» выяснила, что его мощности не хватит для заполнения «Силы Сибири», а недры разрабатывались в спешке и с многочисленными нарушениями.

Delivery Club

В службе доставки Delivery Club, которая в мае поставила месячный рекорд доставок (5,5 млн), ситуация обострялась дважды. В начале июня курьеры пожаловались на многочисленные штрафы и увольнения и пригрозили забастовкой и митингом. Доставщики записали видеообращение, в котором заявили, что они — не рабы, и им нужно кормить семьи.

Претензии курьеров касались расширения зон доставки в Москве. Доставщики отказывались принимать заказы с увеличенным расстоянием, и их штрафовали. В Delivery Club отменили штрафы, вернули доставщикам деньги и остановили тестирование проекта, однако у офиса компании всё равно собрались несколько курьеров. Представители Delivery Club обсудили с ними острые вопросы, и конфликт утих.

Однако в начале июля доставщики пригрозили новой забастовкой — один из партнёров компании не выплатил сотрудникам зарплату. В Delivery Club заявили, что «не приемлют такого отношения к курьерам», и объявили о разрыве договора.

Деньги до доставщиков дошли не сразу, поэтому они не свернули требования. Профсоюз «Курьер» говорил, что в бедственном положении оказались 300 курьеров; часть из них лишилась жилья и ночует в парках и подъездах. Сотрудники объявили забастовку, ожидая выплат за май и июнь.

9 июня курьеры собрались на митинг возле здания Mail.ru, которому принадлежит Delivery Club. После этого Следственный комитет объявил, что компания погасила перед 325 работниками задолженность на 9 млн рублей. На митингах в Москве и Петербурге в поддержку курьеров задержали около 10 человек.

Бунты по будням набирают обороты

Как ранее рассказывал «Секрет фирмы», в 2019 году в России прошло как минимум 427 протестные акции — на треть больше, чем годом ранее. Растёт и число конфликтов, попадающих в публичное пространство — с 85% в 2017 году до 92% в 2019-м.

В России действительно есть тенденция к росту количества трудовых конфликтов, сказал «Секрету» зампредседателя Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Александр Шершуков. Конфликтов действительно стало больше, чем было год назад.

«Стало больше оснований для протестов — долги по зарплате, её невыплата, ухудшается финансовое состояние предприятий», — сказал эксперт.

Ситуация «идёт вразнос», сказал «Секрету» ассоциированный сотрудник Социологического института РАН Пётр Бизюков. Его проект «Мониторинг трудовых протестов» в мае 2020 года зафиксировал 74 акции работников — эти цифры претендуют на рекорд. На графике видно, что в январе–апреле 2020 года число трудовых протестов почти повторяет прошлогоднее, а в мае резко устремляется вверх. Финальных данных за июнь ещё нет.

график трудовых протестов (нарастающим итогом)

график трудовых протестов (нарастающим итогом)

© trudprotest.org

«Протесты становятся разнообразнее, ширится география, отраслевая структура. Конфликты неизбежны, но они должны оставаться внутри предприятия, не выплёскиваться наружу. Если работодатель подавит протест и заставит людей заткнуться, это всё равно выльется в другое», — считает эксперт.

Бизюков подчеркнул, что привлечение властей к решению конфликтов тоже ведёт к тупику. Они всегда вынуждены принимать чью-то сторону, и в этой ситуации потери государства неизбежны.

«Если власть становится на сторону работников, то она несёт имиджевые потери перед бизнесом. А если наоборот — то электоральные. Мониторинг показывает, что власти всё чаще влезают в трудовые споры, а забастовки становятся всё горячее. Государство вынуждено привлекать полицию, ОМОН, а это несёт затраты. Вмешиваются послы», — сказал социолог.

Эксперт видит выход в изменениях трудового законодательства, которые позволили бы упростить процедуру объявления забастовки. Тогда конфликты оставались бы внутри предприятий, и их последствия были бы мягче, считает Бизюков.

Фото: кадр из видео / YouTube-канал 74swen 74swen

У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!