09 августа в 21:41
6 мин.

«Циан» решил выйти на IPO. Что может ждать их акции и на что обратить внимание инвестору

Российский сервис по продаже и аренде недвижимости «Циан» планирует стать публичной компанией на год раньше, чем планировалось, — до конца 2021-го. В ходе раунда инвестиций компанию могут оценить в $1 млрд. Чего ждать от IPO крупнейшей платформы объявлений о недвижимости и стоит ли вообще присматриваться к этому сектору, «Секрет» узнал у экспертов.
«Циан» решил выйти на IPO. Что может ждать их акции и на что обратить внимание инвестору

4 августа стало известно, что компания «Циан» собралась на IPO уже в 2021 году. Ранее один из основных акционеров заявил, что компания выйдет на американскую биржу в 2022 году, а её оценка достигнет $1 млрд.

Что об этом размещении думают эксперты и аналитики?

«Динамика "Циана" будет как у Qiwi и Ozon»

Размещение «Циана» можно сравнить с небольшим и успешным IPO американского онлайн-брокера недвижимости Fathom Holdings (FTHM), которое состоялось ровно год назад, полагает аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын. На тот момент цена акции составляла от $7 до $9. Сейчас — больше $27, а в максимуме поднималась до $56.

«Капитализация Fathom — $400 млн, но была вдвое больше — а значит, вблизи той величины, которая упоминается при обсуждении размещения "Циана". Выручка этой компании — $176 млн, то есть 13 млрд рублей, откуда легко вывести мультипликатор к продажам (Enterprise Value/Sales (EV/Sales), оценивает, сколько годовых выручек стоит компания, подробнее — тут), равный 2. На пике он составлял 4. Fathom размещался с мультипликатором 0,93 к продажам, а у крупнейшей компании отрасли, Brookfield Asset Management, этот коэффициент составлял 0,73», — указал эксперт.

Если исходить из выручки 4,1 млрд рублей, при самом оптимистичном мультипликаторе получается оценка в $213 млн, указал Делицин.

«Но, во-первых, выручку ещё предстоит увидеть в проспекте эмиссии, а во-вторых, андеррайтеры (подробнее тут), возможно, убедят инвесторов, что эмитент относится не к недвижимости, а к облачным технологиям. С мультипликатором 20 к выручке можно получить миллиард долларов», — пояснил эксперт.

После IPO динамика акций будет такой же, как у других российских компаний аналогичного размера, как Qiwi или Ozon, указал Делицын. «По меркам американских бирж, это небольшие, перспективные компании из развивающейся страны с высокими рисками. А раз размещение будет в США, значит, и тон торгам будут потом задавать американские покупатели — просто потому, что они и будут владеть основной массой размещённых на бирже акций. Поэтому курс акций может сильно колебаться», — спрогнозировал он.

Исходя из этого влиять на цены акций будет, скорее, не отмена льготной ипотеки, а цена на нефть (индикатор ситуации с Россией) и отчётность «Яндекса» или Apple (индикаторы рынка в целом).

«Сейчас компания не сможет баловать потенциальных акционеров такими высокими дивидендами, чтобы в будущем им было из-за чего разочаровываться. Главное для неё — показать высокие темпы роста. А на горизонте пяти лет не худшим исходом может быть покупка стратегом, то есть какой-нибудь экосистемой, но уже по дорогой цене, выявленной фондовым рынком», — резюмировал он.

«Циан» решил выйти на IPO. Что может ждать их акции и на что обратить внимание инвестору

Фото: brand.cian.ru

«Акции "Циана" пока не попадут в "голубые фишки", это, скорее, второй дивизион»

При условии, что компания всё-таки проведёт IPO, динамика её акций будет зависеть от финансовых результатов, прибыли и дивидендной политики «Циана», указала заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова. Но пока компания непубличная, сложно предположить, какие у неё будут финансовые результаты и будет ли она платить дивиденды.

«Выручка в 4 млрд рублей — это хороший результат, если компания, например, будет размещаться в инновационном секторе МосБиржи. Но в "голубые фишки" она пока не попадёт, это будет акция "второго эшелона"», — указала Мильчакова.

По её словам, «второй эшелон» привлекателен для инвесторов, если у эмитента есть какая-то интересная идея, например планы по увеличению выручки, реализации крупных проектов, сделкам M&A.

«На новостях о такой идее акция "второго эшелона" может выстрелить и сделать за несколько недель такой же процент роста, как, например, акции гиганта "ПИК" за полгода (подробнее об акциях российских застройщиков мы писали здесь. — Прим. "Секрета"). Пока неясно, с какой идеей эта акция идёт на биржу», — указала она.

Конкуренция с Avito будет фактором, который может повлиять на будущие финансовые результаты «Циана», полагает Наталья Мильчакова. В конце 2020 года Avito, по данным РБК, занимал более высокую долю на рынке объявлений по продаже недвижимости, чем «Циан»: 33% против 21%. А ведь ещё есть конкуренция со стороны сервисов «Яндекс Недвижимость» и «Юла», — указывает Мильчакова.

«"Циан" в конце 2020 года приобрёл сервис № 1, который ранее тоже был его конкурентом, так что к концу 2021 года может увеличить долю рынка ещё на 5–6%, но с Avito соперничать будет непросто. А если ещё и Avito выйдет на IPO, не исключено, что лидерство в соперничестве за крупных инвесторов будет принадлежать именно Avito», — резюмировала она.

«Циан» решил выйти на IPO. Что может ждать их акции и на что обратить внимание инвестору

Фото: brand.cian.ru

«Динамика акций будет зависеть от конкурентов: Avito и "Яндекс.Недвижимости"»

Выход на рынок позволит повысить ликвидность для совладельцев компании, также планируется, что стоимость актива при позитивном сценарии составит $1 млрд, указала руководитель Investing.com Россия Анастасия Кошелева. Динамика и позиции компании, по её мнению, во многом будут зависеть от конкурентов, в первую очередь — Avito и «Яндекс.Недвижимости», а также от того, какими темпами сервис при этом сможет увеличивать долю рынка.

Несмотря на пандемию, в 2020 году выручка «Циана» выросла на 14% (до 4,1 млрд рублей, прибыль — 67 млн рублей, по данным «СПАРК-Интерфакс»), указала Кошелева. Локдаун также маловероятно повлияет на акции.

«Рынок недвижимости — один из самых стабильных и предсказуемых, кроме того в кризис его поддерживают с помощью госпрограмм. Кроме того, "Циан" предлагает именно онлайн-сервис, который значительно более устойчив к подобным турбулентным ситуациям», — сказала она.

Отмена льготной ипотеки тоже на руку потенциальным инвесторам «Циана». По мнению Кошелевой, это приведёт к сокращению спроса на покупку новой недвижимости и подстегнёт сегмент сдачи жилья, который является большой долей рынка компани. Это может положительно повлиять на стоимость её будущих акций.

Важным фактором роста может стать экспансия компании в регионы, а также создание собственной экосистемы на данном рынке (разработка собственных стартапов), что может стать привлекательным для инвесторов, резюмировала Кошелева.

1 / 2

Фото: brand.cian.ru

Что об этом думают игроки рынка

Заработок «Циана» не зависит от цены лота, как у риелтора, указывает владелец строительной компании «Дом Лазовского» Максим Лазовский. «Пандемия же, наоборот, уведёт риелторов полностью в онлайн. А может, и вообще снизит их количество, что будет очень выгодно агрегатору. Больше частных объявлений, больше рекламы и дохода», — сказал он.

Снизить привлекательность и прибыль портала может популяризация работы с лидами по методу PPC (оплата за целевой звонок), широко распространённая в США, полагает Лазовский.

«Подобная система требует серьёзной фильтрации липовых звонков. Если этот метод получит популярность, с "Циана" уйдут компании, останутся только частные продавцы. Именно поэтому Росреестр недавно запустил тендер на поиск подрядчика по уничтожению сайтов-двойников. Государству выгодно создать свой маркетплейс или верифицировать один из уже созданных», — пояснил он.

У «Циана» хорошие перспективы, это огромный растущий рынок цифровизации в сегменте недвижимости, полагает коммерческий директор девелоперской компании Glincom Иван Татаринов.

«Если мы посмотрим на американскую онлайн-платформу Zillow, то увидим, что за последние 10 лет она выросла в цене в 17 раз и продолжает расти», — указал он.

Но самому «Циану», по мнению эксперта, стоит ждать конкуренции со стороны «Яндекса» и «Сбера», которые существенно развиваются в сегменте недвижимости.


Материал не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Упомянутые финансовые инструменты или операции могут не соответствовать вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям/ожиданиям. Определение соответствия финансового инструмента/операции/продукта вашим интересам, целям, инвестиционному горизонту и уровню допустимого риска исключительно ваша задача.

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе