secretmag.ru
Опубликовано 09 августа 2021, 21:41
6 мин.

«Циан» решил выйти на IPO. Что может ждать их акции и на что обратить внимание инвестору

Российский сервис по продаже и аренде недвижимости «Циан» планирует стать публичной компанией на год раньше, чем планировалось, — до конца 2021-го. В ходе раунда инвестиций компанию могут оценить в $1 млрд. Чего ждать от IPO крупнейшей платформы объявлений о недвижимости и стоит ли вообще присматриваться к этому сектору, «Секрет» узнал у экспертов.

«Циан» решил выйти на IPO. Что может ждать их акции и на что обратить внимание инвестору

4 августа стало известно, что компания «Циан» собралась на IPO уже в 2021 году. Ранее один из основных акционеров заявил, что компания выйдет на американскую биржу в 2022 году, а её оценка достигнет $1 млрд.

Что об этом размещении думают эксперты и аналитики?

«Динамика "Циана" будет как у Qiwi и Ozon»

Размещение «Циана» можно сравнить с небольшим и успешным IPO американского онлайн-брокера недвижимости Fathom Holdings (FTHM), которое состоялось ровно год назад, полагает аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын. На тот момент цена акции составляла от $7 до $9. Сейчас — больше $27, а в максимуме поднималась до $56.

«Капитализация Fathom — $400 млн, но была вдвое больше — а значит, вблизи той величины, которая упоминается при обсуждении размещения "Циана". Выручка этой компании — $176 млн, то есть 13 млрд рублей, откуда легко вывести мультипликатор к продажам (Enterprise Value/Sales (EV/Sales), оценивает, сколько годовых выручек стоит компания, подробнее — тут), равный 2. На пике он составлял 4. Fathom размещался с мультипликатором 0,93 к продажам, а у крупнейшей компании отрасли, Brookfield Asset Management, этот коэффициент составлял 0,73», — указал эксперт.

Если исходить из выручки 4,1 млрд рублей, при самом оптимистичном мультипликаторе получается оценка в $213 млн, указал Делицин.

«Но, во-первых, выручку ещё предстоит увидеть в проспекте эмиссии, а во-вторых, андеррайтеры (подробнее тут), возможно, убедят инвесторов, что эмитент относится не к недвижимости, а к облачным технологиям. С мультипликатором 20 к выручке можно получить миллиард долларов», — пояснил эксперт.

После IPO динамика акций будет такой же, как у других российских компаний аналогичного размера, как Qiwi или Ozon, указал Делицын. «По меркам американских бирж, это небольшие, перспективные компании из развивающейся страны с высокими рисками. А раз размещение будет в США, значит, и тон торгам будут потом задавать американские покупатели — просто потому, что они и будут владеть основной массой размещённых на бирже акций. Поэтому курс акций может сильно колебаться», — спрогнозировал он.

Исходя из этого влиять на цены акций будет, скорее, не отмена льготной ипотеки, а цена на нефть (индикатор ситуации с Россией) и отчётность «Яндекса» или Apple (индикаторы рынка в целом).

«Сейчас компания не сможет баловать потенциальных акционеров такими высокими дивидендами, чтобы в будущем им было из-за чего разочаровываться. Главное для неё — показать высокие темпы роста. А на горизонте пяти лет не худшим исходом может быть покупка стратегом, то есть какой-нибудь экосистемой, но уже по дорогой цене, выявленной фондовым рынком», — резюмировал он.

«Акции "Циана" пока не попадут в "голубые фишки", это, скорее, второй дивизион»

При условии, что компания всё-таки проведёт IPO, динамика её акций будет зависеть от финансовых результатов, прибыли и дивидендной политики «Циана», указала заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова. Но пока компания непубличная, сложно предположить, какие у неё будут финансовые результаты и будет ли она платить дивиденды.

«Выручка в 4 млрд рублей — это хороший результат, если компания, например, будет размещаться в инновационном секторе МосБиржи. Но в "голубые фишки" она пока не попадёт, это будет акция "второго эшелона"», — указала Мильчакова.

По её словам, «второй эшелон» привлекателен для инвесторов, если у эмитента есть какая-то интересная идея, например планы по увеличению выручки, реализации крупных проектов, сделкам M&A.

«На новостях о такой идее акция "второго эшелона" может выстрелить и сделать за несколько недель такой же процент роста, как, например, акции гиганта "ПИК" за полгода (подробнее об акциях российских застройщиков мы писали здесь. — Прим. "Секрета"). Пока неясно, с какой идеей эта акция идёт на биржу», — указала она.

Конкуренция с Avito будет фактором, который может повлиять на будущие финансовые результаты «Циана», полагает Наталья Мильчакова. В конце 2020 года Avito, по данным РБК, занимал более высокую долю на рынке объявлений по продаже недвижимости, чем «Циан»: 33% против 21%. А ведь ещё есть конкуренция со стороны сервисов «Яндекс Недвижимость» и «Юла», — указывает Мильчакова.

«"Циан" в конце 2020 года приобрёл сервис № 1, который ранее тоже был его конкурентом, так что к концу 2021 года может увеличить долю рынка ещё на 5–6%, но с Avito соперничать будет непросто. А если ещё и Avito выйдет на IPO, не исключено, что лидерство в соперничестве за крупных инвесторов будет принадлежать именно Avito», — резюмировала она.

«Динамика акций будет зависеть от конкурентов: Avito и "Яндекс.Недвижимости"»

Выход на рынок позволит повысить ликвидность для совладельцев компании, также планируется, что стоимость актива при позитивном сценарии составит $1 млрд, указала руководитель Investing.com Россия Анастасия Кошелева. Динамика и позиции компании, по её мнению, во многом будут зависеть от конкурентов, в первую очередь — Avito и «Яндекс.Недвижимости», а также от того, какими темпами сервис при этом сможет увеличивать долю рынка.

Несмотря на пандемию, в 2020 году выручка «Циана» выросла на 14% (до 4,1 млрд рублей, прибыль — 67 млн рублей, по данным «СПАРК-Интерфакс»), указала Кошелева. Локдаун также маловероятно повлияет на акции.

«Рынок недвижимости — один из самых стабильных и предсказуемых, кроме того в кризис его поддерживают с помощью госпрограмм. Кроме того, "Циан" предлагает именно онлайн-сервис, который значительно более устойчив к подобным турбулентным ситуациям», — сказала она.

Отмена льготной ипотеки тоже на руку потенциальным инвесторам «Циана». По мнению Кошелевой, это приведёт к сокращению спроса на покупку новой недвижимости и подстегнёт сегмент сдачи жилья, который является большой долей рынка компани. Это может положительно повлиять на стоимость её будущих акций.

Важным фактором роста может стать экспансия компании в регионы, а также создание собственной экосистемы на данном рынке (разработка собственных стартапов), что может стать привлекательным для инвесторов, резюмировала Кошелева.

Что об этом думают игроки рынка

Заработок «Циана» не зависит от цены лота, как у риелтора, указывает владелец строительной компании «Дом Лазовского» Максим Лазовский. «Пандемия же, наоборот, уведёт риелторов полностью в онлайн. А может, и вообще снизит их количество, что будет очень выгодно агрегатору. Больше частных объявлений, больше рекламы и дохода», — сказал он.

Снизить привлекательность и прибыль портала может популяризация работы с лидами по методу PPC (оплата за целевой звонок), широко распространённая в США, полагает Лазовский.

«Подобная система требует серьёзной фильтрации липовых звонков. Если этот метод получит популярность, с "Циана" уйдут компании, останутся только частные продавцы. Именно поэтому Росреестр недавно запустил тендер на поиск подрядчика по уничтожению сайтов-двойников. Государству выгодно создать свой маркетплейс или верифицировать один из уже созданных», — пояснил он.

У «Циана» хорошие перспективы, это огромный растущий рынок цифровизации в сегменте недвижимости, полагает коммерческий директор девелоперской компании Glincom Иван Татаринов.

«Если мы посмотрим на американскую онлайн-платформу Zillow, то увидим, что за последние 10 лет она выросла в цене в 17 раз и продолжает расти», — указал он.

Но самому «Циану», по мнению эксперта, стоит ждать конкуренции со стороны «Яндекса» и «Сбера», которые существенно развиваются в сегменте недвижимости.


Материал не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Упомянутые финансовые инструменты или операции могут не соответствовать вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям/ожиданиям. Определение соответствия финансового инструмента/операции/продукта вашим интересам, целям, инвестиционному горизонту и уровню допустимого риска исключительно ваша задача.