29 июля в 17:15
9 мин.

Как компании выходят на IPO и что важно знать инвестору. Рассказывают аналитики

Вложиться в IPO перспективной компании — всё равно, что сыграть в русскую рулетку. Такие инвестиции могут увеличить капитал в несколько раз или оставить человека без средств к существованию, если актив окажется пустышкой. Что такое IPO и на что инвестору следует обратить внимание, чтобы не попасть впросак, «Секрету» рассказали эксперты.
Как компании выходят на IPO и что важно знать инвестору. Рассказывают аналитики

IPO — английская аббревиатура Initial Public Offering, которая расшифровывается как «первичное публичное размещение». Говоря проще, это первый раз, когда компания предлагает купить её акции на фондовой бирже.

В 2020 году большинство IPO были прибыльными, что несколько расслабило инвесторов, поскольку не важно было, во что инвестировать: доходность давали почти любые компании, рассказал «Секрету» принципал Fort Ross Ventures Денис Ефремов. Но и эта доходность в основном освещалась на бумаге, поскольку акции росли в первые дни торгов. Реальная же доходность достигалась только после lock-up периодов, которые в основном равны 180 дням.

Так, инвесторы в AirBNB или Snowflake заработали 2,2 раза и 1,9 раз на свои вложения через 180 дней после IPO, а вот инвесторы Wish или Root Insurance — потеряли по 60% своих вложений уже через полгода. Тем не менее в прошлом году инвесторы всё же зарабатывали: те же полугодовые интервалы дали прирост 104% инвесторам Unity, 44% инвесторам DoorDash, 31% инвесторам Asana и 15% инвесторам JFrog.

«В мире ежегодно рождается много компаний, которые могут стать настоящими звёздами, как Amazon или Facebook. Если инвестор твёрдо уверен в том, что в ближайшие годы бизнес будет расти, акции таких компаний можно купить сейчас, пока они дешёвые и молодые», — пояснил «Секрету» старший персональный брокер по международным рынкам «БКС Мир инвестиций» Александр Бартенев.

В 2015 году акции Shopify — интернет-компании, которая занимается разработкой ПО для онлайн- и розничных магазинов — начали торговаться на бирже по стартовой цене $17 за акцию. Сегодня они торгуются по $1500 за акцию. «Представим, что частный инвестор на начальном этапе вложил $5000 в акции Shopify. Cегодня этот пакет оценивался бы примерно в $440 000», — сказал Бартенев.

Кто может принять участие в IPO?

IPO задуманы так, чтобы акции мог купить любой желающий. В том числе и начинающий частный инвестор, то есть физическое лицо.

Правда, принять участие в IPO иностранных компаний, которые проходят на зарубежных биржах, новичку проблематично — для этого нужно быть квалифицированным инвестором, предупреждает директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков.

Зато в IPO отечественных компаний могут участвовать люди с любой квалификацией и финансовыми возможностями.

Как компании выходят на IPO?

Перед тем, как выпустить ценные бумаги на рынок, компании предстоит договориться с инвестиционным банком, рассказывает Ярослав Кабаков. Именно банк выступит в качестве андеррайтера (компании, которая обеспечивает размещение акций на бирже. — Прим. «Секрета») и организатора размещения.

Рядовое IPO готовят в среднем 6 андеррайтеров, а в случае крупных IPO их число возрастает до 20–25.

«Андеррайтер займётся подготовкой акций, оценкой активов и совместно с независимыми юристами разработает проспект эмиссии, в котором должна содержаться вся информация о компании. В нашей стране проспект эмиссии утверждает Центробанк России, он же даёт разрешение на IPO», — пояснил Ярослав Кабаков.

Подготовка к IPO может растянуться на год и даже больше. Причина в том, что перед выходом на биржу компания проходит несколько этапов:

  • подготовительный этап, когда аудитор тщательно изучает компанию и оценивает риски (due diligence);
  • подбор команды андеррайтеров (инвестбанков, которые организуют размещение);
  • распределение акций среди владельцев компании и основных инвесторов, затем — сбор заявок от остальных;
  • определение стоимости ценных бумаг и аллокации (доля исполненных заявок на первичное размещение).

«В дальнейшем акции начнут торговаться на бирже как имущество, и инвесторы будут годами передавать ценные бумаги из рук в руки. Со временем компания может выпустить новый пакет акций на продажу. Чем выше капитализация компании, тем выше будут стоить ценные бумаги», — добавил Александр Бартенев.

Как компании выходят на IPO и что важно знать инвестору. Рассказывают аналитики

Как узнать о готовящихся IPO?

В 2020 году на американскую биржу вышли около 400 компаний. Со временем часть из них займёт места «старичков» в индексе S&P500 (фондовый индекс, в корзину которого включены акции 500 публичных компаний, которые имеют наибольшую капитализацию. — Прим. «Секрета»).

Как узнать о новом размещении? Есть специальные сайты — календари IPO, на которых размещается вся информация о предстоящих листингах. «Правда, поскольку большинство публичных размещений проводят иностранные компании, то ресурсы англоязычные», — посоветовал Ярослав Кабаков.

Начинающему инвестору будет полезны календари на iposcoop.com, marketwatch.com, nasdaq.com и другие.

Чтобы узнать об IPO в России, можно отслеживать информацию на сайтах Московской и Санкт-Петербургской бирж. Минус в том, что биржа часто публикует информацию, уже известную крупным инвесторам. Ярослав Кабаков рекомендует действовать на опережение: внимательно следить за прессой и тесно сотрудничать с брокерами, чтобы как можно раньше узнать о готовящихся IPO.

Несравнимо больше зарабатывают венчурные инвесторы, которые заходят за один или за два раунда до IPO, рассказал Денис Ефремов. Так, с учетом динамики после IPO в течение 180 дней, инвесторы последнего раунда Snowflake заработали 3,8 раз на свою инвестицию, а инвесторы предпоследнего раунда — аж 38,4 раза! Аналогично, инвесторы последнего раунда DoorDash увеличили вложения в 3,8 раза, Unity — в 3,9 раз, а Asana — в 2,3 раза.

Как стать участником IPO

Купить акции в ходе их первичного размещения можно ещё до открытых торгов. Для этого физлицу нужно открыть у брокера счёт и положить на него сумму, которую человек хочет инвестировать в акции. Тогда в первый день IPO ценные бумаги придут инвестору, пояснил Ярослав Кабаков.

За свои услуги брокер возьмёт комиссионные. Их сумма разнится в зависимости от портфеля клиента, но в среднем это от 3 до 5%.

«Новичку на фондовом рынке вряд ли будет по силам участвовать в IPO больших международных компаний, где стоимость входа может составлять не один десяток, а то и сотню тысяч долларов. Но в случае с российскими компаниями входной порог более чем приемлем», — добавил Ярослав Кабаков.

Рассматривая участие в том или ином IPO, первым делом нужно понять, зачем компания выходит на открытый рынок. Обычно это либо привлечение капитала, либо возможность продать свои акции инвесторам, рассказал «Секрету» финансовый аналитик TradingView Игорь Кучма.

«Если речь идёт о продаже акций, главный риск — так называемый sell-off (быстрая продажа акций крупными игроками. — Прим. «Секрета»), что неизменно приведёт к обвалу котировок. Так произошло при IPO розничной сети Fix Price. Даже несмотря на высокий спрос со стороны инвесторов, акции компании упали на 17% в течение первых двух месяцев», — пояснил он.

Если же компания выходит на IPO, чтобы расширить свой бизнес, то у бумаги есть некий потенциал, указал аналитик. «Опять же, многое зависит и от цены размещения, а также финансового состояния компании. Всегда помните о соотношении риска и доходности. Чем больше риск, тем больше прибыль, и чем меньше риск, тем меньше доходность», — добавил Игорь Кучма.

После того как будущий частный инвестор определился с компанией, акции которой хочет приобрести, и с брокером, через которого намерен это сделать, ему нужно сделать несколько шагов, говорит Ярослав Кабаков.

  • уточнить на сайте брокера всю информацию о предстоящем IPO;
  • зарегистрировать на сайте брокера личный кабинет;
  • открыть брокерский счёт, на который надо внести депозит с минимальной суммой (оговаривается в каждом конкретном случае);
  • в личном кабинете подать заявку на участие в первичном размещении;
  • получить купленные ценные бумаги;
  • подождать окончания lock up (период времени после IPO, когда владельцы крупных пакетов акций не могут их продать, продолжается обычно от 3 до 6 месяцев);
  • начать действовать в соответствии с собственной инвестиционной стратегией.
Как компании выходят на IPO и что важно знать инвестору. Рассказывают аналитики

Риски участия в IPO

Многообразие компаний может запутать даже самых решительных инвесторов. Так на что же ориентироваться при выборе компании? Александр Бартенев проанализировал самые успешные IPO за последние 5 лет и нашёл три закономерности:

  1. Выручка компании должна расти из года в год.
  2. Темп роста выручки за последние 3 года должен быть выше 20%.
  3. При размещении на американских биржах организацией занимались ведущие брокеры и банки мира, например: Goldman Sachs, J.P. Morgan, Barclays, Citigroup, Wells Fargo Securities, BMO Capital Markets, BofA Securities, Cowen, Credit Suisse и т.д.

Не на всех IPO можно заработать в первые же дни. Например, после IPO технологического гиганта Facebook, который выводили по максимальной цене, стоимость акций несколько месяцев снижалась. Но в следующие 8 лет прибавляла по 27% в год, вспоминает Ярослав Кабаков. «Это результаты, которым позавидует любой управляющий и любой портфель. Но вкладываться надо было всё же в 2012 году», — сказал он.

Какие ещё риски могут быть при участии в IPO? Главный состоит в том, что компания может назначить завышенную цену на свои акции, предупредил Кабаков. В этом случае она упадёт сразу после начала открытых торгов, и не факт, что вслед за падением последует рост.

Что касается индивидуальных рисков, то каждая компания указывает их в процессе эмиссии, говорит эксперт. Полный текст с описанием рисков для инвестора обычно занимает от 35 до 80 страниц. Многие из них повторяются, и поиск важных и специфических рисков может занять довольно много времени.

Бывает и так, что желающих поучаствовать в IPO больше, чем предполагалось эмитентом, и брокер не удовлетворит (или удовлетворит лишь частично) заявку клиента, предупреждает Кабаков. Ситуация, когда спрос на ценные бумаги превышает предложение, иногда возникает уже в ходе приёма заявок. Это называется «переподписка», которая приводит к тому, что цена размещения увеличивается.

Несмотря на риск потери денег, многие частные инвесторы предпочитают именно этот способ приобретения ценных бумаг.

«Компании-эмитенты и работающие с ними банки стараются рассчитать цену так, чтобы на открытом рынке она если и не росла, то хотя бы не падала. Поэтому бумаги многих компаний оценены значительно ниже их объективной стоимости. Такова политика банков и топ-менеджмента компании, цель которой — создать избыточный спрос на бирже. Если это удаётся, то акции показывают рост, что означает прибыль для участников», — пояснил Кабаков.

Вкладываясь в акции на этапе IPO, можно хорошо заработать или крупно проиграть. Новичок на рынке находится в том же положении, что и крупный инвестиционный фонд. Успех зависит от трёх составляющих: знания эмитента, правильного выбора брокера и умения ориентироваться в потоке информации.

Коротко. Что нужно сделать перед тем, как участвовать в IPO

  • Изучить бизнес-модель компании. Как говорил Уоррен Баффетт, инвестировать следует только в хорошо знакомые отрасли. «Никогда не вкладывайте деньги в бизнес, который вы не можете понять».
  • Изучить риски. Какие есть угрозы для роста компании? Насколько высока конкуренция? Могут ли быть проблемы с регуляторами?
  • Изучить команду компании, в особенности директоров и менеджеров. Если у руководителей компании нет надлежащего опыта работы в секторе или на той или иной позиции, то стоит быть осторожнее. Так, в прошлом году компания Hindenburg Research опубликовала расследование об автопроизводителе Nikola, где упоминалось, что директор по производству водорода до прихода в компанию работал асфальтоукладчиком проезжей части на Гавайях.
  • Проверить, куда пойдут собранные на IPO средства. Компании, которые вкладывают собранные средства обратно в бизнес, будут иметь больший стимул для роста бизнеса.

Материал не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Упомянутые финансовые инструменты или операции могут не соответствовать вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям/ожиданиям. Определение соответствия финансового инструмента/операции/продукта вашим интересам, целям, инвестиционному горизонту и уровню допустимого риска исключительно ваша задача.

Коллаж: «Секрет Фирмы», https://www.pexels.com

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе