Кто такие телефонные мошенники и как они обманывают россиян. Объясняем простыми словами
Телефонные мошенники — люди, которые совершают мошеннические действия по телефону без зрительного контакта, с целью обмануть своего собеседника и получить его деньги.
Проще говоря, это обманщики, которые звонят и пытаются выманить деньги. Обман по телефону — самый распространённый в настоящее время вид мошеннических действий, и с каждым годом появляются всё новые виды телефонного мошенничества.
Популярные схемы обмана: как распознать телефонных мошенников
У большинства людей схожие болевые точки — тревога о своих родственниках и их безопасности, беспокойство о сохранности сбережений, страх упущенной выгоды, смутная робость перед людьми в погонах.
Телефонные мошенники прекрасно это знают, поэтому давят на самое больное. У них есть излюбленные приёмы и фразы, которые заставляют людей пугаться, терять бдительность и сначала делать, а потом думать.
Доцент РЭУ им. Плеханова Мери Валишвили рассказала, как понять, что вам позвонили мошенники, и назвала 3 фразы, по которым можно сразу узнать жуликов.
- «С вашим родственником случилась беда». Как сообщает МВД, самая популярная схема развода — это звонок от следователя с сообщением о попавшем в беду родственнике (например, он сбил человека или стал виновником серьёзного ДТП), а потом предложением урегулировать вопрос за определенную сумму. Лжецы могут пугать фразами «ваш муж попал в ДТП, нужны деньги на срочную операцию» или «ваш брат, будучи пешеходом, спровоцировал аварию. Водитель попал в реанимацию, и, чтобы помочь вашему родственнику, нужно перевести 300 000 рублей потерпевшему». Если вы попали в такую ситуацию, то попытайтесь сохранить спокойствие, сбросьте звонок и сами позвоните родственнику.
- «Вас беспокоят из службы безопасности банка». Телефонные мошенники представляются сотрудниками службы безопасности банка (иногда это сотрудники МВД, полиции, ФСБ, прокуратуры). Лжесотрудник рассказывает историю о том, что ваши деньги с карты вот-вот похитят («мы обнаружили подозрительные операции»), а далее предлагает их спасти и перевести на «безопасный счет». Далее самое главное — он обязательно скажет: «Продиктуйте номер банковской карты», «Продиктуйте код из СМС-уведомления». Запомните, сотрудник банка никогда не попросит назвать вас код для подтверждения банковской операции.
- «Эта беседа конфиденциальна». Если вам говорят эту фразу — смело вешайте трубку, это мошенники. Разговоры с сотрудниками официального банка всегда записываются, а клиента об этом предупреждают ещё до того, как банковский оператор подключился на линию. Вы наверняка слышали эту фразу, когда звонили в банк: «В целях безопасности все разговоры записываются».
Но иногда ставка идёт не на социальную инженерию, а на нехитрые технологии. Так, очень распространено мошенничество «Перезвоните на этот номер». Это когда жертве на мобильный телефон приходит SМS с просьбой перезвонить на указанный номер, внешне ничем не отличающийся от обычного. Далее, если человек перезванивает, с его счёта улетают все деньги, а сам подставной номер вскоре блокируется, выполнив свою функцию.
Есть и менее распространённые, но не менее эффективные схемы телефонного мошенничества — и каждый год появляются новые.
Так, например, мошенники теперь могут не только звонить якобы из банка, но ещё и отправлять на электронную почту сообщения с приглашением на личный приём в офис Центробанка.
Такие письма от мошенников начинаются с обращения по имени и отчеству, в них указывается время приёма и настоящий адрес Банка России в регионе проживания потенциальной жертвы. После отправки письма мошенники связываются с получателем и под разными предлогами пытаются выманить данные его банковской карты и СМС-код либо уговорить перевести деньги.
Другой новый способ обмана — развод россиян с помощью фейковых удостоверений. Чтобы вызвать доверие, мошенники стали высылать жертвам фальшивые документы и удостоверения для лучшей убедительности. Лишний раз стоит напомнить: настоящие сотрудники Центробанка или полиции никогда не будут присылать вам фотографии документов!
Заслуженный юрист России Иван Соловьев поделился ещё одной новой схемой мошенничества. Он рассказал, что теперь аферисты звонят с номера с телефонным кодом Грузии — 995, а некоторые россияне путают код с нашим 985. Потом мошенники действуют уже по известной схеме.
Телефонное мошенничество на фоне СВО
Ещё до начала специальной военной операции россиян активно атаковали телефонные мошенники с Украины. А в 2022 году их атаки приняли поистине массовый характер и стали представлять опасность не только для кошельков, но и для жизни и свободы их жертв.
В 2023 году по всей России прокатилась волна поджогов военкоматов. У всех этих случаев была одна общая деталь: поджоги устраивали женщины средних лет и пенсионеры, которые ранее никогда не привлекались и не фигурировали в делах об экстремизме.
Российские силовые структуры сообщили, что это дело рук мошенников с Украины. По словам силовиков, украинские аферисты по телефону убеждали людей, что поджоги военкоматов — это задание российских спецслужб. Эта схема стала одной из многих в арсенале телефонных мошенников, которые давно не дают покоя россиянам, похищая их деньги или толкая на преступления.
Далее поджигатели в полиции рассказывали, что мошенники разыгрывали перед ними настоящий спектакль — предлагали помочь стране в борьбе с врагом и отомстить обидчикам, а также закрыть долги, выполнив важное «государственное задание».
Иногда злоумышленники в своих уговорах нарушить закон прибегали и к открытому шантажу, например угрожая безопасности близких, находящихся в зоне СВО, или обещая устроить неприятности самим жертвам.
Позже российские СМИ сообщили, что на Украине работает 8 колл-центров, прицельно занимающихся телефонной бомбардировкой россиян. Как рассказал один из менеджеров такого колл-центра: «По поводу уголовной ответственности: идет конфликт с Россией, поэтому задержать нас не могут — пострадавшие находятся в стране-агрессоре».
Меняются не только схемы, но и подходы к преступному ремеслу. Зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов в июне 2023 года сообщал, что аферисты теперь стали предварительно подбирать потенциальных жертв — и активно интересоваться россиянами, которые недавно получили большие суммы на свои счета от покупки недвижимости и т. д. Наметив цель, мошенники уже вдумчиво используют «опробованные приёмы», позволяющие заполучить чужие деньги.
Преступники не дремлют, и как только об их схемах становится широко известно, а улов оскудевает, они находят новые фишки, чтобы привлечь и удержать внимание своих жертв и обмануть их бдительность.
Но зная хотя бы часть из этих схем, нетрудно научиться выделять подозрительные звонки, а значит, хотя бы отчасти повысить шансы защитить свои сбережения.
Сколько люди отдают телефонным мошенникам
Сейчас телефонное мошенничество — основной способ вымогательства и кражи денег у россиян.
За 2022 год телефонные воришки пытались украсть порядка 200 млрд рублей. Не все попытки увенчались успехом, однако больше 14 млрд рублей аферисты всё же смогли украсть у жителей России — такой статистикой поделился начальник управления противодействия кибермошенничеству Сбербанка Сергей Велигодский.
И это только официальные потери, а на самом деле суммы гораздо больше.
«Это не все потери, потому что есть ещё статистика МВД. Нет официальных цифр, но неофициальные — порядка 100 миллиардов рублей», — отметил Велигодский.
Нередко на удочку мошенников попадаются повторно или длительно отдают им деньги, не подозревая, что имеют дело со злоумышленниками. Например, пенсионерка из Барнаула целых два раза попалась на уловку мошенников и перевела им больше 6 млн рублей.
Сначала женщина перечислила аферистам 410 000 рублей и уже оформила кредит на 2,5 млн рублей, чтобы передать и эти деньги тоже. В первом случае обмана женщину предупредила настоящая сотрудница банка и объяснила, что та стала жертвой мошенников.
Но на этом лжесотрудники банка не остановились и каждый день названивали пенсионерке. Они сообщили ей, что необходимо по максимуму оформить займы, исчерпав свой кредитный потенциал, а потом перевести деньги на «безопасные» счета», и она снова поверила, на протяжении месяца оформляла новые кредиты и отправляла деньги мошенникам.
А вот бывшему замруководителя аппарата Госдумы Юрию Безверхову повезло ещё меньше. Мошенники украли у него 44 миллиона рублей. Мужчине поступил звонок на WhatsApp, та мом конце представились сотрудниками Центробанка и сообщили о том, что на счёт Юрия по ошибке поступили деньги и их необходимо вернуть. Бывший чиновник не заподозрил подвоха, поэтому раскрыл личную информацию и назвал код подтверждения операции, который мошенники отправили ему СМС-сообщением.
Жертвами телефонных мошенников становятся не только люди в пожилом возрасте, часто это случается и с молодыми.
23-летняя жительница Республики Алтай отдала мошенникам больше 2,2 миллиона рублей. Девушке позвонили и представились сотрудниками правоохранительных органов, а далее убедили её в том, что кто-то оформляет кредит на её имя в размере 1,5 миллиона, но деньги можно спасти. Так девушка сама оформила несколько кредитов в разных банках города. В первом случае ей одобрили 1,5 млн рублей, во втором — 700 000 рублей, в третьем — 360 000 рублей.
После первого перевода на счета аферистов банк заблокировал карту, однако их жертву это не остановило. Она попросила снять блок и продолжила перечислять деньги.
Так что правильный ответ на вопрос, сколько денег могут максимально выманить у вас мошенники, — все ваши деньги, если не будете включать голову.
Почему люди попадаются на уловки
Истории о том, как мошенники развели очередного доверчивого россиянина, появляются едва ли не каждый день, и читающие их нередко посмеиваются: как можно быть настолько наивными? Но в 2022 году обманутым оказался даже главный эксперт Центробанка.
А значит, иногда даже опыт и профессиональная насмотренность оказываются бессильны перед типовыми психологическими уловками.
По результатам тематического опроса, который проводила платёжная система Visa, меньше 1% населения способны сохранять холодную голову и не попадаться на уловки мошенников, которые представляются сотрудниками банка или правоохранительными органами.
Глава департамента информационной безопасности ИМБА ИТ Андрей Прозоровский считает, что люди доверяют мошенникам не только потому, что обладают скудной информированностью о методах надувательства. Мошенники делают всё, чтобы человек испугался, стрессанул и передал им всю нужную информацию.
«Скорее, расчёт идёт на прессинг и давление на человека в не самых комфортных для него обстоятельствах», — отметил эксперт.
Психологи уверены, что происходит это потому, что большой процент людей старшего возраста, которые родились в СССР, подсознательно ассоциируют банк с государством, а значит, с надёжностью. Поэтому у них не возникает мыслей о том, что государство может их обмануть.
Ещё одной причиной является то, что люди эволюционно привыкли подчиняться, поэтому легко ведутся на давление злоумышленников.
«Мошенники часто используют агрессивные психологические манипуляции, перед которыми сложно устоять», — указала психотерапевт Надежда Двоскина.
Что делать, если позвонил мошенник
Представьте ситуацию: вам позвонил сотрудник банка и сказал, что все ваши счета в опасности, но деньги можно спасти, если действовать быстро. Что нужно делать?
Сбросьте вызов и самостоятельно перезвоните в банк для уточнения информации.
Если вы подозреваете, что вам звонит мошенник, но не уверены в этом, потяните время. Говорите, что «ищете карту», или просто висите на линии. Если мошенник спросит, совершали ли вы недавно денежный перевод куда-либо, скажите, что совершали, хоть это и не так. Если преступник поймёт, что жертва что-то заподозрила, он просто прекратит разговор.
Если вам поступил звонок от якобы следователя, и тот сказал, что с вашим родственником случилась беда, — действуйте точно так же. Прервите звонок и самостоятельно перезвоните родственнику или напишите в мессенджер. Если он не отвечает, проверьте, когда он был последний раз в сети.
Если же вам позвонил знакомый человек, но у вас возникло подозрение, что кто-то по телефону имитирует его голос, задайте собеседнику наводящие вопросы, ответ на которые знает лишь он.
Многие люди, когда им звонят мошенники, пытаются всячески потроллить над ними. Но, как оказалось, издеваться и шутить над мошенниками не стоит, ведь те могут принять ответные меры — рассказал заслуженный юрист России Иван Соловьёв.
По словам Соловьёва, обидевшийся злоумышленник может вбить ваш номер в сервис подменных номеров так, чтобы он отображался в качестве источника звонка, который получают их жертвы. Обманутые ими люди будут указывать его во всех заявлениях в полицию. И тогда вы устанете отбиваться от звонков уже настоящих следователей.
«Как-то я решил над ними подшутить: разговаривал с ними полтора часа и в конце концов сказал, что сразу понял, кто мне звонит. Они обиделись и стали использовать в своих целях мой номер. Есть такая функция: человеку звонят якобы от имени банка, и он видит какой-то номер, но на самом деле эта комбинация цифр принадлежит рядовому абоненту. Таким образом они подставили и мой номер. После этого мне в течение недели звонили и говорили: "Здравствуйте, вы мне только что звонили. У меня от вас пропущенный вызов"», — рассказал один из пострадавших от рук мошенников.
Самый лучший вариант обезопасить себя — не отвечать на телефонные звонки с незнакомых номеров.
Что делать, если попался на удочку мошенников, и можно ли вернуть деньги
Если вы поняли, что вас обманули и украли деньги, то первое, что необходимо сделать, — позвонить в свой банк, номер телефона можно найти на официальном сайте, и сообщить о телефонных мошенниках, которые вам звонили. Расскажите сотруднику о случившемся и с какого номера поступил звонок. Сотрудник банка проконсультирует вас и скажет, что делать дальше.
После обращения в банк сразу же нужно обратиться в ближайшее отделение полиции. Необходимо написать заявление о преступлении. Кража денег — это уголовно наказуемое дело, которым занимаются правоохранительные органы.
Можно ли вернуть утраченные деньги? В некоторых случаях можно. Если вы быстро поняли, что вас развели, оперативно позвонили в банк, рассказали о случившемся и отменили денежный перевод. На это есть от трёх до шести часов с момента транзакции. Если успеть в этот срок, банк вернёт деньги.
Вся проблема в том, что многие люди не сразу осознают, что стали жертвами мошенников и теряют время.
Если время упущено, вернуть деньги вряд ли получится. Если вы самостоятельно назвали секретные платёжные данные (PIN-код, код из СМС, CVV/CVC банковской карты), вины банка в этом нет, и по российскому законодательству банк ничего не должен клиенту. В таком случае потребуется как минимум помощь юриста, но шансы получить обратно свои кровные примерно равны шансам, что мошенников найдут и арестуют, — то есть очень низки.
Наказание для телефонных мошенников
Наказание за телефонное мошенничество предусмотрено статьёй 159 УК РФ. Мошенник-одиночка может получить до двух лет лишения свободы, а вот если работала преступная группа, то срок будет больше — до пяти лет. Кроме того, преступников могут обязать вернуть все украденные деньги или возместить ущерб и нанесенный моральный вред жертве.
Можно ли побороть телефонных мошенников
На стороне злоумышленников — анонимность, которую обеспечивают подставные номера и специальные сервисы, а также тот факт, что часто они действуют из юрисдикции других государств, где у российских правоохранительных органов нет возможности их найти и покарать.
Кроме того, дурное дело — не хитрое, поэтому на месте одного разогнанного колл-центра появляется ещё несколько таких же, иногда даже в местах не столь отдалённых.
Поэтому банки системно работают и прикладывают усилия для того, чтобы не допустить мошенничество и защитить своих клиентов. Это проще, чем разбираться с уже совершёнными переводами.
Например, «Сбер» пробует новый сервис, который борется с мошенниками. Работает он на базе мобильной сети «Сбермобайл» и с помощью нейросети «Аура» помогает россиянам распознавать нежелательные звонки. Как только искусственный интеллект решит, что звонок может быть мошенническим, абонент услышит звуковое предупреждение. Тестирование показало хорошие результаты: по типовым фразам «Аура» уже распознает до 80% мошеннических звонков.
Ранее «Сбер» создал библиотеку голосов мошенников, которые когда-либо звонили гражданам и пытались развести их на деньги. С такой библиотекой банк получил возможность сразу блокировать атаки злоумышленников, не позволяя им проводить финансовые операции. Когда мошеннический звонок поступает на телефон клиента «Сбера», колл-центр банка перезванивает злоумышленнику, после чего система автоматически блокирует возможные операции между счетами потенциальной жертвы и афериста.