Что такое франчайзинг. Объясняем простыми словами
Франчайзинг — способ организации бизнеса, когда предприниматель работает под чужим брендом и по выстроенным другими бизнес-процессам, за что платит владельцу франшизы паушальный взнос (разовый платёж за вход в бизнес) и роялти (периодические выплаты в виде процентов с оборота или маржи).
Проще говоря, новый игрок выходит на рынок под вывеской известного бренда. Например, по франшизе можно открыть ресторан быстрого питания «Макдоналдс», KFC или Burger King, пиццерию «Додо пицца», автосервис Fit Service, медицинскую лабораторию «Гемотест» и т. д.
Такая схема удобна для всех: открывая заведение под вывеской известного бренда, франчайзи получает поток клиентов, а для франчайзера это возможность быстро масштабировать свой бизнес без собственных инвестиций в инфраструктуру, особенно в регионах.
На практике франчайзинговые отношения довольно рискованны. Покупка даже сильного бренда не страхует франчайзи от провала, а для франчайзера каждая неудача партнёра — удар по репутации.
Пример употребления на «Секрете»
«Если хотите, чтобы франчайзинг не навредил, введите жёсткие стандарты и контролируйте их соблюдение. Внешний вид офисов — согласно брендбуку. Работа подразделений — по единому графику. Оценка сервиса и качества — по принятым в компании стандартам. И никак иначе».
(Директор по развитию компании СДЭК Андрей Горбуль — о том, как франчайзеру снизить свои риски.)
Проблемы
Ещё одним риском франчайзинга в России исследователи называют отсутствие правовой базы, которая могла бы регулировать отношения в этой сфере бизнеса. Нет даже чёткой терминологии. Поэтому франчайзи легко может украсть наработки франчайзера и перестать платить ему роялти.
Факт
Первые франшизы появились в США. Пионером стала компания Исаака Зингера. С 1851 года фирма заключала с дистрибьюторами письменный договор на передачу прав на продажу и ремонт швейных машинок на определённой территории США. Эти первые франшизы по своей сути были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи (дилера) обслуживать машины.
Разновидности
С 2016 года некоторые компании предлагают российским предпринимателям новый формат сотрудничества — по схеме так называемой антифраншизы. В ней нет роялти, а паушальный взнос или снижен в разы, или тоже отсутствует. Но брендом с партнёром никто не делится — зато требуют закупать продукцию/расходники только у франчайзера или выставляют другие условия.
Статью проверил:
Иван Бабич, Коммерческий директор «Сбермаркета»