Как не дать франчайзи украсть бизнес. 6 советов от эксперта

03 марта в 18:51
История пользователя

Рынок франчайзинговых бизнесов уязвим для краж — недобросовестные партнёры «уводят» фирменный стиль, принципы работы, коммерческие тайны или уникальные рецепты. При этом в России нет отдельного закона, который прямо защищает продавцов франшиз. Так как владельцу такого бизнеса обезопасить себя от таких инцидентов.

Статью прислал наш читатель
Иван Габдрахимов
директор департамента франчайзинга «Ёбидоёби»
Станьте автором «СФ», поделитесь своей историей!
Напишите нам

Сначала стоит определить, что можно назвать копированием бизнеса, а что — кражей.

Пример кражи: жена франчайзи открыла такой же бизнес и использовала 100% ваших визуальных материалов — рекламу, прайс-листы, рецептуру блюд, технологию производства на таком же оборудовании.

Пример копирования: житель соседнего города использовал похожую цветовую гамму оформления вывески и входной группы своего ресторана.

Главной чертой кражи является наличие аффилированных лиц. Другими словами, в деле должны быть заинтересованные люди — франчайзи, их родственники или близкие друзья. Выяснить это можно через социальные сети или через выписки из реестра юридических лиц.

Вы можете заметить, что похожий бизнес зарегистрировал однофамилец франчайзи или его друг с фотографии в Instagram. Кроме того, определить факт кражи могут тайные покупатели, в роли которых вы можете выступить самостоятельно — прийти во франшизную точку в качестве клиента и увидеть, насколько бизнес похож на ваш.

Как продавцу франшизы защитить себя

1. Детально составить документы

Подробно опишите, что именно франчайзер передает франчайзи и на каких условиях. Это могут быть: уникальная технология производства, рецептура блюд, название, вывеска, право пользования фирменным стилем.

Уделите внимание ответственности, которая возникает при нарушении пунктов договора. Например: по условиям нашего договора партнёр несёт финансовую ответственность от 300 000 рублей плюс ответственность по закону. Если партнёр не выполняет условия договора, мы защищаем себя обеспечительными мерами.

В дополнение к подписям сторон лучше всего зарегистрировать договор в Роспатенте — это федеральная служба, которая защищает интеллектуальную собственность, патенты и товарные знаки.

2. Ввести ограничения и запатентовать товарный знак

Отметьте в договоре конкурентные и территориториальные ограничения. Они запрещают франчайзи передавать право использования франшизы третьим лицам и заходить на территорию другим франчайзи. По этим правилам работает наша сеть: один город — один франчайзи.

Регистрация товарного знака защитит не только от кражи названия, слогана или фирменного стиля со стороны франчайзи, но и от неправомерного использования вашего имени любыми третьими лицами. На этом не стоит экономить.

Если вы используете собственное ноу-хау, то можете также зарегистрировать инновацию в Роспатенте, но только если это физический объект. Например, оборудование, которое вы изобрели и используете в бизнесе. Патент защитит не только от кражи бизнеса со стороны франчайзи, но и от «патентных троллей». Такие люди регистрируют чужие незапатентованные товарные знаки или изобретения, выдавая их за свои.

3. Передавать защищённые материалы только через регламентированные каналы

Цифровизация и передача данных онлайн облегчила работу бизнесу, но добавила риск кражи и подделки документов. Если у франчайзи будет возможность редактирования договора или других юридических документов, есть вероятность, что франчайзи не упустит такой шанс.

Всегда передавайте нередактируемые форматы файлов: это правило относится не только к работе в франчайзи. Все договоры должны быть в бумажном, .pdf или .jpeg форматах. Изображения и визуальные материалы также должны быть в финальном виде без возможности внесения правок.

Определите, как вы будете передавать материалы. Например, это могут быть защищённые облачные решения с индивидуальным доступом в систему. С франчайзи это нужно решить заранее и при необходимости обучить его пользоваться такими системами. Сейчас на рынке существуют онлайн-системы шифрования файлов, одни из них — File Lock или Securesha.

4. Прописать жёсткие контракты и вести самостоятельное управление

Контракт — один из самых важных документов, который будет иметь большой вес в суде. Он закрепляет отношения сторон, определяет ограничения и ответственность каждого лица.

Жёсткие условия контракта с поставщиками помогут продавцу франшизы убить двух зайцев: облегчат и работу с подрядчиками, и контроль над франчайзи. Это поможет быстро заметить, что что-то пошло не так. Например, поставщик сообщит вам, что франчайзи перестал оформлять у него заказы или перешел к другому поставщику. Так вы сможете удалённо следить за работой команды благодаря хорошим контактам.

Организуйте бизнес-процессы на предприятии франчайзи таким образом, чтобы самое ценное находилось в управлении головного офиса: работа с клиентами, маркетинг, поставки. Даже в случае кражи бизнеса вы не потеряете ценные контакты и сохраните коммерческую тайну.

5. Внедрять обновления

Это правило особенно пригодится бизнесу в сфере общественного питания. Обновляйте меню, внедряйте новые технологии производства или рецептуры, создавайте новые рекламные кампании. Так вы можете увеличивать ценность своего бизнеса, и франчайзи будет невыгодно его красть. С вами он должен вкладывать меньше, а получать больше, чем без вас.

Кроме того, если франчайзи отказывается внедрять нововведения или активности, которые направлены на рост продаж, это может быть поводом для серьезного разговора. Может, он уже собирается увести вашу бизнес-модель для собственного бренда.

6. Контролировать

Контролируйте франчайзи не только с помощью документов и регламентов. Проводите проверки с помощью тайных покупателей, посещайте точку самостоятельно, если это возможно. Находитесь в хороших отношениях с поставщиками, чтобы в случае проблем они помогли определить факт кражи бизнеса и стали частью вашей защиты в суде.

От кражи бизнеса никто не застрахован, но в силах управляющей компании создать ценность своих услуг для франчайзи. Партнёр должен понимать, за что он платит роялти –– и что получает взамен.

Фото: depositphotos.com

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе