Грустная история россиян, купивших франшизу и в итоге потерявших всё
Как не повторить их ошибки?Читатели «Секрета» открыли бизнес по франшизе — продажу настолок, вложили в него несколько лет жизни. Но потом что-то пошло не так и предприниматели потеряли деньги, нервы и бизнес. Какую роль в этом деле сыграл франчайзи и что делать, чтобы не прогореть с франшизой? Пересказываем рассказ предпринимателей и приводим советы юристов.
С чего всё началось
В начале 2018 года супруги Ивановы (фамилии, имена действующих персонажей изменены) уехали из столицы на юг страны. Оба любили настольные игры и впервые в жизни решили заняться бизнесом, открыв магазин настолок. Изучив рынок, пара выбрала одну из франшиз — без роялти и паушального взноса.
Какие условия предлагались?
Отсутствие роялти и паушального взноса, прибыль от 100 000 рублей, поддержка персонального менеджера круглосуточно и небольшие деньги для старта — чуть более 500 000 рублей. Розничная наценка для партнёров франчайзи — 80% от закупочной цены. Иными словами, если товар стоит 1000 рублей, то мы его покупаем за 555 рублей, а чистыми имеем 445 рублей.
И вот мечта сбылась, магазин открылся. Первые месяцы работали на износ, ежедневно с 10 до 22. Но, к сожалению, магазин много не приносил, а когда Надежда Иванова была на последних месяцах беременности, пара оставила вместо себя менеджера и уехала назад в Москву. Под управлением менеджера выручка магазина и вовсе упала, пошли убытки. Супруги решили продать магазин.
Как франчайзер (не)выполнил условия.
- Менеджера 24/7 по факту не было. Если на праздники всё раскупили, то магазин пустовал до конца праздников плюс ещё несколько дней после, пока товар не приедет в город.
- Возможность закупать товар у других поставщиков (не более 15%) не сработала. Франчайзер запретил работать с другими магазинами напрямую. При невыполнении — санкции.
- Чистая прибыль от 100 000 рублей — не было даже приблизительно.
- Эксклюзивные права на город — это значит, что в населённом пункте не может быть двух магазинов с разными владельцами. Тоже не сработало.
Что было дальше
Купить магазин вызвался постоянный клиент — Николай. В обсуждение сделки сразу же вовлекли франчайзера, ведь вскоре именно Николай должен был его представлять в городке компанию вместо супругов.
Переговоры шли два месяца, и о каждом шаге пара уведомляла директора по франчайзингу. В начале декабря стороны смогли прийти к условиям, которые удовлетворяют всех: Ивановы за 1 млн рублей продают магазин, всё оборудование, товар, аккаунты и группы магазина в соцсетях. Всё было зафиксировано в виде переписки по почте и в различных мессенджерах.
В процессе согласования технических деталей, директор по франчайзингу между делом задал супругам вопрос: «Если Николай не купит ваш магазин, он хотел бы открыть свой. Вам помешает его магазин? Ведь он может открыться под любым брендом, не только под нашим». Они ответили: «Конечно, помешает, регион ведь маленький», — не уделив этому событию должного внимания.
Неожиданный поворот
За три недели до сделки Николай сообщил, что отказывается от покупки. Ему больше не нужен бизнес Ивановых, он может лишь купить мебель по остаточной стоимости и товарный запас.
Супруги попросили Николая а объяснить, что произошло. И тут выяснилось, что франчайзи, никого не предупредив, заключило с мужчиной договор франшизы за месяц до оговоренной сделки. То есть магазин Ивановых без предупреждения и без уведомления лишили эксклюзивности, воспользовавшись пунктом в договоре, который требует от магазина всегда закупать не меньше чем на 300 000 рублей месяц. Одним из тех пунктов договора, которые, как обещал директор по франчайзингу, «никогда не используются, что могут подтвердить все магазины, которые у нас сейчас есть».
Супруги отказались продавать мебель и товар по предлагаемой Николаем цене и попросили его выполнить уговор. Но он ушёл со словами: «Тогда я открываю свой магазин. Два магазина в одном городе не уживутся. Кто-то из нас закроется, но это буду не я».
Когда Ивановы попросили объяснений у директора по франчайзингу, тот ответил: «К сожалению, эксклюзивность предоставляется при условии одновременного соблюдения всех нижеприведенных условий:
-
Открытие не менее одного магазина на 250 000 жителей населённого пункта, в котором расположен магазин, при этом не менее 50% открытых магазинов должны иметь площадь более 15 кв. м;
-
Превышение ежемесячного объёма закупок товара суммы 300 000 рублей, на каждый магазин площадью более 15 кв. м.
-
Мужчина подчеркнул, что у магазина Ивановых такого объёма нет — и перестал отвечать на звонки супругов.
Как только пара смирилась с мыслью об открытии второго магазина, их ждал еще один сюрприз: франчайзер обязал их делить с Николаем группу в VK, которую они развивали два года.
Просьбы супругов создать вторую группу для другого магазина не возымели никакого эффекта. Администратор издательства предоставил Николаю доступ, лишил Ивановых админских прав и удалил из группы.
Лишившись поддержки издательства, супруги продали магазин за бесценок.
Что говорят юристы
Опрошенные «Секретом» юристы скептически относятся к самой идее купить франшизу. «Люди пытаются купить волшебную таблетку и не хотят разбираться в деталях бизнеса. Сами условия договора франшизы часто работают не в сторону франчайзи, поэтому, прежде чем заключать договор франшизы, стоит взвесить все плюсы и минусы», — говорит адвокат, руководитель Saunin Law Practice Андрей Саунин.
Эксперт советует желающим приобрести франшизу сперва разобраться, что конкретно даёт этот договор и какие ресурсы требует от франчайзи. «В случае с супругами Ивановыми франчайзи получал скидку на закупке, которую, скорее всего, мог получить любой оптовый покупатель», — отмечает он.
«Покупатели франшизы думают, что покупают, а потом продают “бизнес”. Но на самом деле даже не понимают, что за договор заключили и за что заплатили деньги, ведь предприимчивые продавцы “такого ценного товара” никогда не именуют такие договоры “продажей франшизы"», — добавляет Николай Рыков, юрист по экспертным заключениям Европейской юридической службы.
По словам эксперта, чаще всего заключают «Договор коммерческой концессии» или «Лицензионный договор», который порой содержит в себе признаки других договоров — и это законно. Спекуляция такими выражениями, как «покупка или продажа франшизы» или «покупка или продажа бизнеса», сразу должна насторожить потенциального покупателя, подчёркивает эксперт.
«Этот термин — экономическое, но никак не правовое понятие. Российское законодательство никак не регулирует "продажу франшизы", так что подобные предложения — это исключительно маркетинговый ход, который помогает привлечь внимание потребителя, убедить в уникальности предлагаемой сделки, а по сути, завуалировать содержание договора», — говорит он.
На практике контрагенты часто прикрывают «франшизой» такие тривиальные договоры, как возмездное оказание услуг, подряд, агентирование или даже поставку.
Ещё одна проблема с франшизами — это их перепродажа. «Главная ошибка в кейсе заключалась в том, что в преддоговорные отношения был вовлечён сам франчайзер. Кроме того, стороны не заключили предварительный договор или хотя бы соглашение о конфиденциальности переговоров», — обращает внимание Саунин.
Такой документ поможет в отношениях с потенциальным покупателем ещё до раскрытия информации о деталях бизнеса. Предварительный договор может содержать соглашение о преддоговорных отношениях и содержать все условия сделки. В нём также можно прописать ответственность за разглашение или условие о запрете конкуренции. В этом случае покупателю будет сложнее сорвать сделку, иначе придётся заплатить.
Что делать покупателям франшизы? Краткие советы от Андрея Саунина
-
Будьте начеку и не поддавайтесь ажиотажу. Всегда руководствуйтесь принципом: лучше франшизу не купить, чем купить.
-
Оцените экономический эффект от франшизы. Выясните, что предлагает франшиза и насколько это выгодно. Подсчитайте, сколько сэкономите на покупке и какие от франшизы будет бонусы.
-
Ответьте на вопрос, не выгоднее ли развивать самостоятельное бизнес-направление, не покупая франшизу? Сможете ли компенсировать расходы на бренд и раскрутку аккаунтов в соцсетях?
Ивановы рассказали «Секрету» свою историю, воспользовавшись обратной связью на сайте. Если вы тоже совершили фатальные ошибки в своём бизнесе, столкнулись с несправедливостью или просто готовы поделиться своим предпринимательским опытом — напишите нам, воспользовавшись формой ниже.
Коллаж: «Секрет Фирмы», depositphotos.com