Коллега достал сообщениями в нерабочее время? Как решить эту проблему
Публикуется с разрешения издательства «Бомбора» («Эксмо»).
Что должно смущать в общении с коллегами
Есть сигналы, которые не просто могут, а должны смущать в общении с коллегами. Вот что выделяют авторы книги.
- Неуместные обращения: например, с нелепыми сравнениями или в уменьшительно-ласкательной форме.
- Перекладывание обязанностей, когда одна просьба превращается в целый поток.
- Излишнее внимание: порой хорошее отношение становится откровенным сованием носа в чужие дела.
- Нежелательное поведение: сальные комплименты или, допустим, неоднозначные намёки.
- Навязывание общения: повышенный интерес может вызывать дискомфорт, и это чувство абсолютно нормально.
- Несоблюдение графика: частое нарушение временных рамок для сообщений и звонков — повод для пересмотра рабочих процессов.
- Другие нарушения границ: у каждого могут быть свои «красные флаги» и действия, вызывающие неприязнь.
Что делать, если коллега пишет в нерабочее время: алгоритм
Обозначьте личные границы
Желательно сделать это ещё при знакомстве с командой — в первые дни на новой работе. Но вообще заняться этим никогда не поздно.
«Сделать это и просто, и сложно одновременно: нужно твёрдо и чётко обозначить, что для вас неприемлемо в работе, проговорить это с коллегами, руководителем или даже подчинёнными, если они есть. Да, это всего лишь разговор, но все мы знаем, как иногда трудно складывать слова в предложения», — пишут авторы книги Анна Власова и Полина Сычёва.
Оцените просьбу
В целом нет ничего страшного в редкой помощи коллегам — раз в квартал. Вполне нормально подключиться во внерабочее время, если:
- задача настолько лёгкая, что займёт буквально несколько минут;
- произошёл форс-мажор и это действительно важно.
Если же ситуация крайне сложная и требует серьёзной концентрации и погружения, лучше отложить задачу на следующий день. Если коллеги настаивают, обсудите вопрос оплаты вашей переработки.
«Проще всего в такой ситуации сделать вид, что не заметили сообщение, и ответить на него на следующий день. Но мы не советуем так поступать больше одного раза, ведь это не помогает решить проблему фундаментально, а спасает только в моменте», — отмечают эксперты.
Поговорите с нарушителем
Если ситуация повторяется из раза в раз, придётся решать вопрос персонально. Важно выстроить спокойный и обстоятельный диалог — без лишних эмоций и с аргументами.
Промолчав однажды и стерпев неуместное поведение, легко ухудшить ситуацию. Ведь человек попросту не поймёт, что его действия недопустимы.
«Когда вы молчите и не подаёте сигналов, что вам некомфортно, ваши границы могут быть нарушены. В таком случае стоит проявить, возможно, не свойственную вам жёсткость: скажите прямо, что вы недоступны во внерабочее время, а если в вашей компании или команде гибкий график, чётко обозначьте часы, в которые вы на связи».
Не стоит переживать, что из-за отказов на вас будут смотреть косо. Если это всё-таки произойдёт, это станет редким случаем, когда неправы все вокруг, но не вы.
Обратитесь к руководству
Если беседы с коллегой не помогают, говорить уже стоит с начальником или эйчаром. Иногда урегулировать вопрос можно только с помощью третьей стороны.
Задумайтесь о смене работы
Если границы нарушаются разными коллегами довольно часто и это считается нормой в компании.
«Помните, что постоянные ссылки на срочность задачи и перебрасывание ответственности на вас могут привести к повышенному уровню стресса и снижению вашей эффективности. Так что отвечать на сообщения в ночи не просто неприятно, но ещё и вредно».
Так что переход в другую команду может оказаться лучшим выходом из ситуации.