secretmag.ru
Выживание

Тариф «Бунт»: чем отличаются забастовки таксистов в России и на Западе

Шеф, гони на митинг!
26 ноября водители такси из разных регионов России начали забастовку. Так они [протестуют](https://secretmag.ru/news/smogu-ili-net-no-700-rublei-dai-rossiiskie-taksisty-vosstali-protiv-yandeksa-v-stile-zhyoltykh-zhiletov.htm) против ценовой политики крупных агрегаторов. Это не первая подобная акция в России, а в целом по миру таксисты за последние пять-семь лет провели десятки крупных стачек. «Секрет фирмы» вспомнил крупнейшие из них.

Как бастуют в мире

Перекрытые улицы, сожжённые покрышки и даже автомобили, драки, столкновения с полицией — так часто выглядит протест таксистов в Европе. Они заявляют, что таким образом борются с нечестной конкуренцией. Правила игры, на их взгляд, нарушают компании-агрегаторы. Больше всего претензий к крупнейшему игроку — американскому сервису Uber.

Во многих странах (США, Великобритания, Франция и другие) такси всегда было сферой с высоким порогом входа. Число лицензий строго ограничено, а стоимость такого разрешения на работу стоила сотни тысяч долларов или евро. Часто документ передавали по наследству.

Но всё изменилось, когда на этот рынок пришли технологические компании: брать заказы на перевозку отныне может едва ли не любой водитель. При этом стоимость поездки для пассажира стала ниже более чем вдвое.

Массовые публичные выступления против конкурентов начались в 2014 году. В Париже более 5000 машин такси в знак протеста проехались колоннами по главным улицам, что привело к серьёзным транспортным заторам. Демонстрации протеста прошли также в Мадриде, Лондоне, Милане, Берлине и некоторых других городах.

Эффект от этих акций для «традиционных» таксистов был неоднозначный: сразу после выступлений спрос на услуги Uber в Великобритании вырос на 850%, утверждали в компании.

В 2015 году протестующие стали агрессивнее. Во Франции они повредили около сотни машин и устроили драку с пользователями Uber в парижском аэропорту. Самые отчаянные заблокировали пути в метро. «В Париже ад для туристов», — писали тогда очевидцы.

© mskagency.ru/Андрей Никеричев

Через полгода, в начале 2016 года, «ад» повторился: угомонить разъярённых водителей такси удалось только после вмешательства спецназа.

В 2017 году в Мадриде тысячи таксистов провели 12-часовую забастовку против увеличения таксопарка компаний вроде Uber и Cabify. В стычках с полицией пострадали несколько человек.

Последние крупные акции протеста были уже скорее не против самих сервисов, а против условий работы. Так, в мае 2019 года таксисты вышли на митинги в 14 городах мира — они недовольны, что в первый год работы Uber забирает себе 75% от стоимости поездки и выставляет низкие тарифы за километраж и ожидание.

Протестующие могут записать себе в актив то, что некоторые правительства всё же ввели санкции против Uber. Так, работу компанию ограничивали (как, например, в Нью-Йорке, а во отдельных странах и вовсе запретили). Последний пример — 25 ноября 2019 года компания потеряла лицензию на работу в Лондоне.

Как бастуют в России

В нашей стране всё это время тоже проходили стачки таксистов. Но они были менее массовые и не такие заметные.

В отличие от Запада, в России таксисты протестовали против условий работы агрегаторов, а не против самого существования компаний.

Условия для водителей стали хуже в 2014 году, когда обострилась ценовая война между «Яндексом» и Uber (до слияния компаний в России в 2017 году). Тогда агрегаторы опустили минимальную стоимость поездок с 199 до 99 рублей.

Постепенно росла и комиссия агрегаторам и таксопаркам. В итоге водитель стал отдавать до 35% от цены поездок. Чтобы зарабатывать хотя бы на прежнем уровне, водители, по их словам, вынуждены были работать по 12–14 часов в день.

В феврале 2015 года состоялась самая массовая акция протеста. Организаторы акции рекомендовали водителям с 13-е по 15-е число не выходить на работу и «провести время с семьёй». По данным профсоюзов, в забастовке участвовали 4500 человек, по данным «Яндекса» — 1500. На работе транспорта в Москве это никак не сказалось, заявили в мэрии. Заметно увеличить зарплату и снизить рабочий день водители не смогли.

© shutterstock.com/vostock-photo.online

Год спустя столичные таксисты объявили новую масштабную забастовку против тарифов «Яндекс.Такси». Накануне акции у офиса «Яндекс.Такси» прошло несколько акций протеста, отдельных активистов задержала полиция. Водители призывали коллег бойкотировать сервис и пообещали, что к протесту присоединятся тысячи водителей.

Но этого не произошло. Лишь несколько таксистов на своих машинах попытались перекрыть столичную улицу Фрунзе, но им помешала полиция. Сами таксисты объясняли неудачу тем, что с «Яндекс.Такси» работают водители из самых разных таксомоторных компаний, «они разобщены, нет какой-то серьёзной объединяющей силы, поэтому протест, конечно, вряд ли будет массовым».

В 2018 году таксисты объявляли бойкот крупным агрегаторам («Яндекс.Такси», Uber и Gett) в Химках, Сочи, Казани, Красноярске, Белгороде и Уфе.

Ноябрьские акции протеста 2019 года также проходят в нескольких регионах. К протесту уже присоединились Тверь, Владимир, Казань, Ульяновск, Краснодар, Ростов, Москва и другие города. Число бастующих приблизилось к 20 000 человек. При этом официально всеобщая акция протеста должна начаться лишь в декабре.

Фото: shutterstock.com/vostock-photo.online