secretmag.ru
Выживание5 мин.

Сгоревшие миллионы и чувство опустошения. Поставщики Ozon рассказали, что будет с ними после грандиозного пожара

В Подмосковной Истре 3 августа загорелся склад маркетплейса Ozon. Пожар затронул не только зону хранения заказов, но и фулфилмент-центр, где формируют заказы и передают в службу доставки. Пожарные работали больше 17 часов. Ущерб от возгорания превысил 10 млрд рублей. «Секрет фирмы» спросил у продавцов, товар которых находился на складе, сколько они потеряли и что теперь с ними будет.
Что случилось

Что говорит Ozon

По заявлению Ozon, склад в Истринском районе был не единственным в Центральном округе — есть ещё пять. И это помимо 10 складов в регионах и складов самих продавцов. Поэтому потери заказов хоть и значительные, но не должны сильно повлиять на работу компании. Те заказы, которые Ozon не успел собрать 3 августа до пожара, он отменил и уже оформил возврат денег покупателям. Товары, которые можно заменить, компания отправит с других складов, поэтому сроки доставки увеличатся, говорится в сообщении магазина.

В систему Ozon уже внесены изменения, поэтому заказать товары со склада в Истре нельзя. Пользователи сервиса могут не опасаться купить то, что им не доставят.

Точные суммы ущерба пока не известны, но рисков для дальнейшей работы маркетплейса нет, отметили в компании. Вопрос компенсации уже обсуждается со страховщиками: товары и оборудование застрахованы на сумму до 11 млрд рублей, ответственность за ущерб здоровью и жизни людей — на 1 млрд рублей.

Компенсации за пострадавшие товары поставщики будут получать частями до 30 сентября. Размер Ozon посчитает так, «как если бы товар был продан 3 августа». «Из его стоимости вычтем комиссию за продажу. Плюс учтём стандартные расходы, например на размещение», — отметили в компании.

Также с 4 августа у Ozon запустил «Услугу по защите товара» для продавцов: маркетплейс возместит стоимость товара на складе независимо от причины повреждения. Услуга подключается минимум на месяц. Только неизвестно, как маркетплейс будет компенсировать ущерб в рамках этого предложения: по себестоимости товара или по его цене для покупателя.

Но есть максимальный размер месячной компенсации — не больше 20% от оборота продавца за месяц, когда произошёл инцидент с товаром.

«Чувство опустошения, а уходить некуда»

Игорь Исаев (имя изменено. — Прим. «Секрета»)

На приёмке в Ozon находилось 700 единиц моего товара на 1,19 млн рублей, но, сколько именно на остатках склада на Новой Риге, не могу посчитать — где-то больше половины. Остальное — в Питере и Твери.

Проблема в том, что товар поступил ещё 30 июля и до сих пор находился в стадии «Приёмка». Поэтому неизвестно, как Ozon поведёт себя с компенсацией. Может вообще сказать, что ничего не было, пустые коробки.

Утрирую, конечно, на эмоциях, но всё может быть. Товар, который ранее поставлен и продавался, теперь обнулён. Он сгорел, а ещё хуже, что пропах гарью — и покупатели будут от него отказываться, а Ozon станет утилизировать пострадавший товар за мой счёт как бракованный.

Может, конечно, я сгущаю краски: сейчас очень тяжело рассуждать, потому что товара нет и денег тоже, чтобы закупить и привезти новый.

Испытываю чувство опустошения. Продажи почему-то совсем упали, даже с учётом наличия товара на других складах, и есть обнулённые карточки, на раскрутку которых ушли время и деньги. Но уходить некуда — маркетплейсы убили интернет-магазины маленьких компаний, поэтому буду пытаться продавать через Ozon дальше.

«Процесс компенсации будет не самым простым»

Сергей Шустов
генеральный директор SCURO «Чай и кофе»

Мы обжарщики кофе, и у нас был не самый крупный объём товара на пострадавшем складе, если сравнивать с продавцами, кто работал только через Ozon. По примерным прикидкам — на 200 000 рублей в розничных ценах.

Пока испытываем смешанные чувства: понимаем, что процесс компенсации будет не самым простым, наверняка потребуются бумаги о закупке.

Если так, то мы потеряем всё, потому что кофе мы закупаем ещё зелёным и это биржевой продукт. То есть закупали мы его по $3–5, сейчас он стоит около $10 и его просто нет в России.

Резко восполнить потери не сможем из-за затруднённой логистики. Надеемся, что Ozon компенсирует всё по розничным ценам, но обычно корпорации так просто деньгами не разбрасываются. А если компенсировать будут по ценам закупки, наши 200 000 рублей превратятся в 40 000 рублей.

Конечно, наш бизнес продолжается. Товар есть на складах по всей России. Москва была основной точкой, но продажи идут — есть дилеры, другие маркетплейсы, интернет-магазины. Так что стараемся не унывать.

«Нам повезло, что можем резко менять планы»

Михаил Рублёв
директор DM-Beauty

У нас объективно небольшой объём товаров находился на Новой Риге — около 100 000 рублей. Но это более половины всех наших товаров, поэтому ущерб ощутимый.

Было волнительно, когда поступали новости. Пришлось срочно закупить новую партию, поменять планы на ближайшую неделю, но в целом терпимо. Главная сложность в том, что мы накануне ночью отвезли партию — и Ozon долго не могу ее принять и посчитать. Надеемся, что с этим проблем не возникнет.

Склад на Новой Риге был удобен, поэтому жаль, что придётся логистику перестраивать. Но всё же будем стараться выходить на предыдущие обороты и надеемся, что Ozon компенсирует все убытки, как и обещает.

В целом нам повезло, что мы можем резко менять планы, у нас небольшой и гибкий бизнес.

«Большого ущерба не получили, на складе были остатки»

Татьяна Быкадорова
руководитель отдела продаж «Бэствуд фарма»

На складе на Новой Риге было более 500 позиций нашего товара. Сколько потеряли из-за пожара, пока не знаем. Информация, которую нам дала поддержка Ozon, — это всё, что пока есть. С Ozon работаем не первый год, поэтому размещали товары на складах маркетплейса по всей России. И из-за этой давней совместной работы надеемся на лучшее и на честность по возмещению убытков.

К счастью, большого ущерба мы не получили, поскольку как раз планировали новую поставку через день — сгорели только остатки. В целом с нашей компанией всё нормально — и не такое переживали за 10 лет ведения бизнеса.

«Продажи не останавливаем и ждём компенсации»

Алексей Евченко
руководитель отдела развития продаж Naturalina

У нас на складе на Новой Риге лежали 3 палеты товара, пока их судьба не известна. К счастью, это только небольшая часть нашей продукции — основная масса находится на складе в Твери. И в целом маркетплейсы — это только 5–7% наших продаж. Поэтому бизнес не ощутил серьёзного удара.

Ozon со своей стороны держит руку на пульсе, служба поддержки клиентов работает хорошо. Компания постоянно оповещает о дальнейших действиях, обещает компенсировать пострадавший товар — в этом нас заверили накануне. Это сильно успокаивает в подобных ситуациях.

Дальше будем работать, как и раньше: продажи не останавливаем и ждём компенсации до конца сентября, как обещано.

Коллаж: «Секрет фирмы», Unsplash, Unsplash License, Воронин Денис/Агентство «Москва»