«Group-IB ходила по грани». Что бизнес говорит о деле против Ильи Сачкова
В ночь на 29 сентября стало известно об обысках в московском офисе Group-IB. Эта компания создаёт программы для информбезопасности, сотрудничает с властями при расследовании киберинцидентов и помогает защитить авторские права в интернете. Решениями Group-IB пользуются Сбербанк, Альфа-банк, «МегаФон», «Ростех» и другие компании.
Уже к утру пресс-служба Лефортовского суда Москвы отчиталась, что основателя Group-IB Илью Сачкова арестовали по подозрению в госизмене. По этой статье Сачкову грозит до 20 лет тюрьмы. Но подробности обвинения не разглашают — все дела о госизменах по закону засекречены.
Что за статья?
Статья о госизмене не входит в топ самых «популярных» предпринимательских статей (его мы приводили в нашем материале). Последнее такое дело в IT-сфере датировано 2016 годом, когда бывшего офицера ФСБ Сергея Михайлова и бывшего сотрудника «Лаборатории Касперского» Руслана Стоянова признали виновными в раскрытии оперативных сведений спецслужбам США.
Бизнес-сообщество сразу провело параллели между делами Сачкова и основателя Baring Vostok Майкла Калви (последнее показало иностранным бизнесменам обратную сторону инвестиций в Россию, подробнее о деле — здесь).
Бизнес-омбудсмен Борис Титов призвал следствие «объясниться»: иначе по IT-сфере и её инвестпривлекательности будет нанесён критический удар.
«Нет ничего хуже этого состава преступления, поскольку подобные дела рассматриваются в закрытом режиме, допускаются только специальные адвокаты, со всех участников берутся подписки о неразглашении. Но, учитывая масштаб и уникальность фигуры предпринимателя Сачкова для всей IT индустрии России, объясниться следствию необходимо. В противном случае IT побежит из страны», — сказал Титов.
В Кремле связи между делом Сачкова и инвестпривлекательностью страны не увидели. Как не увидели и предпосылок для того, чтобы IT-компании вдруг испугались сотрудничать с российскими госструктурами на фоне резонансного дела. «Это не имеет никакого отношения к деловому и инвестиционному климату в нашей стране. Вы видите, что обвинения не связаны с экономикой, а связаны с госизменой», — пояснил журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Что стало причиной дела?
Подробности дела засекречены, поэтому официальная версия неизвестна. Однако основатель платёжной системы Chronopay Павел Врублевский предположил, что всё дело в недавних санкциях США против криптообменника Suex. По его мнению, одним из основных популяризаторов темы криптолокеров был именно Илья Сачков.
«Это история с двойным, если не тройным, дном и серьёзными последствиями — с одной стороны, размах криптолокеров резко вырос в последние годы, с другой стороны, та же инфраструктура, которая использовалась для криптолокеров, используется для наркоторговли Hydra против Россиян и при этом связана, судя по всему, с поддержкой на Украине», — написал он.
Что думают айтишники и бизнес?
Вне зависимости от причин происходящего, арест Сачкова стал неожиданностью для представителей российской IT-сферы. Отрасль информационной безопасности не ждёт от таких новостей ничего хорошего, прокомментировала ситуацию президент группы компаний InfoWatch Наталья Касперская.
«Мы-то работаем в сфере защиты от утечек. В основном искусственный интеллект — глубоко интеллектуальная система там перехватывает информацию. Поэтому это другой подход. Что произошло, я не понимаю. Я пока в некотором раздрае», — сказала Касперская.
Глава компании «Крибрум» Игорь Ашманов полагает, что дело против Сачкова крайне неприятно для всей отрасли: рынок кибербезопасности не очень большой, а официальная открытая компания, как Group-IB, была в этом сегменте рынка всего одна.
«Group-IB, я думаю, всегда ходила по грани. Чтобы поймать компьютерного злодея, нужно сильно влезать повсюду, и они ещё начали активно работать за рубежом. Там можно нечаянно или нарочно "потереться боками" с операторами с той стороны, что при желании можно интерпретировать как контакт с иностранной разведкой», — пояснил Ашманов.
Словосочетания «работа за рубежом» и «международная выручка на растущем рынке cybersecurity», пожалуй, встречаются чаще всего в комментариях об аресте Сачкова.
«Помню, ещё в 2011 мы вместе с Ильёй ходили по банкам и продавали наши продукты. Я — ДБО, он — безопасность, — написал основатель и СЕО финтех-компании «Деньги вперёд». — В Газпромбанке всегда была строгая пропускная политика: в ячейках у входа я оставлял ноутбук, а Илья — оружие для самообороны. Он уже тогда понимал, что это опасный бизнес. Но точно не представлял себе — насколько».