secretmag.ru
Практика7 мин.

На месте не сидится. Как работодатели относятся к россиянам, которые часто меняют работу

По статистике*, до пандемии 40% российских работодателей негативно относились к специалистам, которые меняют работу чаще, чем раз в год. Но за последние пару лет таких соискателей на рынке труда появляется всё больше. Их называют джобхопперами (от англ. job hopping) или джобджамперами (от англ. job jumpers). Руководители компаний и карьерные консультанты рассказали «Секрету фирмы» об этом явлении, а также поделились своим мнением, насколько лояльны компании к частым сменам места работы кандидатами.

*Согласно опросу Superjob в 2019 году.

Кого считать джобхопперами

Артём Кумпель
управляющий директор «Авито работы»

Феномен job hopping появился на рынке труда относительно недавно и чаще всего встречается среди представителей поколения Z и миллениалов. Во многом появление джобхопперов связано с ростом популярности удалённой и проектной занятости в онлайн-пространстве.

Парадигма «одна профессия на всю жизнь» больше не актуальна. Сейчас сотрудникам крайне важно чувство свободы, возможность самовыражения и самореализации. Поиск своего места в мире и сподвигает людей становиться джобхопперами.

Период, как часто должен менять работу человек, чтобы считаться джобхоппером, довольно расплывчат.

Янина Голда
HR-директор Qummy

Я слышала много определений для job jumpers — джамперы, хопперы, прыгуны и даже летуны. Обычно все они применялись к людям, которые меняют место работы как минимум два раза в год.

Одна из главных причин частой смены работы — отсутствие страха перед увольнением. 17% россиян получают дополнительный заработок. Такие люди проще относятся к смене работы, так как у них уже есть альтернативный источник дохода.

Диана Дмитриева
карьерный консультант в онлайн-университете Skypro

Сейчас сотрудник может одновременно находиться в штате компании, работать над собственными проектами как фрилансер, быть самозанятым и открывать свой бизнес. Если человек не получает желаемый результат или комфортные условия на работе, он найдёт их в другом месте. Поколение Z не готово тратить годы на обещания и далёкие перспективы.

Международные тренды

Весной-летом 2021 года американцы стали увольняться активнее, чем когда-либо с начала XXI века. Исследования Prudential Financials показали, что каждый четвёртый житель США планирует менять место работы в ближайшем будущем.

При этом в некоторых странах сохраняется консервативный подход к рынку труда, где частая смена работы не приветствуется.

Наталья Трукец-Енова
основатель проекта Hring, генеральный директор кадрового агентства Human-Service

Во многих странах к феномену job hopping относятся довольно позитивно, так как это создаёт хорошие условия для получения разносторонних профессиональных навыков. Но в Западной Европе люди часто привязаны к своему месту работы. К примеру, в Италии, Франции и Германии в среднем сотрудники работают более 10 лет в одной компании. В Японии также не принято часто менять работу.

Однако и в этих странах в некоторых сферах джобхоппинг стал нормой.

Ирина Анисимова
руководитель практики Supply Chain & Production международной рекрутинговой компании Hays

В Европе давно распространён тренд на временное сотрудничество с кандидатами. Их берут на проектную работу в формате аутсорсинга с прописанными конкретными KPI. В маркетинге и консалтинге кандидаты со свежими знаниями, инновационными идеями и опытом работы в разных бизнес-моделях ценятся значительно больше, чем люди с 10–15-летним стажем на одной должности или в рамках одной компании. В России же мы только начинаем подхватывать этот тренд.

Какие профессии популярны среди джобхопперов

В России средний стаж составляет 8 лет. Тенденция job hopping в основном распространена в больших городах. Она вызвана тем, что на рынке вакансий предложений о работе намного больше, чем соискателей, и у кандидатов есть большой выбор. Job jumpers встречаются в каждой отрасли. Но в некоторых профессиях частая смена работы приветствуется, а в других, наоборот, считается явным минусом кандидата на должность.

Диана Дмитриева
карьерный консультант в онлайн-университете Skypro

Job hopping распространён в онлайн-бизнесе, где в большинстве работают динамичные люди, нацеленные на быстрый результат. В таких сферах, как строительство и производство, ситуация противоположна. Там сотрудники остаются более традиционными, и они менее подвержены динамике.

Сергей Сухоставец
директор по развитию бизнеса «Рокет ворк»

В линейных вакансиях, ретейле, сфере обслуживания традиционно большая текучка кадров. Но эйчары воспринимают таких кандидатов как нестабильных. Лояльнее к джобхопперам относятся в прогрессивных компаниях, занятых в сфере высоких технологий. Для них джобхоппер — человек с разнообразным опытом, легко обучаемый и подвижный. А эти качества работодатели научились ценить.

Job hopping регулярно встречается в IT, PR, копирайтинге и дизайне. Эксперты в этих отраслях часто нанимаются на проектную работу.

Как работодатели относятся к джобхопперам

Шансы на трудоустройство будут выше, если кандидат аргументирует перемену мест.

Артём Кумпель
управляющий директор «Авито работы»

Во время интервью начальнику важно узнать причины частой смены деятельности. Когда человеком движет желание развиваться, обучаться и получить разносторонний опыт — это одно. А если он живёт в бесконечной гонке за высокими гонорарами — это абсолютно другое.

Но даже хорошая аргументация карьерного пути не даёт гарантии, что вас возьмут на работу. Всё зависит от политики компании и её планов на сотрудника.

Елена Евстюхина
Руководитель группы консультантов по подбору персонала группы компаний ANCOR

Если компания собирается вкладываться в сотрудника на 5–6 лет вперёд, отношение к «прыгунам» будет негативное, потому что это не вписывается в корпоративную культуру роста и продвижения сотрудников.

Частую смену работы не приветствуют и на руководящих должностях. Считается, что в управлении нужно проработать как минимум три года. В первый год происходит адаптация к бизнес-процессам. На втором — внедрение собственных стратегий. И только к концу третьего года виден результат работы.

Игорь Чугай
партнёр Amrop Russia

Многие работодатели считают, что ценность кандидата тем выше, чем больше индустрий, корпоративных культур, локаций он поменял, так как это говорит о богатом опыте. И в той компании, которая ему понравится, он задержится надолго и принесёт ценность в долгосрочной перспективе. На мой взгляд, в большинстве случаев это опасное заблуждение. Такой кандидат заботится больше о своей карьере, нежели о том, какую пользу он принесёт текущему работодателю. Практика показывает, что такие сотрудники гонятся за более высоким материальным вознаграждением и ориентируются на достижение краткосрочных результатов, которые легко «продать следующему работодателю». И их не интересуют долгосрочные цели компании.

Что говорить джобхопперам на собеседованиях

Эксперты, опрошенные «Секретом», дали несколько рекомендаций, которые помогут получить должность, если у вас за плечами длинный карьерный путь:

  • Докажите, что вы часто меняете работу, чтобы стать профессионалом в своей сфере.
Сергей Сухоставец
директор по развитию бизнеса «Рокет Ворк»

На собеседовании нужно суметь грамотно объяснить частую смену работы. Если вы совершаете это из желания накопить профессиональный багаж, достигнуть быстрого профессионального роста — это очень хорошо. Значит, и на новом месте вы будете стремиться к развитию. Не забудьте об этом сказать на интервью.

Елена Евстюхина
Руководитель группы консультантов по подбору персонала группы компаний ANCOR

Будьте предельно честными на собеседовании. Вот примеры логичных формулировок смены деятельности: ● «Я изначально выходил на проект и знал, что через год контракт закончится». ● «Я недооценил ситуацию и приходил в эту компанию с другими ожиданиями, не почитал отзывы о ней». ● «Мне поступило предложение, о котором я давно мечтал, и поэтому я ушёл». ● Покажите осознанность своего выбора, а не подход «плыву по течению».

  • Подробно опишите все свои карьерные достижения в резюме
Янина Голда
HR-директор Qummy

Сделайте резюме не в хронологическом формате, а в функциональном. Сначала опишите навыки, умения и достижения, а уже после перечислите компании, в которых вам удалось получить данный опыт. Таким образом скачки будут менее заметны, а внимание потенциального работодателя сфокусируется на ваших уникальных знаниях и компетенциях.

Ирина Анисимова
руководитель практики Supply Chain & Production международной рекрутинговой компании Hays

Я всегда советую кандидатам с «рваным» резюме обозначать конкретные оцифрованные результаты на каждом месте работы. Это поможет не затеряться среди тысяч кандидатов при отборе HR-специалистами.

  • Соберите мнения предыдущих работодателей
Наталья Трукец-Енова
основатель проекта Hring, генеральный директор кадрового агентства Human-Service

Попросите рекомендации с мест. Это может быть характеристика на фирменном бланке компании или телефон бывшего работодателя, с которым сможет связаться ваш потенциальный руководитель.

Аргументируйте свою мотивацию не от (были плохие условия или что-то не понравилось), а к (поиск возможностей для раскрытия своего потенциала).

Помните, что рынок труда в настоящий момент на стороне кандидата. Чётко сформулируйте свои карьерные цели, и тогда вы увеличите шансы на то, что попадёте в компанию, которая раскроет ваш потенциал и предоставит лучшие условия работы.

Job hopping только набирает обороты в России. Но с массовым переходом в онлайн спрос на экспертов, которые могут быстро и качественно выполнить краткосрочные проекты, постоянно растёт. И вместе с ним меняется отношение к сотрудникам, которые часто меняют место работы.

Коллажи: «Секрет фирмы», depositphotos.com, freepik.com, Unsplash