Опубликовано 23 октября 2024, 21:44
8 мин.

Что такое удалённая (дистанционная) работа и чем она отличается от гибридной. Объясняем простыми словами

Дистанционная (она же удалённая) работа, удалёнка — форма занятости, позволяющая работать вне территории работодателя.

Простыми словами, удаленка — это когда формально вы трудоустроены в какой-то компании, возможно даже с офисом, но по факту комфортно сидите у себя дома в пижаме или вообще где-нибудь на пляже. И работаете за компьютером или на телефоне практически так же, как если бы сидели в офисе.

Что такое удаленка согласно Трудовому Кодексу

Дистанционная работа возникла как понятие Трудового Кодекса РФ в 2013 году. В 2020 году появился термин «удаленная занятость». Но тогда эти два понятия ещё не объединили в одно.

В январе 2021 года в России вышел закон, где их наконец официально приравняли друг к другу, а работникам такого формата очертили список прав и обязанностей.

Согласно ТК РФ, дистанционная работа — это труд вне любой локации, принадлежащей работодателю.

При этом для общения с начальством, заказчиками и коллегами используются современные средства связи: интернет, реже телефон, ещё реже почта. Но и она порой нужна: например, для отправки документов, которые не передать онлайн.

Виды удалённой работы

Удалёнка бывает трёх типов:

  • постоянная, позволяющая в течение рабочего дня физически находиться где угодно;
  • временная, если в силу обстоятельств работники офиса вынуждены оставаться дома;
  • комбинированная, или гибридная, когда в офис приезжать надо, но только иногда.

Где искать удалённую работу

Часто удалёнку предлагают операторам колл-центров, менеджерам по продажам, программистам, специалистам технической поддержки и подбора персонала. В 2024 году, как считают аналитики hh.ru и банка Точка, спрос на такие вакансии вырос на 92% по сравнению с прошлым годом, в то время как предложений такого формата работы стало больше всего на 10%.

Гарри Мурадян
HR-эксперт

Самые востребованные профессии в удалённом формате включают IT-специалистов, дизайнеров, маркетологов, копирайтеров, а также специалистов по поддержке клиентов. Спрос на удалёнку также растёт среди аналитиков данных и преподавателей онлайн-курсов​


Наталья Данина
эксперт HeadHunter по рынку труда, руководитель направления клиентской эффективности HeadHunter

За последние пять лет количество вакансий, предполагающих удалённый формат занятости, выросло в 7,6 раза. Расширился спектр специализаций, для которых доступна удалёнка. Например, в 2019 году насчитывалось всего 109 вакансий для врачей, допускающих удалённый формат работы. В 2024 году, когда стала популярна услуга телемедицины, количество таких вакансий выросло до 1350.


Правовые аспекты удалённой работы

Какие есть права и обязанности у удалёнщика

Первая версия российского закона об удалённой работе предполагала, что вне рабочего времени можно не быть на связи. Но впоследствии этот пункт убрали, вместо него указав, что общение с работодателем в нерабочие часы должно быть оплачено.

Это считается сверхурочной работой: за первые 2 часа полагается оплата не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере.

Те, кто сами себе обеспечивают устройства и программы для работы, могут получать за это компенсацию от работодателя. Но, чтобы не платить за нее НДФЛ, она должна быть не более 35 рублей за один рабочий день.

Если условие удаленной работы требовало проживать в определённом месте, например чтобы вести репортажи из конкретного города, а потом работник сменил место жительства, — это повод для увольнения.

Если удалённый сотрудник не выходит на связь более 2 рабочих дней, не имея уважительной причины, его могут уволить, сочтя его молчание прогулом.

Гарри Мурадян
HR-эксперт

В последние годы увеличилось количество случаев, когда работодатели требуют от сотрудников быть на связи за пределами рабочего времени, что нарушает баланс труда и отдыха.

С другой стороны, некоторые работники злоупотребляют отсутствием контроля, затягивая сроки выполнения задач или не выходя на связь.​


Какие есть права и обязанности у работодателя в связи с удалённой работой

Компания может перевести работника на удалёнку без его согласия из-за ЧС, аварии или катастрофы, как правило временно.

Если переход на удалёнку временный, работодатель должен предоставить устройства и программы, нужные для работы. Иначе придется компенсировать специалистам расходы на их закупку, установив приказом разумный предел финансовой компенсации.

В случае принудительного перевода на удалёнку, если работодатель не может ни выдать оборудование и программы для работы, ни компенсировать приобретение, он должен оплачивать простой в размере ⅔ оклада.

«Закон позволяет работодателям переводить сотрудников на удалённую работу без их согласия в исключительных случаях, таких как чрезвычайные обстоятельства. Однако это должно сопровождаться полным обеспечением работника необходимой техникой и инструктажем», — указал Гарри Мурадян.

Уменьшить зарплату лишь за то, что работа теперь не в офисе, а онлайн, наниматель по закону не может.

При приеме удалёнщика на работу для упрощения процесса и сокращения времени может использоваться электронный документооборот и электронные подписи.

Работодатель при приеме на работу обязан предоставлять все нормативные акты, инструкции и коллективный договор вне зависимости от того, удалённый формат работы предполагается или нет.

В случае предоставления медицинских подтверждений того, что нужен декретный отпуск или больничный, работодателю предстоит оформить и выплатить все пособия в соответствии с общим законодательством.

Уволить удалёнщика, как и офисного служащего, можно и за нахождение в нетрезвом виде на работе, но для этого нужно доказать, что факт опьянения был.

Ведение учёта рабочего времени — обязанность нанимателя, и одновременно его право знать, что работник на рабочем месте не валяет дурака.

Для этого можно пользоваться специальными контролирующими программами, которые, например, отслеживают время появления специалистов в Сети, следят за изменениями в общих папках и документах и ставят ограничение на использование сторонних программ и сайтов. Но об этом должно быть известно работникам.

Информацию о способах отслеживания присутствия на работе обычно можно найти в трудовом или дополнительном соглашении.

Как перевести работников на удалёнку

Чтобы переход на удалённый формат был эффективным и безболезненным, есть три обязательных условия, рассказала «Секрету» эксперт Наталья Данина:

  • грамотная организация процессов и рабочего онлайн-пространства;
  • налаживание удобной системы коммуникаций по всем направлениям;
  • поддержка и адекватный контроль процессов и людей.

Если все три пункта в команде уже отлажены, то переход на удалённый или гибридный график пройдёт без потери эффективности. Вероятно, качество и скорость выполнения задач даже вырастут за счёт того, что сотрудники не будут отвлекаться на неформальное общение, указала эксперт.

Чем гибридная работа отличается от удалённой

Гибридная удалёнка предполагает, что график посещения компании будет индивидуальный. Его, напоминает Роструд, укажут либо в трудовом, либо в дополнительном соглашении.

Обычно выбирают допсоглашение, чтобы не пришлось перезаключать весь договор, если график захочется изменить.

Если работник постоянно вносит изменения в свой график, а компанию это устраивает, можно указать, сколько раз нужно приезжать, но не указывать конкретные дни недели. Может быть больше дней в офисе, а может быть больше дней удалённо. То есть это максимально гибкая часть договора.

Один из плюсов комбинированной дистанционной работы — в случае если на рабочем месте дома отключили электричество или интернет либо сломался ноутбук, можно отправиться в офис и продолжать работать, не срывая дедлайны.

Плюсы и минусы удалённой работы

Преимущества для работника:

  • свобода перемещений, путешествия без отрыва от работы;
  • возможность организовать себе комфортное рабочее место без оглядки на коллег;
  • трудоустройство в крупных компаниях без переезда из родного города;
  • не нужно тратить на дорогу до офиса время, силы, деньги.

Недостатки для работника:

  • проблемы с самодисциплиной и концентрацией на работе в домашней обстановке;
  • отсутствие корпоративной культуры, социальная изоляция и даже одиночество;
  • куда менее подвижный, чем раньше, образ жизни.

Преимущества для работодателя:

  • больший охват регионов без необходимости в открытии офисов, может хватить одного представителя на удалёнке;
  • большой выбор кандидатов, в том числе из регионов, где за ту же работу просят меньшую оплату;
  • экономия средств на организации рабочих мест.
Наталья Данина

Очевидно, подобная практика резко ограничивается профессиональной спецификой, но те компании, которые публикуют вакансии с удалёнкой, приглашают в 3,5 раза больше кандидатов и имеют дисконт по зарплате в среднем 18%. Это отличная возможность привлекать людей из регионов, предлагая им зарплату выше, чем в их местности, но ниже, чем в Москве.


Недостатки для работодателя:

  • обостряются вопросы контроля сотрудников, находящихся не перед глазами;
  • оценивать профессиональные качества не лично, а на расстоянии, всегда сложнее;
  • труднее оценивать, кто загружен, а кому можно дать ещё задач, если не просят сами;
  • и снова отсутствие корпоративной культуры для компаний, которым она ценна.

Факты

  • Удалённая работа стала широко популярной в дни пандемии коронавируса, когда рабочие процессы надо было совмещать с изоляцией людей друг от друга. В 2020 году работать из дома начали представители Apple, Google и Microsoft, а за ними — в тысячах других организаций, не только из сферы IT.

  • В США работники по закону обязаны подтвердить, что обучены работать дистанционно, а у нас это необязательно и остаётся на откуп нанимателям.

  • До 2024 года иностранные резиденты, работавшие на российские компании удалённо, платили 30% подоходного налога, теперь платят столько же, сколько граждане РФ, то есть 13%, если доход до 5 миллионов в год, и 15%, если больше.

  • Основные статьи экономии работодателей на дистанционных работниках — аренда и содержание офисов, закупка оборудования, транспортные расходы. Также сокращаются должности тех, кто отвечает за жизнеобеспечение офисов: уборщицы, медработники, охрана.

  • В 2024 году в Думе представили законопроект, который обяжет работодателей переводить на удалёнку желающих работников, если они ухаживают за инвалидами или недееспособными пожилыми родственниками. При этом, если подтверждено, что работник ухаживает недобросовестно, компания будет иметь право его уволить. Правда, пока непонятно, какими методами будет подтверждаться недобросовестность в этом вопросе.