Партнёр или диктатор. Какую роль играет государство на российском рынке
*О чём речь
Замглавы Минпромторга Виктор Евтухов заявил, что решение заморозки цен на сахар и подсолнечное масло — образец партнёрcких отношений с бизнесом. «Этот пример показывает, что государство выступает не как диктатор, но как партнёр бизнеса, помогающий выровнять рынок и не допустить спекулятивных скачков цены внутри страны на фоне общего мирового тренда на рост цен на продовольствие и ресурсы», — сказал Евтухов.
Сахар и подсолнечное масло стали самыми подорожавшими продуктами в 2020 году. По данным Росстата, их цена увеличилась на 65% и 26% соответственно. Как всегда, «внезапная» проблема зрела месяцами — с тех пор, как стало понятно, что год будет неурожайным. А тут ещё накануне рубль упал в очередной раз (потом, правда, несколько «отжался»), и непростую ситуацию усилила пандемия.
В таких условиях интерес производителей и оптовиков к экспорту, к походу за долларом и евро (за валютной выручкой. — прим. «Секрета») читался очень хорошо. Было очевидно, что отечественный производитель будет отыгрывать свои потери и упущенную выгоду, поднимая цены на внутреннем рынке. А за ним то же сделают и ретейлеры.
Превентивных мер (повышение пошлин на экспорт, субсидирования производства) принято не было. Видимо, власти полагали, что рынок сам всё уравновесит. Он и уравновесил. Розничные цены под приближающийся Новый год резко скакнули вверх — и озадачили власть. Рыночный механизм подвёл? Да нет. Рынок всё сделал правильно, по закону жанра. Выровнял спрос и предложение. Но при этом создал серьёзные социальные проблемы.
Население, как всегда, бросилось закупаться впрок, и снежный ком стал расти. Проблема стала слишком заметной, ведь, помимо производителей этих продуктов, тем же инструментом повышения благосостояния заинтересовались остальные. На рынке началось шевеление: поползли вверх цены на фрукты: овощеводы, хлебопёки и другие внесли свою лепту.
И государству стало ясно, что пора вмешаться и остановить социально опасную ситуацию. Мы привыкли догонять развитые страны, принимая пройденные ими сценарии, совмещая их со своими уже отработанными механизмами. Один из них — федеральные розничные торговые сети, крупные торговые объединения, охватывающие своими магазинами почти всю территорию страны.
Именно эти объединения и созданная ими бизнес ассоциация сигнализировали правительству о «плохом поведении» производителей сахара и масла. И именно сети стали тормозить инициативы поставщиков по повышению отпускных цен — впрочем, где-то, конечно, соглашаясь с ними и зарабатывая на ажиотажном спросе.
Почему они так себя повели? Да потому что они давно стали партнёрами для государства. X5 Retail Group по итогам 2020 года обеспечивала 11,5% продаж продовольственных товаров. То есть почти каждый 12-й рубль, что население тратило в ушедшем году на продукты питания, шёл через кассы этого ретейлера. Каждый 10-й оседал в кассах «Магнита».
Именно крупные розничные торговые сети выступали своеобразным демпфером (то, что действует смягчающе. — прим. «Секрета») роста розничных цен при кризисах 2008–2009 и 2013–2014 годов. Да, в итоге рынок всё отыгрывал, но власти получали время на то, чтобы принять решение, как действовать.
Насколько такое партнёрство позволяет решать сложные проблемы с розничными ценами? Собрали крупнейших ретейлеров и производителей, подписали соглашение о замораживании отпускных цен до весны 2021 года. Потом договорённости продлили до лета по сахару и до сентября — по маслу. Производителям обещают субсидии. И это хорошо, но они знают, что летом и осенью им придётся решать свои проблемы самим. Плохо обстоят дела у малого торгового бизнеса, ибо он закупает через посредников дороже, чем сети. А конкурирует как раз с ними.
А что же производители остальных продовольственных товаров? А они смотрят на это и в привычном режиме постепенно повышают отпускные цены. Где-то вполне заметно, если могут прикрыться сезонностью или привести в обоснование условную проблему Суэцкого канала (речь о застрявшем в канале крупнейшем контейнеровозе. — прим. «Секрета»). Ну и регулярно зондируют рынок, вбрасывая информацию о грядущем повышении цен.
Да, у правительства появились партнёры. И это дает ему некоторую уверенность в успешном преодолении периодически возникающих проблем на потребительском рынке. Но в условиях, когда реальные доходы населения падают, рубль «шатается» вокруг достигнутых позиций, логистика дорожает, а России грозят новые санкции, вероятность роста цен всё выше. Получается патовая ситуация. И решить её можно реализацией мер превентивного характера (повышение пошлин на экспорт, субсидирования производства). Привлекая в качестве партнёров не только крупный, но и малый бизнес, опору государства во все волатильные годы.
Коллаж: «Секрет Фирмы», depositphotos.com