Или вы управляете бизнесом, или он вами
Хватит называть бизнес «своим ребёнком». Или вот ещё — «своим детищем». Это я вам как мать говорю.
Три года назад я начала продавать пирожки, которые пекла по рецептам своей ярославской бабушки. Больше всего мне нравилось делать пирожки с мясом. Они так классно у меня получались и стоили недорого, поэтому пользовались диким спросом. Мой бизнес вырос из хобби, и я относилась к нему как к любимому детищу. Поэтому, когда дела шли не очень, мне было так обидно и невыносимо, что я впадала в жуткую хандру (вместо того, чтобы что-то поменять), а когда дела шли хорошо, я слишком расслаблялась (вместо того, чтобы ловить волну). Всё это привело к тому, что через пару лет я осталась без денег на зарплаты сотрудникам. И тут так удачно (или неудачно) сложились обстоятельства, что сразу три банка предложили мне получить кредитные карты с приличными суммами на них. Я согласилась не раздумывая. И последствия того решения разгребаю до сих пор — плачу проценты по кредитам.
Как этого можно было бы избежать? Понять, что мой бизнес — мне не ребёнок, бизнес-партнёр — не супруг, а результаты бизнеса — не внуки. Если бы я села и посчитала стоимость пирожков с мясом, я бы обнаружила, что пирожки с мясом — это продукт, который приносит меньше всего прибыли. Значит, я либо повышаю цену, либо меняю технологию, либо убираю продукт из ассортимента. Главное — безо всяких сожалений. Сожаления портят самооценку и бизнес, а также снижают качество работы. Когда решаешь уравнение с несколькими неизвестными, ты не расстраиваешься из-за того, что ответ получился 35 и 80, а не, скажем, 20 и 90. Потому что это математика, что тут расстраиваться. В бизнесе то же самое.
Представьте себе, что вы родили ребёнка, а потом узнали, что ваш малыш смертельно болен. Скорее всего, вы снимете с себя последнюю рубашку ради того, чтобы он прожил ещё хотя бы несколько дней. А если ваш бизнес смертельно болен? Продадите квартиру, лишь бы не закрыться? Но тогда это не бизнес, а что-то совершенно другое.
Бизнес — это череда чётких продуманных действий, которая ведёт к поставленной цели. А цель, которая объединяет абсолютно все бизнесы в конечном итоге, — заработать.
«Даша, вы с ума сошли мне такие цены предлагать? Я это никогда в жизни не продам!» — сказал мне один из первых моих крупных бизнес-клиентов и ужасно меня испугал своим напором. Какой ужас, моё детище не понимают и не принимают! К чему привели эти эмоциональные переговоры? К тому, что я месяц по нескольким позициям работала с этим клиентом в ноль. Почему? Потому что, когда в работу вмешиваются личные эмоции, есть два варианта: быть отвергнутым или быть принятым. Быть отвергнутым всегда ужасно неприятно, поэтому изо всех сил стараешься быть принятым. Когда эмоции не вмешиваются и бизнес остаётся бизнесом, вы либо подходите друг другу для получения выгоды, либо нет. И это не хорошо и не плохо, это просто факт.
Я понимаю, как сильно все начинающие предприниматели похожи на молодых мамаш (особенно если вы монетизируете своё любимое дело). Ваш «малыш» родился в муках, вы ещё толком не знаете, что с ним делать (читай: не умеете продавать продукт), не спите ночами (пока не научились и не считаете нужным делегировать или просто не заложили наёмных сотрудников в свою бизнес-модель), а завтра он вдруг вам улыбнулся (о, к нам пришли первые клиенты!), а ещё через год сам пошёл (ура, мы вышли в плюс, заплатили налоги и ещё осталось на мороженое!), и вы так прыгаете до потолка, как будто никогда на это не надеялись. Ребят, если вы никогда на это не надеялись, не стоит начинать.
Плохая новость: вряд ли вы сможете отключить эмоции в бизнесе на 100%. Либо это в вас заложено от рождения, либо вас очень сильно потрепала жизнь (слава богу, если нет). Хорошая новость: это приходит с опытом, тренировками и постоянным самоконтролем, было бы желание.
Пусть вы управляете бизнесом, а не бизнес вами. И будет хорошо.
Фотография на обложке: SvetaZi / Shutterstock