secretmag.ru
Новости5 мин.

Перекинется ли дальневосточный дефицит бензина на другие регионы России. Отвечают эксперты

Ситуация с бензином на автозаправках Дальнего Востока вторую неделю будоражит общественность. Сначала в Хабаровске из-за ремонта на местном нефтеперерабатывающем заводе возник дефицит топлива. Жители города начали продавать бензин в канистрах и места в очереди на заправках. 5 февраля о резком росте цен на бензин заявили власти Забайкальского края. Опрошенные «Секретом фирмы» эксперты оценили, насколько критична ситуация и может ли она перекинуться на другие регионы.

Что происходит?

Ситуации в Хабаровском крае и Забайкальском крае имеют совершенно разный характер и разные причины, заявил «Секрету» вице-президент Независимого топливного союза (НТС) Дмитрий Гусев.

По его словам, в Хабаровске определённый дефицит топлива возник из-за действий собственников ряда АЗС, которые не смогли обеспечить заправки бензином из альтернативных источников. Гусев пояснил, что, например, бензин на заправках «Роснефти» и ряде независимых АЗС был в необходимом количестве.

«Мы видим несогласованную работу собственников АЗС, несогласованность служб, которые не обнаружили проблему и не начали её вовремя решать. Ничего экстраординарного в этом нет, кроме расхлябанности и безответственности отдельных сотрудников», — отметил эксперт.

Вице-президент НТС подчеркнул, что ситуация в Хабаровском крае не повлияет на рынок бензина в других регионах. «Ситуация уже исчерпана. Да, в СМИ есть сообщения о том, что люди продают бензин в канистрах, но это спекуляции, они всегда есть», — отметил он.

О стабилизации ситуации в Хабаровске ранее заявил замглавы Минэнерго России Павел Сорокин.

В Забайкальском крае, по словам Гусева, на рост цены повлияли налоговые факторы и сокращение поставок топлива на российский рынок в целом.

Вице-президент НТС напомнил, что с 1 января в России произошел рост акцизов на бензин. При этом призванный стабилизировать топливный рынок «демпфирующий» механизм сейчас работает против нефтяных компаний, снижая экономическую эффективность нефтепереработки и производства нефтепродуктов.

«Предложение на внутреннем рынке снизилось. Обычно все нефтяные компании продают на бирже объёмы нефтепродуктов значительно выше нормативов. Если экономика продаж начинает ухудшаться, то они начинают поставлять меньше — это яркий показатель ситуации на рынке», — отметил он, добавив, что это привело к росту биржевых цен на бензин.

По мнению заместителя гендиректора Института национальной энергетики Александра Фролова, ситуация на рынке топлива в Забайкальском крае характерна для всего Дальнего Востока в целом.

Он отметил, что исторически объём предложения бензина на Дальнем Востоке ниже, чем в других регионах, так как большинство НПЗ находится либо возле месторождений Западной Сибири, либо около крупных центров потребления.

«Из-за меньшего предложения на Дальнем Востоке негативные процессы по нему бьют сильнее всего», — подчеркнул эксперт.

Фролов также отметил, что в Забайкальском крае повышенный спрос на бензин и рост его цены в основном обеспечивают независимые АЗС.

«Из крупных игроков там практически только "Роснефть". И 25 копеек роста на её заправках — это ниже уровня инфляции и ниже той составляющей роста цены, которую можно обосновать», — сказал он.

Эксперт добавил, что также имеет место эффект «самосбывающихся» прогнозов. Он пояснил, что в декабре и январе в СМИ звучали прогнозы о возможном росте цен на бензин. В результате независимые АЗС начали покупать дополнительные объёмы топлива, чтобы застраховать свои риски. Возник искусственный рост спроса, что отразилось на ценах. «Это видно по статистике торгов на Санкт-Петербургской бирже», — отметил Фролов.

По его словам, дополнительный спрос на бензин создали закрытые границы и сезонный фактор — новогодние праздники.

Насколько критична ситуация?

Текущая ситуация не выходит за рамки прогнозируемой правительством, считает Гусев.

«Мы видим рост цены, видим определённые изменения. Но это не какая-то глубокая проблема. В части Забайкальского края — это сложно, когда бензин сразу вырастает на рубль-полтора, но это не выходит за рамки допустимого», — сказал он.

Гусев пояснил, что, согласно протоколу правительства, подписанному в 2018 году в рамках соглашения с нефтяными компаниями, цены на бензин могут индексироваться на уровень инфляции и размер роста акцизов. Он напомнил, что инфляция в 2020 году превысила 4%. Когда компании повысят цены — в начале года или в конце — зависит от них, добавил Гусев.

Вице-президент НТС также отметил, что рост цен на бензин на бирже купирован в ручном режиме Минэнерго за счёт договорённостей с компаниями об увеличении объёма поставок топлива на внутренний рынок. По словам Фролова, в январе в росте цен на заправках существенно отразилось увеличение акцизов. В дальнейшем рост цен может замедлиться.

«Налоговая составляющая повышается в январе — это можно также назвать сезонным фактором. Происходит дополнительный скачок цен. Но важно не месячное изменение цен, а годовое. Индикатив правительства — изменение цен относительно годовой инфляции. В январе рост цен может быть существенно выше, потому что затем в течение года цены повышаются гораздо медленнее», — отметил эксперт.

Он напомнил, что в 2020 году цены на бензин и дизельное топливо выросли в среднем вдвое меньше, чем инфляция. Однако вряд ли это может порадовать потребителей бензина в целом по России и на Дальнем Востоке в частности, добавил Фролов.

Каким может быть выход?

Государство, в лице финансово-экономического блока, должно более гибко подходить к изменениям налогообложения в нефтяной сфере, считает Фролов.

Он напомнил, что акциз на бензин увеличивается ежегодно. При этом акциз взимается с НПЗ, а не с АЗС. На Дальнем Востоке можно было бы перенести акциз на АЗС, считает эксперт. Это могло бы привести к снижению биржевых цен на топливо и способствовать сохранению оптимальных цен в рознице.

Также, по мнению Фролова, государство могло бы субсидировать поставки топлива на Дальний Восток для обеспечения приемлемой цены.

По мнению Гусева, планируемое Минэнерго и Федеральной антимонопольной службой России увеличение нормативов продаж бензина и дизельного топлива на бирже не решит проблему роста цен, так как компании и так продают там существенно большие объёмы. Если бы регуляторы ввели нормативы в 20–25% от объёма производства, это бы каким-то образом повлияло на ситуацию, но снизило бы эффективность бизнеса по переработке нефти, пояснил он.

Эксперт добавил, что правительство могло бы пойти по пути либерализации цен на заправках либо «отрегулировать цены до конца», установив диапазон рекомендуемых цен.

«В этом смысле биржу нужно оставить в покое. Практика рекомендуемых цен есть в странах Европы. Рекомендуемые цены публикуются, но они согласуются с биржевыми котировками, и в них априори заложена прибыльность бизнеса», — заключил вице-президент НТС.

Фото: depositphotos.com