secretmag.ru
Инвестиции10 мин.

Кормовая база. Есть ли смысл инвестировать в российский агросектор

Мировой агросектор штормит ещё с 2021 года: сначала рост мировых цен на удобрения, а с ними и цен на сельскохозяйственную технику. Затем последовали санкции в адрес России — одного из важных экспортёров зерна. После рестрикций из-за конфликта на Украине российский агросектор рискует столкнуться с нехваткой запчастей для техники и средств защиты растений, а мировой — пострадать от остановки поставок удобрений из РФ. «Секрет фирмы» вместе с экспертами разбирался, насколько отрасль, оказавшаяся в непростой ситуации, привлекательна для инвесторов разных мастей и какие её сегменты на данный момент самые перспективные.
Кого и как кормит российский агросектор. Обзор

Санкционный удар

В конце февраля российский агросектор столкнулся с серьёзными вызовами — на фоне санкций, роста цен и ограничений на полёты на юг страны. Встали логистика и международные транзакции. Если ситуация затянется, страна столкнётся с нехваткой семян, техники (и запчастей), средств защиты растений.

Семена

На посевную-2022, по мнению аграриев, семян хватит. В крайнем случае можно перейти на отечественные варианты или импортировать из дружественных стран. И в целом семена под санкции не попали (как минимум пока), так что проблема может развиться на фоне разрыва логистических цепочек и трудностей с оплатой.

Средства защиты растений

Их нехватка не исключена: нынешняя посевная кампания должна пройти по плану, но уже даже на ближайшую перспективу загадывать что-либо трудно.

Техника

Также под большим вопросом поставки запчастей для сельскохозяйственной техники, которая в основном куплена за рубежом — отдельные страны остановили поставки в РФ. В апреле Минпромторг узаконил серый импорт, позже появился список товаров, которые можно будет ввозить в Россию без разрешения правообладателя, — это около 200 наименований. Среди них и запчасти. Но пока не ясно, насколько это решение сгладит ситуацию для сельского хозяйства.

Текущая ситуация резко высветила зависимость от импортных поставщиков посадочного, селекционного материала, сельскохозяйственной техники, нарушились привычные логистические цепочки. Это, конечно, создало новые задачи, которые пришлось решать бизнесу. Для всех игроков сельского хозяйства, которые были связаны с экспортом продукции, применением техники и программного обеспечения иностранного производства, произошли достаточно сильные изменения. Стал ограничен доступ к семенам, агрохимии, запасным частям. Частично отключены функции программных продуктов. Большинство обращаются за отечественными аналогами.

Отечественные решения, которым было сложно конкурировать с международными корпорациями, сейчас могут получить инвестиционный импульс развития. Это требуется и рынку, и потребителям. С другой стороны, появились новые возможности для развития собственных технологий и производств. Ещё большую роль стало играть точное соблюдение технологических операций и параметров в агропроизводстве.

Игорь Кукоев
руководитель R&D Digital Agro (занимается цифровизацией в сельском хозяйстве)

Удобрения

Ещё в 2021 году удобрения начали дорожать. На фоне этого власти в сентябре 2021 года зафиксировали цены на эту продукцию.

К концу года — началу нового начали возникать локальные дефициты. В частности, весной 2022 года аграрии столкнулись с нехваткой аммиачной селитры. Проблема возникла, потому что сельхоз откладывал покупку в надежде на спад цен, но этого не произошло.

Российское правительство в стремлении поддержать внутренний рынок в начале марта ограничило экспорт минеральных удобрений из России. Тем более что крупнейшие мировые логистические компании — MSC, MAERSK и CMA CGM — приостановили работу с Россией.

В результате мировые цены на удобрения ещё активнее потянулись вверх. Самая яркая иллюстрация — хлористый калий: на мировых рынках его стоимость взлетела с $750 до $1000 за тонну с конца февраля к 18 марта. В конце марта цены снова поставили исторический рекорд: на этот раз на аммиак — до $1625 (+43%).

Ограничения со стороны России на экспорт удобрений продлились — теперь они будут действовать до 31 августа 2022 года, но этот срок может ещё не раз сдвинуться. Возможно, и до лета 2023 года. Также Минпромторг намерен зафиксировать внутренние цены на минеральные удобрения до конца 2022 года, чтобы упростить закупки сельскому хозяйству.

Логистика

Агросектор, работающий на экспорт, столкнулся с отказами в закупках, страховке грузов, блокировкой товара в недружественных» портах, валютными ограничениями, блокировкой переводов и счетов, отказами зарубежных банков в приёме платежей или открытии аккредитивов.

Так, производители гороха потеряли крупные рынки сбыта. По заявлению ассоциации «Сибирский зерновой консорциум», больше всего экспорта приходилось на страны Балтии, которые сейчас недоступны. Поэтому в письме на имя премьер-министра Михаила Мишустина производители просят переориентировать поставки на другие рынки, преимущественно на Китай.

Проблемы с платежами, по словам Константина Иванова, ответственного секретаря комитета по сельскому хозяйству «Опоры России», наблюдаются не только со странами, которые ввели антироссийские санкции, но и с некоторыми дружественными государствами. В том числе с Китаем.

Ситуация у бизнеса сейчас сложная. Идёт трезвый анализ необходимых изменений, вызванных заменой поставщиков, маршрутов доставки товаров покупателям и ввоза ингредиентов, подсчёта потребностей в оборотном капитале, оценки складских запасов. Для ряда компаний с устойчивым экспортом поменялись условия поставок и расчётов.

Для тех, у кого акцент был на внутренний рынок, появилось «окно возможностей» для занятия освободившихся ниш. Но для этого нужны существенные вложения в развитие производства, логистику. В перспективе компании будут осторожнее с инвестиционными проектами, пока не наступит определённость: кому продаём, по каким ценам, в какие регионы и страны и т. д.

Анна Ненахова
генеральный директор «Уралхим инновация» (производитель минеральных удобрений)

Как и в других сферах бизнеса, изменение макроэкономической ситуации увеличило наши производственные издержки и стоимость строительства новых площадей, а также усложнило и удлинило логистические цепочки. Судя по всему, пик роста цен уже прошёл. Тем не менее мы понимаем, что используемые нами материалы будут и дальше расти в цене, маршруты их транспортировки станут ещё сложнее и дороже.

Юрий Воронов
директор департамента управления кредитованием агрохолдинга «ЭКО-культура»

Впрочем, антироссийские санкции и конфликт на Украине добавили сложностей агросектору и всему миру. Отчасти потому что обе страны — главные поставщики пшеницы. И сейчас они частично отрезаны от рынка. Уже в начале марта Германия признала, что сложившаяся ситуация опасна для всех реальным риском голода.

Инвестиции в реальные активы

Российские аграрии, несмотря на сложившуюся ситуацию, настроены оптимистично.

Общая посевная площадь в 2022 году увеличится относительно 2021 года на миллион га. Урожаю в ближайшей перспективе мало что угрожает. Даже напротив, он будет рекордно большим: президент предполагает, что РФ соберёт 130 млн т зерна, из них 87 млн т — это пшеница.

Проблем, которые угрожали бы продовольственной безопасности в краткосрочной перспективе, и тем более нехватки продовольствия, нет. Мы по многим направлениям уже импортозаместились и едой себя обеспечим. Но в долгосрочной перспективе необходимо решать задачи по развитию собственных технологий в сферах, по которым мы отстаём. Это прежде всего селекция и генетика — и в растениеводстве, и в животноводстве. Кроме того, можно упомянуть средства защиты растений, а также отдельные технологии точного земледелия: например, точное геопозиционирование с автоматическими системами подруливания.

Константин Иванов
ответственный секретарь комитета по сельскому хозяйству «Опоры России», ответственный секретарь рынка «Фуднет» Национальной технологической инициативы

Государство активно старается поддерживать отечественный агросектор: в 2022 году сельскому хозяйству из бюджета могут выделить более 500 млрд рублей. Господдержка включает в себя льготное кредитование системообразующих предприятий в этом секторе, дополнительное финансирование «Росагролизинга», чтобы закупить недостающую технику. Отдельно обозначены субсидии хлебопёкам, логистическим компаниям, селекционным центрам. Так что деньги в этих нишах будут.

Также опрошенные «Секретом» эксперты обращают внимание на отрасль овощеводства защищённого грунта, то есть выращивание в теплицах. Здесь есть и будет положительная динамика и неплохая рентабельность.

Овощеводство защищённого грунта сегодня — это современные высокотехнологичные теплицы, построенные в последние годы, что обеспечивает высокую эффективность производства. Также развитие тепличного сектора АПК — одно из приоритетных направлений работы Минсельхоза РФ. Строительство новых мощностей все последние годы идёт при активной системной поддержке государства с привлечением кредитных ресурсов по льготным ставкам, с получением субсидий и льгот.

Юрий Воронов
директор департамента управления кредитованием агрохолдинга «ЭКО-культура»

Опрошенные «Секретом» эксперты советуют стартапам, желающим зайти в агросектор, присмотреться к дальневосточным регионам — Минсельхоз РФ запустил механизм компенсации части затрат на строительство тепличных предприятий в регионах Дальнего Востока. И в целом во многих регионах действуют программы развития сельского хозяйства: государство выделяет по гектару для каждого желающего в нескольких регионах, от Приморья до Ленинградской области. То есть землю под этот бизнес можно получить фактически бесплатно. Всё это в совокупности делает сельское хозяйство устойчивой нишей.

С учётом санкций и ухода западных игроков становятся перспективными агротехнологии, по которым пока импортозамещение в России слабое. Но есть большое но — деньги.

Сельское хозяйство — это затратная история на старте, и к ней нужно подходить очень дотошно. Важны и расположение, и близость к магистралям, к поселениям для проведения электричества, и тип земли во владении — от этого во многом будет зависеть урожайность.

Удобрения, техника, проведение электричества, водопровода, газа, установка оросительных систем при необходимости, закупка техники — всё это стоит немало, и для старта нужно не меньше нескольких десятков миллионов рублей, чтобы при этом иметь какую-то сумму на непредвиденные расходы. Окупаемость этого бизнеса — не более 6–7 лет, а если речь идёт о технологичном и круглогодичном выращивании с правильным подбором земли для засеивания, то в плюс можно выйти раза в полтора-два быстрее.

Рынок сбыта для фермеров найдётся всегда, особенно если речь идёт о регионах за Уральским хребтом — там с удовольствием будут покупать сельхозпродукцию и оптом, и в розницу.

Глеб Финкельштейн
специалист департамента стратегических исследований Total Research

Отрасль сельского хозяйства, включая сопутствующие направления производства и эксплуатации техники, удобрений, агрохимии, является одной из самых устойчивых.

С одной стороны, её часто считают консервативной из-за медленного внедрения новых технологических решений. С другой стороны, внедрение только проверенных на практике решений обеспечивает в том числе и продовольственную безопасность. Необходимо в современных условиях обеспечивать едой как внутренний спрос, так и мировой.

Игорь Кукоев
руководитель R&D Digital Agro (занимается цифровизацией в сельском хозяйстве)

Инвестиции в реальные активы

Инвестиции на фондовом рынке

На Московской бирже отечественный агробизнес представлен слабо. Из производителей готовой продукции инвесторам доступны главным образом бумаги агрохолдинга «Русагро» (AGRO) (производит сахар, мясо, зерно и масла), переработчика мяса «Черкизово» (GCHE) и фирмы — производителя красной рыбы «Русская аквакультура» (AQUA).

Второй сегмент — акции производителей удобрений. Прежде всего это компании «Фосагро» (PHOR) и «Акрон» (AKRN). На фоне общего обвала российского фондового рынка все перечисленные выше компании не избежали эмоциональных распродаж, однако быстро восстановились до уровней 24 февраля и уже их превзошли, отмечает инвестиционный консультант ФГ «Финам» Иван Пуховой. Он связывает это с ростом цен на их продукцию. Например, благодаря росту мировых цен на удобрения акции «Фосагро» и «Акрона» весной 2022 года обновили исторические максимумы. Котировки выросли настолько, что аналитики уже предупреждают: дальше двигаться вверх им в среднесрочной перспективе будет сложно.

Но в других бумагах эксперты видят перспективы для долгосрочных инвесторов. Аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов отметил, что у «Русагро» есть потенциал показать рост прибыли «ввиду позитивной ценовой динамики по ключевым позициям продукции компании». За первый квартал 2022 года общая выручка «Русагро» увеличилась на 23% год к году и составила 61,5 млрд рублей. Валовая прибыль выросла на 54% — до 15,5 млрд рублей. Ибрагимов отметил, что на короткой дистанции компания столкнётся с давлением — в частности, из-за роста цен на удобрения, химикаты и роста трат на логистику. Но в долгосрочной перспективе у бизнеса есть хороший потенциал показать рост «прибыли ввиду позитивной ценовой динамики по ключевым позициям».

«В целом сегмент сельского хозяйства выглядит достаточно привлекательно, — говорит руководитель управления аналитики финансовых рынков и премиального обслуживания "ГПБ Инвестиции" Андрей Ванин. — С учётом мирового роста цен на сельскохозяйственную продукцию наиболее привлекательным в этом секторе в текущей ситуации нам кажется "Росагро". “Черкизово”, в свою очередь, оценено справедливо. Среди компаний, ориентированных в большей степени на внутренний рынок, мы выделяем "Русскую аквакультуру" с учётом небольшой доли рынка и большого потенциала в импортозамещении красной рыбы».

Однако не стоит забывать про специфические риски этого сектора. Все описанные выше бумаги — не самые ликвидные. После закрытия нашего рынка для иностранного капитала даже сделки с относительно небольшим объёмом в несколько десятков миллионов рублей вполне могут существенно повлиять на котировки, предупреждает Иван Пуховой.

Компании агропромышленного комплекса в большинстве своём сохраняют статус «защитного» актива, поскольку производят продукцию первой необходимости. Поэтому отрасль устойчива. Сложности будут у нишевых игроков — например, производителей альтернативных пищевых продуктов (веганские, органические и прочие), если они не сумеют найти альтернативные рынки сбыта.

Константин Иванов
ответственный секретарь комитета по сельскому хозяйству «Опоры России», ответственный секретарь рынка «Фуднет» Национальной технологической инициативы

В зоне точного земледелия сегодня ситуация выглядит прекрасно, как никогда раньше. Ввиду того, что ряд ведущих зарубежных поставщиков ушёл с российского рынка, отечественным производителям технологий, оборудования и другой продукции для сельского хозяйства представились отличные шансы занять освободившиеся ниши.

Что касается других представителей агробизнеса, то ситуация похожая. Вопрос скорее в том, успеют ли они перестроить и масштабировать своё производство, чтобы покрыть растущие потребности рынка.

Крупные игроки рынка, помимо всего прочего, вынуждены перестраивать логистику, так как меняется структура экспорта сельхозпродукции, импорта средств защиты растений, удобрений, химикатов, меняются поставщики, которые переходят на отечественную продукцию или продукцию из других стран, и это требует реорганизации внутренних бизнес-процессов. В остальном ситуация на рынке практически не изменилась. Цены на пшеницу и другие зерновые культуры остаются достаточно высокими, выше прошлогодних.

Сергей Беккер
директор по продажам Cognitive Pilot

В целом агросектор — устойчивый рынок, а зерно фактически «вторая нефть». Несмотря на сегодняшние сложности, отрасль в числе жизненно важных, она крепко завязана на самой базовой потребности человека — в пище. Её активно поддерживает государство, а из-за санкций и ситуации на рынке у многих российских компаний открываются новые перспективы.

Коллаж: «Секрет фирмы», freepik.com, unsplash.com/michael schaffler,