secretmag.ru
Энциклопедия10 мин.

Что такое монетизация и как зарабатывать на контенте, хобби или бизнес-идее

Монетизация — процесс получения дохода от чего-либо. Чаще всего о монетизации говорят в контексте заработка в интернете на контенте. Например, блогеры получают деньги от вставки рекламных роликов в видео или от кликов по рекламным баннерам в статье — это монетизация блога. Подробнее в статье, которую проверила операционный директор платформы по работе с блогерами Perfluence Евгения Казакова.

Проще говоря, допустим, ваша подруга Ира увлекается игрой на гитаре. Она записывает обучающие ролики и делится ими в своем сообществе в VK. Это начиналось как хобби, но спустя недолгое время аудитория Иры сильно выросла, ролики стали набирать десятки тысяч просмотров. К Ире стали приходить рекламодатели и просить показать в роликах свой товар или рассказать об услуге. Тогда Ира поняла, что на своём хобби можно зарабатывать.

Продавать рекламу — не единственный способ заработка для Иры. Например, она может собирать донаты через спонсорскую подписку, продавать платные видео-уроки, гайды и вебинары по обучению игре на гитаре — и таким образом получать заработок без вложений.

Как монетизировать контент

Способ монетизации контента завиcит от площадки, на которой его публикуют. Платформы предлагают разные технологии и инструменты, чтобы авторы видеороликов или статей могли зарабатывать и не уходили к конкурентам.

Монетизация на YouTube

До 2022 года тысячи россиян зарабатывали на YouTube. Однако сейчас монетизация в России для ютуберов недоступна. Сначала видеохостинг временно отключил показ рекламы российским пользователям в связи с «чрезвычайными обстоятельствами» и событиями на Украине, а после начал блокировать монетизацию на каналах российских СМИ. Далее YouTube и вовсе стал ограничивать доступ к российским изданиях.

Но живущие за рубежом соотечественники по-прежнему могут конвертировать свои видеоролики в деньги. Для этого они используют несколько инструментов:

  • YouTube Premium. Это платная подписка, которая позволяет зрителям смотреть любые ролики без рекламы. В качестве компенсации YouTube платит авторам роликов за каждый просмотр видео зрителем с такой подпиской.

  • Партнёрские программы. Существует официальная партнёрская программа YouTube. Видеохостинг самостоятельно встраивает рекламу в ролики на самых разных каналах и берёт за это деньги с рекламодателей. Часть денег хостинг забирает себе, а часть отдает блогеру.

Как подключить монетизацию через партнёрку Youtube? Для этого каналу нужно было иметь от 1000 подписчиков и время просмотра роликов — минимум 4000 часов за последние 12 месяцев. Далее в личном кабинете нужно активировать аккаунт в Google AdSense — это система, которая подбирает рекламу с учётом контента канала и его аудитории. Эту рекламу создают и оплачивают рекламодатели, чтобы продвигать свои товары и услуги.

Выглядит эта реклама так: в случайном месте видеоролика у зрителей появляется реклама, которую либо невозможно пропустить, либо же можно пропустить только после нескольких десятков секунд. Автор ролика получает свою прибыль только в том случае, если рекламный ролик зритель посмотрел до конца или хотя бы 30 секунд. 45% от суммы, которую заплатил рекламодатель, YouTube заберёт себе, остальную часть денег получает автор ролика.

© stock.picvario.media

Существует и сторонние партнёрские программы (сайты-посредники). Как правило, они продвигают себя как партнёрки для начинающих. Например, партнёрскую программу Air.io можно подключить, имея всего 300 подписчиков и 3 ролика на канале, а с партнёркой GtRussia.com ютубер может начать зарабатывать имея всего 100 подписчиков.

  • Спонсорство. Пользователи могут поддержать любимых ютуберов и стать спонсорами их канала. За это они получают дополнительный эксклюзивный контент от блогера, ранний доступ к новым видео, закрытый чат для общения. Сумма такой поддержки канала фиксирована и составляет 249 рублей в месяц. YouTube забирает себе 30%, а 70% достаются автору видео.

Монетизация в Instagram*

*Принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией

  • Реклама и сотрудничество с брендами. Компании платят за упоминание о себе на странице автора или за рекомендацию от блогера. Этот вид заработка подходит аккаунтам с активной и живой аудиторией.

  • Партнёрские системы (или CPA-сети). В отличие от простой рекламы CPA-сети работают иначе: рекомендация на товар или услугу дается в виде партнёрской ссылки, по которой рекламодатель и определяет, от кого пришёл клиент. И если рекламодатель может платить просто за размещение и упоминание о своем продукте на странице блогера, то здесь платят за действие (покупка, переход на сайт и т. д).

  • Инфобизнес. Это продажа цифрового образовательного контента. Это могут быть уроки, курсы, электронные книги. Если обладать уникальным опытом или профессиональными навыками в какой-либо области, можно создать обучающий курс или запустить марафон, продвигая этот контент в Instagram. Например, фитнес-тренер может проводить марафоны по похудению, психологи активно продвигают курсы по личностному росту. Качественные инфопродукты пользуются большим спросом. Однако, кроме профессионалов, в Instagram можно встретить и инфоцыган — они зарабатывают на продуктах, которые не несут никакой ценности.

Монетизация во «ВКонтакте»

После блокировки иностранных социальных сетей отечественный «ВКонтакте» стал набирать ещё большую популярность и обороты, а многие предприниматели, блогеры и криэйторы выбирают это площадку для монетизации своего дела. Например, по данным Mediascope, к концу 2022 «ВКонтакте» охватила 86% российской-интернет аудитории.

Желающим заработать платформа предлагает инструменты:

  • Монетизация видео. Это возможность для сообществ и публичных групп получать деньги за собственные оригинальные ролики, загруженные в видеосервис «ВКонтакте». Суть такой монетизации в том, что авторы получают доход от рекламы, которую при просмотре их контента видят пользователи «Вконтакте». Подать заявку на монетизацию может сообщество с аудиторией свыше 5000 человек, которое публикует востребованный и уникальный контент.

  • Партнёрская программа. Создатели и администраторы сообществ «ВКонтакте» могут подключить партнёрскую программу и получать доход от размещения рекламных записей в сообществ, которые подбирает администрация «Вконтакте». Сумма зависит от числа просмотров. Реклама в размещается в сообществе автоматически.

  • VK Donut. В 2019 году «ВКонтакте» запустил сервис для монетизации контента. Через него подписчики сообщества или конкретного блогера могут оформить платную подписку. За это автор контента дарит донатерам бонусы: доступ к уникальным постам, просмотр публикаций раньше, чем другие подписчики, доступ к чату и комментариям. Благодаря VK Donut владелец сообщества может создавать платный контент: музыкальные подборки, фото, статьи, видео, новости

Монетизация в Telegram

Telegram — ещё один бенефициар ухода из России и блокировок иностранных платформ. Начиная с 24 февраля 2022 года аудитория мессенджера стала ощутимо расти.

Заработать деньги в Telegram можно с помощью:

  • Создания платного и закрытого телеграм-канала. Доступ в каналу получают только те, кто оплатит подписку на него. Оплата может быть разовая либо ежемесячная;

  • Ещ` один способ заработка на контенте в Telegram - создавать платные посты. Платные фото или видео в социальной сети выглядят так: контент скрыт за размытием (заблюрено) или за мерцающей анимацией, а рядом — пометка, сколько стоит доступ к посту. Чтобы получить доступ к созданию таких постов пользователю Telegram нужно скачать верифицированный бот Donate.

  • У площадки нет партнёрских программ — рекламу на каналах продает сам Telegram через Telegram Ads. Это короткая текстовая реклама, которая появляется на каналах в самом конце ленты. Владельцы каналов никак не могут повлиять на её появление и не получают никаких денег и процентов. Однако авторы контента в Telegram могут напрямую искать рекламодателей и договориться с ними о продаже рекламы.

  • В июле 2013 года «Яндекс» запустил процесс монетизации телеграм-каналов. По сути, это и есть партнёрская программа, которую Telegram не запустил самостоятельно. Чтобы начать получать такой заработок в интернете, владельцу канала нужно предоставить специальному боту разрешение на публикацию сообщений на канале. Требования к каналу такие:

  1. не менее 2000 подписчиков;
  2. узкая тематика канала;
  3. только начинает набирать популярность и аудиторию;
  4. тематика постов должна подходить под требования рекламной сети «Яндекса».

Монетизация на OnlyFans

OnlyFans — онлайн-платформа, предоставляющая возможность создавать и распространять контент (фото, видео, текст) за подписку. Приложением интересовались модели, актёры, музыканты, писатели, другие творческие личности, которые хотели монетизировать свое творчество и взаимодействовать с поклонниками в эксклюзивном формате. Сейчас платформа особенно популярна среди вебкам-моделей и порноактёров.

На OnlyFans существует два типа монетизации: плата за подписку и плата за отдельный контент. На OnlyFans можно получать и дополнительные доходы в виде чаевых.

Монетизация на других платформах

Чтобы получать деньги за творчество, можно использовать и другие сайты для заработка. Вот несколько вариантов:

  • Boosty. Там авторы могут выкладывать эксклюзивный контент, а подписчики платить за доступ к нему. Пользователи оформляют ежемесячные платежи, чтобы поддержать блогера и получить дополнительные материалы.
  • «Дзен». Это еще одна площадка для распространения и просмотра контента. «Дзен» работает по принципу индивидуальных рекомендаций. Чаще всего на «Дзене» авторы пишут тексты.

Чтобы начать получать деньги на «Дзене», можно подключить рекламные блоки. Работает это так: автор пишет и публикует материал, а «Яндекс» на своё усмотрение организует показ рекламных блоков, по которым пользователи могут кликать. Причем реклама подбирается под контекст статьи. Пишете про то, как заниматься спортом дома? Тогда «Яндекс» подберёт рекламу спортивного инвентаря и т. д. За каждый клик по рекламе автор статьи получает свой процент.

Также как и на других платформах, на «Дзене» можно подключить партнёрскую программу и донаты.

Монетизация своего сайта

Чтобы зарабатывать на контенте, необязательно играть по правилам крупных платформ и делиться с ними выручкой: до сих пор актуален заработок на собственных сайтах. Вот несколько способов монетизировать сайт:

  • Контекстная реклама и рекламные баннеры. Это рекламное объявление, которое соответствует тематике сайта и интересам пользователей. Реклама может быть в форме текста, видео, графики, баннеров. Чтобы добавить контекстную рекламу на сайт, нужно зарегистрироваться в специальной рекламной сети (например, рекламной сети «Яндекса»). Далее нужно настроить рекламу: выбрать тип баннера, указать место его размещения и разместить на сайте код. Создатель сайта получает доход от каждого клика по рекламному объявлению или же от общей статистики просмотров рекламы.
  • Партнёрские программы (аффилиативный маркетинг). Это система, когда владелец сайта получает прибыль от продажи чужого продукта или услуги. На сайте размещается реклама с прямой ссылкой на сайт, где можно купить товар или услугу. Если пользователя заинтересует предложение, он перейдёт по партнёрской ссылке и купит товар, а владелец сайта получит определённый процент от сделки.
  • Рекламные статьи. Главная цель такого текста — проинформировать потенциального покупателя о товаре или услуге, рассказать о достоинствах, функциях и привлечь внимание аудитории. Рекламодатель пишет текст, а администратор сайта публикует текст за определённую сумму.

Как монетизировать увлечения

Многие хобби можно монетизировать, будь то вышивание, изготовление поделок или другой хендмейд. Основной российской онлайн-платформой покупки и продажи рукодельных товаров является «Ярмарка мастеров».

Чтобы создать там свой магазин, нужно зарегистрироваться и выбрать один из нескольких тарифов. Например, базовый. Он даст 15 позиций для размещения товара и обойдётся в 130 рублей в месяц, а полный тариф, на 2000 товаров, можно купить за 8580 рублей в месяц.

Помогут в продвижении и социальные сети. На странице можно делиться своими творческими работами (и это может быть что угодно — картины, фотографии, предметы интерьера) и продавать их там, находить новых заказчиков. Кроме того, продажа через соцсети хороша еще и тем, что нет нужды создавать отдельную страничку с каталогом и вкладывать много сил и денег в подготовку контента.

Можно использовать и сайты для объявлений — классифайдах. На одном или нескольких сайтах можно разместить всю необходимую информацию: описание товара или услуги, стоимость и различные детали.

Ещё один способ заработка в интернете на своем хобби — выйти на большие маркетплейсы, такие как «Озон», «Яндекс Маркет» или Wildberries. Тогда можно сразу получить доступ к миллионной аудитории.

Как монетизировать стартап

Уже на стадии идеи стартапа предприниматели должны понимать, как он будет зарабатывать. Генеральный директор ED2 Наталья Царевская-Дякина, рассказывала «Секрету» о некоторых моделях монетизации для сферы образования

  • Оплата за образовательную услугу (курс / единицу контента). Пожалуй, это самая стандартная модель монетизации, которая работает по схеме пришел-заплатил-получил. Клиент отдает деньги, а в обмен получает товар или услугу.

  • Подписка. Эта модель предусматривает регулярную плату за продукт. Например, раз в месяц. Например, при оформлении подписки пользователю становятся доступны образовательные приложения или библиотеки курсов с неограниченным временем на прохождение, и образовательные платформы или электронные дневники и т. п. Таким способом монетизации пользуются и различные онлайн-сервисы, например, «Кинопоиск», Netflix, Spotify или «Яндекс Музыка» и т. д.

  • Freemium-модель. Суть монетизации по ней заключается в предоставлении бесплатной пробной (базовой) версии продукта, а расширенная версия уже покупается за деньги.

  • Оплата за сопровождение процесса обучения. Это сопровождение образовательного процесса (тьюторства) и формирование индивидуального трека обучения. Аналогию можно провести с репетитором, который индивидуально занимается с учеником.

  • Оплата за результат — ISA (income share agreement). Эта модель предполагает, что плата за услуги (фиксированная сумма или процент от зарплаты) будет взиматься только после трудоустройства или повышения в карьере в виде фиксированной суммы или процента от зарплаты.

Эти модели универсальны, их можно применять и для других проектов. Например, freemium используют разработчики мобильных игр. Все возможности игры открываются только после оформления и оплаты подписки, без денег клиенты тоже могут играть, но это будет урезанный вариант.

Пример употребления на «Секрете»

«Детали своего заработка ведущий шоу «+100500» раскрыл в интервью изданию Tjournal. Голополосов рассказал, что ещё несколько лет назад монетизация канала по партнёрской программе приносила ему $2500–5000 в месяц, однако в последние месяцы доход не опускался ниже $6000 (около 450 000 рублей). А в августе 2020 года блогер смог обогатиться на $10 000 (753 000 рублей)”.

(Из новости 2020 года.)

Статью проверила:

© фото предоставлено экспертом

Евгения Казакова, операционный директор платформы по работе с блогерами Perfluence.