Кто такие инфоцыгане. Объясняем простыми словами
Инфоцыгане — люди, которые продают информационные продукты (гайды, курсы, книги), не имеющие никакой практической ценности.
Так называют инфобизнесменов, которые продают аудитории общедоступные знания, обещая финансовый рост, духовное просветление и иной «успешный успех». Иначе говоря, инфошлак. Так пренебрежительно называют курсы, тренинги (или другие упаковки информационных продуктов), которые обещают измеримый результат, но при этом связь между содержанием и обещанными перспективами отсутствует.
Инфоцыгане могут позиционировать себя как инфобизнесменов, бизнес‑тренеров, коучей, мотиваторов.
К характерным чертам инфоцыганства относят крупные затраты на рекламу, обещание легкого заработка (или другого быстрого успеха), показное благополучие и богатство, а также использование серых и чёрных схем заработка.
Пример употребления
«Недавно я наткнулся на одного такого персонажа. Как мне сперва показалось, типичный инфоцыган. Ведь на обложке его роликов на YouTube — то яхта, то спортивный автомобиль и заголовок "Путь инвестора"».
(Журналист «Коммерсанта» Дмитрий Леонтьев — о тенденции к уходу от роскоши ради роскоши.)
Нюансы
Социальные сети, в особенности Instagram, — это основной ареал обитания инфоцыган. Там можно расхваливать свой продукт, рассказывать об успехах своих учеников и демонстрировать собственный высокий статус, публикуя фотографии с люксовыми автомобилями и предметами роскоши.
Отличить инфоцыганский продукт от качественного курса или тренинга можно по нескольким признакам.
Во-первых, инфоцыгане давят на эмоции и болевые точки аудитории и обещают решение глобальных проблем, а не конкретные навыки.
Во-вторых, они используют размытые формулировки, скрывая от аудитории учебные планы. Открытость? Нет, не слышали, сначала купите продукт.
В-третьих, потенциальных клиентов инфоцыган должен насторожить поток хвалебных отзывов (особенно если идёт только первый поток участников и для впечатлений еще рановато).
В-четвёртых, инфоцыгане не горят желанием заключать договоры либо прописывают в них, что деньги за продукт участникам не возвращаются.
Опасность инфоцыган в том, что они заставляют клиентов тратить время и деньги впустую. Более того, выдавая себя за экспертов, инфоцыгане могут скормить аудитории не соответствующую действительности и даже вредоносную информацию.
Статью проверил:
Игорь Кузин, CEO в Smart Analytics, руководитель программы повышения квалификации ВШЭ «Сквозная аналитика в маркетинге»