Кто такой Аяз Шабутдинов и за что его задержали. Только важное и интересное
Ведёт блоги во «ВКонтакте» (600 000+ подписчиков) и на YouTube (300 000+ подписчиков). В последнее время Аяз был известен широкой аудитории известен как человек, который постоянно мелькает в вирусной рекламе «ВКонтакте» и продаёт курсы о том, как стать миллионером. В день запуска очередного курса, 3 ноября, его задержали полицейские. 4 ноября Таганский суд Москвы арестовал его до 16 декабря по делу о мошенничестве в особо крупном размере.
Аяза Шабутдинова задержали
По информации издания «360», ТАСС и РБК, операцию провели сотрудники Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции совместно со столичным управлением ФСБ. Они подозревают Шабутдинова в мошенничестве при продаже курсов.
По данным «Коммерсанта», заявления на продавца курсов написали восемь учеников, отдавших ему 5 млн рублей. По их словам, содержание программ сводилось к тому, что «надо верить в себя — и всё получится». Под видом образовательных услуг Аяз по факту лишь рассказывал историю своего успеха в бизнесе, полагают следователи.
Глава «Лиги безопасного интернета» Екатерина Мизулина порадовалась задержанию Аяза Шабутдинова и назвала его «крупнейшим инфомошенником России наравне с Еленой Блиновской».
К концу дня 3 ноября источник «Ъ» в силовых структурах сообщил, что Шабутдинова предъявили обвинение в особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК), по этой статье можно сесть на срок до 10 лет. Следователь вынес постановление задержать бизнесмена на двое суток.
- ayazshabutdinov.ru;
- Блог Шабутдинова в ВК;
- канал Шабутдинова на YouTube;
- secretmag.ru 1, 2;
- 74.ru;
- 59.ru;
- msk1.ru;
- rbc.ru: 1, 2.
Биография Аяза Шабудинова
Дисклеймер: большая часть биографии Шабутдинова известна с его слов. Поэтому отличить достоверные факты от вымышленных или преувеличенных удаётся не всегда. Мы приводим их как есть, чтобы показать, какой публичный образ выстраивал Аяз последние 10 лет.
Аяз родился в столице Удмуртии Ижевске в «глубоко религиозной» татарской семье. В 4 года переехал с родителями в посёлок Куеда Пермского края.
Его отец Рифат Рафкатович — предприниматель, возглавлял Куединский пиво-консервный завод, а сейчас занимается производством безалкогольных напитков. Мать Альфия Гарафовна работает гендиректором в учреждённой мужем фирме «Имидж».
Школа и вуз
Учителя и директор школы в Куеде, где учился Аяз, вспоминают его как «неординарного», «активного» мальчика, выделяющегося на фоне других ребят. Педагоги запомнили, как в 8-м классе он покрасил волосы — тогда это было необычно.
В то время семья Шабутдиновых по доходам не выделялась среди других, а сам Аяз утверждает, что микропредприятие родителей якобы никогда не выручало много денег.
«До 15 лет я жил в доме, в котором не было пола. Вместо пола земля и росли грибы. Моешься раз в неделю в бане у бабушки. Потом батя построил и нам баню. Каждый день — дрова, кочегарка, уголь», — рассказывал бизнесмен в своём блоге.
В 15, после окончания 9-го класса, Аяз уехал от родителей в Ижевск, где у семьи была квартира. 10–11-й класс он окончил в гимназии — экстерном и с отличием. В 2009 году поступил в Удмуртский государственный университет, а в 2014-м получил диплом по специальности «государственное и муниципальное управление».
Со времен школы играл в КВН — сначала в школьной команде, а потом в университетской.
Как кавээнщик Аяз познакомился со сценаристом Олегом Липиным, которого называет своим сэнсэем (учителем), «наставником в мире сцены». «Он научил меня делать чуть больше, чем другие, и это позволяло хорошо зарабатывать», — вспоминал в интервью Шабутдинов.
Первые шаги в бизнесе и Like Hostel
В 14 лет Аяз при финансовой поддержке отца (который, по словам Аяза же, особо не зарабатывал) пробовал торговать в Куеде сладостями и игрушками. Товар хорошо раскупали, а он отдал папе его вложения уже через месяц.
В старших классах родители присылали ему на жизнь 3000 рублей в месяц, но этого подростку оказалось мало, и он стал писать стихи на заказ, запустив для этого сайт.
Будучи студентом, как типичный кавээнщик какое-то время Шабутдинов работал ведущим на мероприятиях — зарабатывал, по его словам, до 80 000 рублей в месяц. Это позволило ему взять машину в кредит. Также Аяз отметился работой в event-компании «8 человек», агентствах «Арт-премьер», «Имидж», а в 2012-м «решил выйти из зоны комфорта», занимаясь лесозаготовкой и якшаясь с бандитами.
В этот же период родители попросили Шабутдинова помочь с проблемами в семейном бизнесе: один из крупных клиентов задолжал деньги за поставки лимонада. Аяз около года проработал «директором по развитию», провёл «рекламную кампанию» и смог, по его словами, не только выбить долги, но и заключить договоры с местными сетями.
За это время, по его словам, выручка отцовского завода выросла с 300 000 до 1,2 млн рублей в месяц.
Для продвижения Аяз вёл блог во «ВКонтакте» о своей работе в семейном бизнесе. Его заметил Александр Долгов, гендиректор производства безалкогольных напитков «Норинга» в Екатеринбурге, и пригласил парня пообщаться: показать своё производство, дать советы. Но эта поездка неожиданно подстегнула Аяза развиваться не в сфере производства напитков, а открыть свой бизнес: молодому человеку приглянулся хостел, в котором он остановился. В Ижевске тогда подобного не было.
Аяз привлёк к делу своего приятеля Александра Аверина. На 100 000 рублей партнёры арендовали 4-комнатную квартиру в центре, сами сколотили двухъярусные кровати, купили минимум утвари, приняли в дар от подруги стиральную машинку, дали рекламу на «Авито», и дело пошло — так весной 2013 года появился его первый проект, Like Hostel.
Первое время парни сами мыли полы в хостеле, застилали кровати. «Спали с телефоном в руке», — вспоминал Аяз.
Вскоре проект нашёл инвесторов. Новые хостелы появлялись в других городах по франшизе — за 50 000 и 1 рубль. Сейчас сеть представлена в более чем 50 точках в РФ и СНГ.
Coffee Like
Проект Coffee Like появился почти сразу после открытия первого хостела. Партнёром Аяза по этому бизнесу стал Зуфар Гарипов. Первая кофейня запустилась в ноябре 2013 года, в неё вложили 65 000 рублей.
«Мы открыли первую точку в Ижевске. Тот кофе-бар до сих пор работает рядом с Удмуртским государственным университетом. Это излюбленное место студентов. Уже через 2 недели после открытия мы вышли на точку безубыточности. Позднее мы присвоили первому кофе-бару статус музея. Решили, что его внешний вид не будет меняться, чтобы сохранить историю развития компании», — вспоминал Шабутдинов.
По примеру Like Hostel знания, полученные в ходе работы с первой точкой, партнёры упаковали во франшизу и начали продавать через блог. Сеть разрослась быстро благодаря возможности зайти в неё с минимумом вложений: компания Julius Meinl предоставляла бесплатную кофемашину в обмен на обязательство закупать у неё кофейные зёрна, а открыть точку можно было на 3–4 кв. м. Но и входили в него преимущественно люди без какого-либо опыта, и часть из них становилась банкротами.
В 2017-м из бизнеса вышел Гарипов, а в 2018-м Аяз продал 75,5% Coffee Like за 151 млн рублей. Новыми совладельцами сети кофеен стали прежние инвесторы Иван Ермилов и Александр Нудин, а также топ-менеджеры книжного издательства АСТ Павел Гришков и Александр Богуславский.
Система Аяза: больше бизнесов, больших и малых
К 23 годам Шабутдинов стал совладельцем 25 компаний, создав холдинг Like. Он заработал 30 млн рублей чистой прибыли в 2014-м, а в 2015-м собирался поднять планку до 1 млрд рублей. Миллиард он сделал (правда, не по прибыли, а по выручке), но чуть позже: по его же словам, к 26 годам, то есть в 2017–2018 годах.
Под брендом Like создавались сети общепита (пицца, донатсы, воки), фотошкол, автошкол, барбершопов, салонов красоты, рекламных агентств, компаний по продаже игрушек и юридической помощи призывникам и т. д. Такое количество фирм Шабутдинов объяснял так:
«Ещё в 2014 году я понял: на 80% все бизнесы одинаковы, а 20% — это уже специфика. Попробовал такую схему: находить крепкого партнёра, который разбирается в 20% специфики и обучать его оставшимся 80%»
Система Аяза много раз давала сбои: не пошёл бизнес по доставке китайской лапши вок в Ижевске — холдинг потерял 2,5 млн рублей. Спрос на лапшу оказался низким, а сам продукт — не очень качественным. Ещё хуже вышло с турагентством — Аяз успел продать несколько франшиз, перед тем как рынок вошёл в пике.
Шабутдинов вернул франчайзи их взнос, но потом «пожалел»: «Люди должны нести ответственность. Если они покупают франшизу, хотят стать предпринимателями, они должны рисковать».
На пике у группы компаний Like было 40 проектов, а к 2018 году осталось всего десять, при этом львиную долю выручки (70%) приносил один — бизнес-школа «Лайк Центр».
В разное время Аяз являлся учредителем 43 организаций, из которых к 2023 году осталось два ООО — «Лайк Центр» и «Нэймс-Екатеринбург», плюс «дочки» — Центр развития предпринимательства+ (АНО «ЦРП»), УК «Нэймс» и «Технология продаж».
Чем Аяз занимается сейчас: «Лайк Центр», names, «Старший брат»
Продавая кофейни, Аяз говорил о «смене фокуса группы компаний «Лайк» в сторону других проектов».
Сейчас весь его бизнес (по крайней мере тот, где он является прямым учредителем) — это инфопродукты, курсы, тренинги и тому подобное, объединённые названием «Лайк Центр», а также сеть коворкингов names.
«Лайк Центр»
Поначалу эта организация позиционировалась как «центр поддержки и развития предпринимательства», а сейчас Шабутдинов назвал её «технологической образовательной компанией для предпринимателей».
«Лайк Центр» начался с курса «Like Бизнес», который Аяз запустил в 2015-м. Годовая выручка сети на старте, по данным Шабутдинова, составляла 48,5 млн рублей, в 2017 году — уже 327,5 млн рублей.
К 2018 году образовательные центры Like появились в 241 российском городе.
На сайте «Лайк Центра» говорится, что обучение подойдет как тем, кто хочет запустить бизнес и не знает, с чего начать, так и предпринимателям, которые хотят «масштабировать» уже имеющееся дело и повысить доходы.
У Шабутдинова есть бесплатные вебинары, а есть программы за деньги, которые проходят офлайн, — например, «Миллиарды», где приглашённые спикеры обучают бизнесу. Можно «поступить» в его «Университет бизнеса» на два года — за это придётся заплатить от 300 000 рублей или от 8300 рублей в месяц.
Самый дорогой обучающий премиум-пакет — МсА, он стоит 1,5 млн рублей. Это, по заверениям Аяза, «клуб-акселератор», после которого бизнесмен может стать мировым лидером в своей нише. Иногда этот пакет дарят «просто так» в качестве бонуса.
В 2024 году анонсирована «бизнес-тусовка» с топ-менеджерами «Лайка» в Сочи — дата не раскрывается, но билеты уже продаются от 55 000 до 200 000 рублей.
Из заявок выпускников своих курсов Шабутдинов отбирает понравившиеся ему проекты, в которые инвестирует.
В 2019-м появлялась новость, что Аяз собирается продать свой инфобизнес. Но он передумал, потому что «натолкнулся на серьёзное возражение» о его, видимо, главенствующей «роли в продвижении курсов и преподавании».
СВО ощутимо ударила по бизнесу инфокоуча: за пару недель ему пришлось уволить свыше 250 человек и попрощаться со многими планами — по его признанию, к некоторым из них он шёл более трёх лет.
В 2022 году Аяз открыл филиал центра в Аргентине и начал обучение как для русскоговорящих, так и на испанском языке. Также Шабутдинов учит бизнесу в Мексике, и зарегистрировал компанию и счета в Эмиратах.
В 2023 году компания прошла ребрендинг, и «Like Центр» стал «Лайком».
Сеть коворкингов names
В 2018 году Шабутдинов рассказывал, что мечтает создавать в городах пространства, в которых можно «жить, работать и вообще оттуда не выходить». В 2019-м эта идея трансформировалась в сеть коворкингов names. Жить там, конечно, нельзя, но некоторые кампусы оборудованы слипбоксами — капсулами для сна.
На первый коворкинг в Екатеринбурге Шабутдинов запускал сбор инвестиций среди своих учеников. «Условия — лучше, чем у банковских вкладов», — утверждал Аяз. Остальные (всего их 15 к 2023 году) также построили с привлечением инвесторов, которых Аяз искал в том числе через блог.
Шабутдинов постоянно противопоставляет свои коворкинги другим арендованным офисам: по его заверениям, проще подписать договор с names и работать в уже готовом месте, чем снимать своё помещение, закупать туда мебель и т. д.
Фонд «Старший брат»
В 2018-м Шабутдинов создал благотворительный фонд «Старший брат», у которого есть стипендиальный проект для учеников школы в Куеде, где учился предприниматель. Старшеклассники пишут проекты, и авторы самых интересных получают деньги на их реализацию.
Учащиеся получают стипендию — 8000 рублей в месяц, а также материалы и дополнительное обучение по управлению проектами, работают с наставниками.
Сколько зарабатывают компании Аяза
По итогам 2022 года:
- «Лайк Центр» — 991 млн рублей (выручка), прибыль — 738 млн рублей.
- АНО «ЦРП» — 3,4 млрд рублей (выручка), прибыль — 82 млн рублей.
- УК «Нэймс» — 114 млн рублей (выручка), убыток — 187 млн рублей.
Связанные с Аязом и «Лайк Центром» БФ «Старший брат», АО «Нэймс Коворкинги» и ООО «Технология продаж» не имели выручки в 2022 году. В 2021-м последняя заработала более 26 млн рублей, две другие также показали нулевую выручку.
В 2021 году «Лайк Центр» был лидером в сегменте бизнес-образования, заработав 7,5 млрд рублей, а в целом в сфере онлайн-образования проиграл только Skillbox. По итогам третьего квартала 2023 года «Лайк» опустился на 8-е место в списке крупнейших Edtech-проектов в РФ.
Креатив Аяза
-
Помогая отцу в раскрутке его бизнеса, Аяз развесил возле супермаркетов нужного ему закупщика билборды с текстом: «Ищу девушку, которая покупала "Куединский лимонад" в магазине "Квартал" 9 июля в 15:00. Ты самая красивая, жду тебя там же в 20:00 каждый день. Романтик». Владельцу сети приглянулась реклама, и он взял лимонад в свои магазины.
-
С лета 2022 года Шабутдинов продвигает свой курс по выходу на Wildberries без вложений массированной рекламой в соцсетях. Основной креатив рекламной кампании — «Набираю команду ребят, будем делать кэш» — стал мемом.
Самая популярная фраза Аяза: «Ребята, вы издеваетесь?» Ею он пользуется для написания постов в блоге, размещает в рекламе. Ещё один из популярных его заходов — обещания сделать смотрящего рекламу миллионером или «предпринимателем с хорошим доходом», да ещё и бесплатно (почти). «Для меня это проще, чем заварить дошик», — уверяет Шабутдинов.
Семья Аяза Шабутдинова
У Шабутдинова двое детей — дочь Весна (2021) и сын Мир (2022). С их матерью Лидией он не заключал официальных отношений, а «женился» по мусульманским обычаям (женщина по национальности ингушка). При этом, по признанию Аяза, всё закрутилось быстро, они почти сразу стали жить вместе.
Пара познакомилась во время работы: по словам Аяза, он сначала влюбился именно в то, как его избранница работала. Лидия по сей день трудится в его проектах.
Если поначалу Аяз называл Лидию женой, очень скоро после рождения дочери он перестал это делать и писал, что задумал расстаться с супругой. Однако год спустя у них родился второй ребёнок, и, судя по постам Шабутдинова, в 2023 году они как минимум продолжают совместно воспитывать детей.
У сына пары, вероятно, есть гражданство Аргентины, потому что он родился на территории этой страны. Дочь родилась в Ижевске. В 2024–2025 годах Аяз с Лидией планируют ещё одного ребёнка, признавалась пара.
Старший брат Аяза, Булат, живёт вместе с родителями в Куеде и участвует в семейном бизнесе. В 2022 году он открыл автомойку.
Критика и скандалы
Многие франчайзи Шабутдинова так и не смогли добиться успеха и, по их словам, не получили поддержки от франчайзера. Аяза критикуют за то, что он якобы заработал состояние, продавая заранее убыточную идею всем желающим — построить бизнес без дополнительных усилий.
В 2018 году (последний год владения сетью Аязом) затраты на открытие точки Coffee Like по франшизе составляли около 700 000 рублей, из которых 180 000 — паушальный взнос, плюс роялти 4,5% от выручки в месяц. Во многих случаях выгоднее было бы открывать дело без опоры на франшизу и затрат на брендированные материалы.
Немало негативных отзывов в сети и на курсы и тренинги Аяза: их называют «сектой» и «промывкой мозгов», критикуют за копирование приёмов «Бизнес Молодости» (ещё один скандальный инфобизнес).
Также курсы Шабутдинова уличали:
- в притягивании фактов за уши (например, ученики «Лайк Центра», рассказывая, какую сумму «смогли сделать» благодаря учёбе, не всегда уточняют, о чём речь — о выручке или чистой прибыли);
- в выдаче недостоверной информации (например, на обучении «Концентрат» в 2022 году утверждалось, что начать торговать на Wildberries можно, не имея стартового капитала, — это не так, на тот момент как минимум нужно было заплатить регистрационный взнос в 30 000 рублей);
- в сомнительных предложениях (например, покупать в Китае товары и продавать на WB с большой накруткой).
Андрей Ковалёв, лидер рок-группы «Пилигрим» и владелец девелоперской компании «Экоофис», в 2019–2022 годах выпускал целую серию видео и текстовых постов, в которых называл Аяза мошенником и инфоцыганом. Шабутдинов подал в суд иск о защите деловой репутации. В результате Ковалёва обязали удалить оскорбительный контент и возместить Аязу госпошлину в 12 000 рублей. А Шабутдинов создал отдельный сайт, где подробно ответил на претензии Андрея с приложением документов.
Другим публичным критиком Аяза был инвестор и франчайзи Семён Бойко. Поначалу он восторженно рассказал о своём пути в бизнесе и опыте в проектах Шабутдинова, но в июле 2023 года начал открыто критиковать проекты школы в YouTube и социальных сетях.
Семён утверждал, что основная цель Шабутдинова — «собрать как можно больше денег с людей». Также он заявлял, что организация не выполняет обязательств перед учениками, а лишь «собирает с них деньги», вынуждая тех залезать в долги с помощью различных психологических манипуляций. По словам предпринимателя, за время обучения на курсах «Лайк Центра» он якобы потерял 10 млн рублей. Эти средства он вложил в продукты бизнес-школы и проекты её учеников.
После порции критики Семён пропал на неделю, и его даже искали с помощью полиции и «Лизы Алерт», а когда нашёлся, заявил, что больше не будет никого разоблачать и намерен «заниматься своей жизнью». А «Лайк Центр» заявил, что действия блогера могут быть связаны с его занятиями «эзотерической псевдонаучной практикой», да и сам он «кидал» своих учеников.
В 2023 году Comedy Club выпускал стендап Евгения Синякова «Инфоцыгане». Большую часть ролика посвятили «разоблачению» Аяза и его команды.
Сам Шабутдинов отнёсся к этому нормально, никаких судебных исков не последовало — наоборот, команда «Лайк Центра» запустила в соцсетях вирусную рекламу со скриншотом из видео.
Мнения об Аязе Шабутдинове
Фёдор Овчинников, основатель сети «Додо Пицца:
«Аяз — невероятно перспективный и пассионарный парень, будущая бизнес-звезда. Хотя расфокусировка его бизнеса, конечно, пугает. Наверное, дело в амбициях и юношеском максимализме. Я сторонник другой модели — нужно доводить до совершенства один продукт, один бизнес, а не пытаться объять необъятное. Если ты в бизнесе зазевался, тебя съели. Если ты работаешь в 25 направлениях одновременно, то не сможешь контролировать каждый проект. Ожидать, что это сделают за тебя партнёры, тоже не стоит».
Нина Сёмина, гендиректор компании «Франкон», основатель каталога franshiza.ru:
«У Аяза бесподобное чувство рынка. Он хорошо чувствует тренды и запускает именно те франшизы, на которые есть спрос. Дешёвые франшизы вообще востребованы, а когда их предлагает публичный интересный человек, многие начинающие предприниматели готовы рискнуть и попробовать. Но тренды приходят и уходят, а главное во франчайзинговом бизнесе — продажа успешной, постоянно развивающейся бизнес-модели и контроль работы партнёров. С этим есть проблемы».
Николай Бабичев, бывший франчайзи Coffee Like:
«Парень зарабатывает деньги на неокрепших умах с неадекватным восприятием мира вполне законным способом. А те, кто шарит в продажах, получают от него реальную пользу в виде комьюнити. Если бы я сейчас дорос в своём деле до понимания, что он мне необходим, чтобы построить автономную систему бизнеса, с радостью обратился бы к нему. Он хорош в лидогенерации и в целом в маркетинге. Аяз очень умный, начитанный, понимает, как устроен финансовый мир, чётко знает, чего хочет и зачем всё это делает.
Короче, он молодец. А те, кто на чистых эмоциях к нему залетает, потом прогорают и начинают его в этом винить. Люди сами принимают решение — таков закон свободного волеизъявления. Я так же себя вёл, когда брал Coffee Like в Барнауле в 2015 году. В начале всё было так, как он рассказывает. Но через три года я прогорел. Конечно, я имел доход, но не баснословный, как он обещал. Хотя, опять же, зависит от того, насколько человек готов участвовать в проекте. А я не был готов ни материально, ни умственно. Повёлся на маркетинговые фишки и поэтому пострадал».
Факты о Шабутдинове
-
Участвовал в одном из выпусков ток-шоу Юлии Меньшовой «Наедине со всеми», а также снимался в передаче «Секретный миллионер» на телеканале «Пятница».
-
Имеет второе гражданство, у него карибский паспорт.
-
Шабутдинов был совладельцем компании Snatap, которая устанавливала аппараты для печати фото из Instagram (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией в России) и автоматы по раскрутке профилей и накрутке лайков.
Цитаты Аяза Шабутдинова
-
«Когда ты богатый, весь мир — как шведский стол. Большое испытание, конечно. И чувство интересное. До сих пор никак к нему не привыкну».
-
«Интересно, что, когда я пересаживался с "Иж Оды" на поддержанную десятку, а с десятки на "Шевроле Круз", я испытывал в десятки раз больше эмоций, чем когда менял "Ауди ТТ" на "Порше 911", а "Порше" на "Феррари", а "Феррари" на "Бентли". Инфляция счастья, чем дальше, тем больше снаружи, но меньше внутри».
-
«Я не учу, как делать бизнес, а рассказываю, как делаю его я».
-
«Я за 12 лет не пропустил ни одного номера журнала Maxim. <...> Я был воспитан на этом журнале. Я думаю, что этот журнал сформировал определённый вкус к идеалам женской красоты».
-
«Как человек, который редко начинает сам какие-то разговоры, я вижу, что у меня есть в этом недостаток — в умении с людьми разговаривать».
-
«Франшиза — это не кнопка «получить деньги». <..> Франшиза — это когда вам дают лопату и говорят, в каком месте копать. Но если вы не будете копать или станете вяло тыкать приступом в землю, то до результата вы не дороетесь».
-
«Как я мыслю, такую реальность я и формирую вокруг себя».