Адаптация в детском саду: чем помочь ребёнку в сложный период и какие есть красные флаги. Рассказывает педиатр
Адаптация к детскому саду — это процесс приспособления ребёнка к новым условиям окружающей среды. И это большой стресс.
Для того чтобы родители могли облегчить привыкание малыша к садику, они должны понимать, что происходит в период адаптации с ребёнком, почему меняется поведение малыша и как ему помочь.
Факторы, влияющие на адаптацию ребёнка в детском саду
Каждый родитель хочет, чтобы адаптация к детскому саду у его малыша прошла как можно легче. Для этого необходимо знать, какие факторы влияют на течение адаптации у ребёнка.
Возраст
Чем младше ребёнок, тем выше вероятность более длительной адаптации. В период с 9 до 18 месяцев адаптация к саду затруднена, поскольку выражена яркая привязанность к матери, развиваются навыки коммуникации, и физиологически дети не готовы к приучению к горшку и навыкам опрятности.
Наиболее благоприятным для детского сада считается возраст 3–4 года. В этом возрасте дети стремятся к самостоятельности, общению, совместным играм, они способны к лёгкому овладению туалетными навыками и уходу за собой.
Читайте также
Состояние здоровья ребёнка
Дети, которые до посещения садика имели хронические заболевания, чаще подхватывают вирусы, отстают в развитии и приобретении навыков, могут иметь удлинённые сроки адаптации.
Уровень социализации ребёнка
Детский сад — это прежде всего коллектив и умение общаться. Дети, которые активно общаются на детских площадках и ходят в детские центры, быстрее адаптируются в детском саду, чем дети, имеющие в ежедневном общении только близких взрослых.
Психологическая обстановка в семье
Если ребёнку дома некомфортно и страшно, ждать от него быстрой адаптации бесполезно. Конфликты в семье, кризисные моменты (развод, переезд и т. п.) могут неблагоприятно отразиться на адаптации малыша к саду.
Развитие и навыки
Детям с запоздалым формированием возрастных навыков будет сложнее адаптироваться среди детей, которые свободно ими владеют.
В первую очередь это относится к речевому развитию и приучению к горшку.
Но! Абсолютно не значит, что детям, которые ещё не говорят или говорят мало, запрещён сад. Нет! Это значит, что группа должна соответствовать развитию ребёнка, а если есть необходимость развития речи или её коррекции — необходимо выбрать дошкольное учреждение с коррекционной спецификой.
Такая же аналогия с овладением горшка. Ребёнку, приученному к горшку, легче даётся адаптация, поскольку для него это не является новым.
Подготовка к адаптации в детском саду: необходимые мероприятия
После принятия решения о том, что ваш ребёнок идёт в детский сад, необходимо провести ряд подготовительных мероприятий. Лучше заняться этим за 4–6 месяцев до предполагаемого начала посещения дошкольного учреждения.
Для того чтобы учесть все нюансы здоровья и развития малыша, верно выбрать подходящий детский садик, надо начать с заблаговременного прохождения медицинского осмотра.
По закону для поступления в образовательное учреждение по результатам медицинского осмотра заполняется специальная форма. Для этого проводятся профилактические осмотры врачами: офтальмологом, неврологом, отоларингологом, хирургом, ортопедом, стоматологом, гинекологом/урологом, психиатром, участковым педиатром и логопедом (для детей от 3 лет). Выполняется клинический анализ крови и мочи, ЭКГ.
Если ребёнок наблюдается с хроническими заболеваниями, в карте должна быть запись врача, у которого он состоит на диспансерном учёте.
Кроме заключения врачей и результатов анализов, в карту вносятся сведения об иммунизации ребёнка. Постарайтесь проконсультироваться с вашим педиатром заранее, часть вакцинаций может быть не завершена. Возможно, вы примете решение выполнить прививки, которые не входят в Национальный календарь прививок. Например, вакцинацию от ветряной оспы и менингококковой инфекции. Проведение иммунизации занимает время, позаботьтесь об этом заранее.
Для профилактики заболеваний в период адаптации и укрепления здоровья ребёнка:
- следите за температурой и увлажнённостью воздуха в доме;
- закаляйте ребёнка;
- ежедневно давайте профилактическую дозу витамина D;
- ежедневно гуляйте и обеспечивайте сбалансированное питание.
Заблаговременно стоит позаботиться о прививании необходимых навыков, выстраивании подходящего режима дня.
- Постепенно постройте режим дня, как в садике. Подъём, приёмы пищи, дневной сон должны совпадать по времени с распорядком дня в саду. Стабильный режим поможет избежать стресса в период адаптации.
- Постарайтесь готовить блюда «садиковой» кухни. Каши, супы, запеканки должны быть знакомы малышу ещё дома.
- Приучайте есть самостоятельно с помощью столовых приборов, пить из кружки.
- Осваивайте горшок. К 3 годам приучайте ребёнка ухаживать за собой. Учите раздеваться и одеваться.
Заранее рассказывайте о посещении сада как о предстоящем новом этапе в жизни малыша. Разговоры про садик должны быть только в позитивном ключе. Говорите, как много друзей у него появится, как здорово и весело играть с ними, сколько всего интересного его ждёт. Для детей, вступивших в период «я сам», поможет разговор о том, что теперь малыш совсем большой и будет ходить на свою «работу», совсем как папа и мама. Отличные помощники в этом вопросе книги про сад.
За пару недель до начала посещения сада начинайте гулять около него. Такие прогулки стоит подкреплять разговорами про сад.
Можно знакомить малыша с садиком через игру. Устраивать детский сад для игрушек. Пусть карапуз выберет воспитателя или лучше сам станет им и будет кормить, укладывать, водить на прогулку свои игрушки.
Приучите ребёнка к нахождению без мамы и повысьте его социализацию. Если ребёнок практически постоянно находится только с мамой, необходимо заблаговременно расширять его круг общения со взрослыми.
Подобные действия помогут малышу «тренироваться» быть без мамы и облегчат привыкание к расставанию с ней. Для социализации малыша старайтесь больше гулять на детских площадках, посещать развивающие центры. Благодаря этим действиям, малыш научится играть и общаться с другими детьми.
Изменения в поведении ребёнка в первые дни адаптации
В период привыкания к детскому саду организм малыша находится в напряжении.
Стресс выливается в изменения поведения ребёнка, такие как:
- нарушения сна: трудности с засыпанием, частые пробуждения, вскрикивания по ночам;
- снижение аппетита или временный отказ от еды;
- эмоциональный негативизм: капризность, плаксивость, агрессия. А, возможно, наоборот, отстранённость и апатия;
- временная утрата навыков и умений. В период адаптации в детском саду могут случаться промахи в туалетных делах у малышей, приученных к горшку. Дети, свободно владеющие столовыми приборами, могут в период адаптации отказаться есть самостоятельно;
- снижение иммунитета. Простудные заболевания в период адаптации — нередкое и закономерное явление. Малыш имеет большую инфекционную нагрузку, находясь в стрессе привыкания.
Все перечисленные изменения в поведении или состоянии малыша временные и нестойкие. Они отражают стресс, который ребёнок переносит, привыкая к новым условиям. Со временем ребёнок адаптируется и станет прежним.
Если вы заметили выраженные, стойкие изменения поведения и самочувствия малыша, стоит обсудить их с педиатром.
Каждый ребёнок индивидуален, и течение периода адаптации к детскому саду протекает по-разному. Одни ребята быстро находят общий язык со сверстниками и быстро приспосабливаются к новым условиям, другие, наоборот, очень привязаны к маме, и им требуется больше времени для привыкания.
Психологическая адаптация к детскому саду: виды
Выделяют лёгкую, среднюю и тяжёлую адаптацию к детскому саду.
Лёгкая адаптация
Длится 2–4 недели.
Признаки лёгкой адаптации к детскому саду:
- ребёнок быстро находит общий язык с воспитателями и другими детьми;
- ребёнок не плачет при расставании с родителями;
- ребёнок соблюдает режим детского сада без напряжения, свободно засыпает и хорошо ест.
Средняя адаптация
Адаптация средней степени тяжести продолжается до 45 дней.
Для неё характерно:
- Ребёнок плачет, иногда случаются истерики при расставании с родителями. Однако при этом малыш быстро успокаивается и отвлекается на игру.
- Ребёнок контактирует с воспитателем и детьми.
- Ребёнок соблюдает режим и распорядок дня.
- У ребёнка возможны 1–2 эпизода лёгких простудных заболеваний.
Тяжёлая адаптация
Тяжёлая адаптация встречается достаточно редко. Её продолжительность более 2 месяцев.
Для малыша, имеющего тяжёлую адаптацию, характерно:
- тяжёлое расставание с родителями: истерики, слёзы на всём протяжении периода привыкания;
- отсутствие контакта со сверстниками, воспитателем;
- снижение аппетита или отказ от еды;
- отказ от сна в садике, нежелание ложиться в кроватку;
- агрессия или безразличие к другим детям, происходящему в группе.
Медицинская адаптация
Помимо психологической адаптации, стоит выделить медицинскую адаптацию в детском саду — привыкание организма к новым условиям и возможность противостоять болезнетворным микробам. Ни для кого не секрет, что начало посещения детского дошкольного учреждения связано с частыми респираторными заболеваниями у детей.
Малыши встречаются с множеством незнакомых вирусов и бактерий, которые раньше им были не знакомы, обмениваются ими. Нужно время для того, чтобы ребёнок выработал себе иммунитет и организм мог защититься.
Для медицинской адаптации отводится больше времени, чем для психологической.
Считается допустимым если у ребёнка:
- в первый год посещения сада случается 8–12 эпизодов респираторных заболеваний;
- на втором году: 6–10 эпизодов;
- на третьем году: 4–8 эпизодов.
Читайте также
Как облегчить расставание с родителями в саду: советы
Самый трепетный и тревожный момент в период адаптации к саду — это период расставания, когда маме или папе нужно уходить.
Как облегчить это расставание:
- Разговоры, разговоры, разговоры. Обязательно готовьте ребёнка к тому, что вы уйдёте, а он останется в саду на время. При этом говорите как вы сильно его любите и обязательно вернётесь за ним.
- Начинайте оставлять ребёнка на непродолжительное время. Для мягкой адаптации к саду лучше начинать посещение садика с группы короткого пребывания. Уточните, есть ли такая группа в вашем дошкольном учреждении.
- Не обманывайте, когда уходите, что вы сейчас вернётесь. Если вы уходите на 2 часа, не стоит говорить, что на 15 минут. Ложь окончательно выбивает из колеи кроху, ведь он не может вам верить.
- Всегда прощайтесь. Не уходите «по-английски». Исчезновение мамы/папы без предупреждения добавляет малышу тревоги. Можно придумать своё прощание, например, два поцелуя, крепкие объятия и «дай пять». Свой личный ритуал прощания очень нравится детям.
- Договоритесь с воспитателем, чтобы на период адаптации разрешили брать с собой в группу любимую игрушку. Привычная и любимая вещь — «кусочек дома» взятый с собой, поможет в борьбе со стрессом.
- Часто детям помогает присутствие мамы/папы в первое время в раздевалке. Когда они могут выбежать и удостоверится, что родитель здесь. По мере привыкания необходимость в выбегании отпадает. Заранее обсудите такую возможность с воспитателем, поскольку не везде приветствуется такой подход.
- Терпение и спокойствие. Восприятие ситуации для ребёнка всегда идёт через призму маминых переживаний. Если мама в тревоге, то ребёнок не сможет расслабиться чтобы вы ни делали или ни говорили.
- Для мам, выходящих из декрета: постарайтесь начать водить малыша в сад за пару месяцев до окончания декрета. В таком случае вы будете иметь в запасе время, чтобы побыть с ребёнком, если он заболеет, и уделить ему достаточно внимания.
Соблюдая эти несложные рекомендации, вы сможете создать благоприятные условия для того, чтобы адаптация ребёнка в детском саду протекала комфортно.
Коллаж: «Секрет фирмы», Kora27, CC BY-SA 4.0, Freepik/freepik, nakaridore, Racool_studio, rawpixel.com.