Как подготовить ребёнка к школе: чему надо научить будущего первоклассника и как
Не успели оглянуться — лето почти закончилось, и уже совсем близко обведённое в календаре 1 сентября. Для родителей самое время убедиться, что ребёнок готов к школе — и это не только новенькая форма, красивые канцтовары и умение представиться учителю. «Секрет фирмы» с педагогами, психологами, нейрофизиологами и методистами разбирался, как подготовить ребёнка к школе, чтобы учёба ему была в радость, но не успела наскучить уже в первый день. И чтобы не спустить на это годовую зарплату.
Что такое подготовка к школе
Подготовка к школе — это не только научить ребёнка считать или сидеть положенные 40–45 минут урока. Это понятие намного шире, поскольку ключевая задача подготовки — ввести ребёнка в систему «ученик — учитель». Сделать так, чтобы он легче адаптировался к школьной жизни, а не просто получал пятёрки за правильно решённые примеры по математике.
В идеале подготовка к школе включает в себя несколько аспектов:
- Академическая подготовка — базовые знания, благодаря которым ребёнок сможет справляться с заданиями на уроке. Чтение, письмо, счёт, мышление, логика и так далее.
- Социальная готовность — способность к общению со сверстниками и взрослыми, понимание чужих эмоций.
- Физическая подготовка — это готовность ребёнка к физической активности, развитая мелкая моторика.
- Эмоциональная — моральное состояние будущего первоклассника, его желание учиться.
Психологическая готовность ребёнка играет даже более значимую роль, чем остальные аспекты. Школа — это абсолютно другая среда и задачи, новый виток сепарации, большее развитие самостоятельности и ответственности. Важно, чтобы ребёнок мог всё это принять.
Один из главных критериев, когда отдавать чадо в школу — не умение писать, считать, читать, а его психологическое созревание. Насколько вчерашний малыш готов выйти из-под опеки родителей и погрузиться во внешний мир с большим количеством новых людей.
Помимо этого, как говорят опрошенные «Секретом» эксперты, важно, чтобы к моменту, когда придёт пора идти в первый класс, у ребёнка были сформированы такие сферы, как зрительно-пространственное восприятие, внимание и память, организация произвольной деятельности.
Возраст 7–11 лет — это тот самый период, когда ребёнок жаждет учиться, в его приоритете заложена учёба. Его ведущая деятельность — учебная. Но если он попадёт в класс с несформированными вышеназванными навыками, то мотивация учиться быстро пропадёт. Зачем учиться, если я не успеваю, не понимаю, если скучно и так далее.
А чтобы все эти сферы вовремя сформировались, готовить малыша к школе родители начинают не в 5–6 лет, а раньше: через игры и им подобные занятия. Не через чтение азбуки и решение примеров, а через условные игры с кубиками, чтение книжек и игры в слова, прогулки и экскурсии, знакомство с окружающим миром и так далее.
Ещё один нюанс — у ребёнка должна быть развита произвольность поведения, чтобы он мог выполнять требования учителя и урока. Это важная способность ребёнка осознанно планировать и управлять учебными действиями, или умение принимать информацию (правила) и действовать в соответствии с ней.
Чтобы понять, как у ребёнка развита произвольность, понаблюдайте, как он собирает конструктор и пазлы, слушает длинные сказки и рассказы, доводит до конца начатые поделки, рисунки.
Академическая подготовка к школе
Какие-то законодательные школьные требования к первоклассникам отсутствуют, и школы обычно никаких серьёзных собеседований ребёнку не устраивают. Тем не менее базовые навыки и знания всё же приветствуются. Это нужно для того, чтобы все дети в классе примерно одинаково вошли в процесс обучения и учителю было проще с ними работать. Например, ему будет легче формировать общую программу, когда все дети плохо читают или наоборот — очень хорошо.
Будущему первокласснику желательно уметь:
- Читать простые предложения — хотя бы по слогам, поскольку этот навык потребуется везде.
- Считать до 20 и обратно.
- Понимать простые математические действия — вроде сложения и вычитания в пределах 10.
- Писать простые слова, своё имя и фамилию — печатными буквами.
- Понятно изъясняться, отвечать на вопросы и формулировать свои.
Это те навыки и умения, которые помогут первокласснику в обычной школьной жизни: понять то, что говорит учитель, и ответить на его вопрос на уроке, подписать тетрадь или рисунок на ИЗО, прочитать задание в учебнике и так далее.
Первокласснику стоит иметь активный словарный запас: к 6–7 годам составляет примерно 3000 слов и более. А также базовые знания об окружающем мире, то есть способность объяснить некоторые природные явления, назвать время, сезон, месяц, время, части тела человека, животного.
Учитывайте, что у каждой школы могут быть свои требования к будущему первокласснику, особенно если она профилированная. Поэтому стоит уточнить это ещё до поступления. Например, в некоторых школах проверяют скорочтение — сколько ребёнок может прочитать слов за определённое время.
Лучший возраст для обучения чтению, счёту и письму — год перед школой. Однако это не значит, что до 6 лет у ребёнка нет никаких занятий. Любые занятия, которые проводятся регулярно, длительный период, где нужно делать то, что говорит учитель, способствуют развитию усидчивости и привычке внимать информации от учителя.
Базово подготовить ребёнка к школе по письму, чтению, счёту можно без дополнительных курсов и занятий. Всё это приходит через игру и бытовые действия. Речь ребёнка в норме развивается, когда родители ещё с пелёнок с ним разговаривают, а не когда они садят его перед собой на 1–1,5 часа в день в условные 3 года и заставляют повторять слова и фразы.
Основной постулат — занимайтесь сами с ребёнком! Читайте книги, чтобы ребёнок мог следить глазами за буквами, показывайте, как называется та или иная буква, и через некоторое время ребёнок сам потянется к книгам и будет пытаться читать. Считайте яблоки и карандаши — сколько в одной кучке, сколько в другой. Решайте ребусы, головоломки, задачки совместно. Играйте в шахматы, шашки, учите новые игры.
Классическую подготовку, по словам нейропсихологов, можно начинать за год до школы. А до этого — только осваивать академические аспекты в формате игры: через условный счёт птиц и машин за окном, чтение интересных ребёнку книг и так далее.
Слишком раннее приучение к парте и сидению как на уроке обкрадывает другие сферы, которые в дошкольном возрасте находятся в стадии расцвета. Например, двигательная активность, воображение.
Дети, которые ходили в детский сад, обычно на базовом уровне готовы к школе. Но любые кружки и секции и занятия дома с родителями лишними не будут: это развивает общий кругозор, даёт новые навыки. Главное — не перегрузить ребёнка и подбирать все занятия по его интересам и потребностям.
Отдельное внимание — языковой подготовке. Изучение языка, такого как английский, в раннем возрасте может быть полезным, как считают педагоги: это создаст основу для будущего учебного процесса. Но не стоит фокусироваться на том, чтобы ребёнок уже в 1 классе бегло заговорил на том же английском.
Главная функция изучения иностранного языка до школы — привить ребёнку устойчивый интерес к иностранным языкам вообще. Но до 5 лет я рекомендую полностью сосредоточиться на освоении родного языка. Успех в изучении иностранного языка сильно зависит от того, насколько мы знаем свой родной. Поэтому стоит вкладывать силы и время в расширение словарного запаса русского языка, постановку правильного произношения, развитие речевых навыков, обучение письму.
Социально-эмоциональная подготовка к школе
Насколько успешной будет адаптация первоклассника к школьной жизни, зависит от его готовности к новым формам общения, к новому контакту с окружающим миром. Здесь в первую очередь значимую роль играют коммуникативные навыки.
Ребёнок, который легко вступает в контакт, быстро находит общий язык со сверстниками и взрослыми, легче привыкает к новым условиям. Поэтому опыт общения со сверстниками в детском саду, кружках и секциях помогает в школьной жизни.
До школы важно развивать у ребёнка умение выразить свои мысли и чувства, понимать чувства других, строить диалог, работать в команде, самостоятельно находить решения простых проблем и конфликтов. Это стандартные знания, которые помогут ребёнку быстрее адаптироваться к школе, он будет увереннее чувствовать себя на уроках.
Помимо этого, важно, чтобы ребёнок усвоил правила поведения и этикета. Научить его общаться с уважением, проявлять вежливость к учителям и сверстникам. Осваивать все социальные навыки лучше через ролевую игру — это ведущий тип деятельности для дошкольника.
Самая лучшая игра при подготовке к школе — игра в школу. Также прекрасны все сюжетные игры, игры по правилам, настольные игры, игры со сверстниками. Прорабатываем социальные навыки, умение действовать в рамках и правилах, а также ситуации неуспеха в случае проигрыша.
В рамках социальной подготовки ребёнка к школе важно настроить на то, что он столкнётся с абсолютно разными людьми — с детьми из разных семей, с разным воспитанием. Тогда у него будет меньше стресса и переживаний при контакте с неприятной частью школьной реальности.
Если ребёнок из адекватной семьи, в которой здоровая атмосфера и отсутствие дефектов развития, то ребёнок из такой семьи, скорее всего, будет травмирован детьми из неблагополучных семей. Агрессивность, нелепые глупые шутки, лексика ненадлежащего уровня — всё это оказывает неблагоприятное воздействие. Решение вопроса в том, чтобы заранее готовить детей к тому, что люди не равны, и что ему придётся находиться в одном процессе с невоспитанными детьми.
Физическая подготовка к первому классу
Физически слабые дети устают быстрее, болеют чаще, чем их сверстники. Соответственно, им будет тяжелее, чем остальным на всех уроках, не только на физкультуре. По этой причине физически подготовить ребёнка к школе важно не меньше, чем психологически или академически. Поскольку жёстких требований по физической подготовке первоклассника нет, педагоги и психологи советуют опираться на возрастные нормы физического развития.
В норме здоровому ребёнку для минимальной физической подготовки достаточно регулярных подвижных игр и прогулок. Если он ходил в детский сад, то эту базу он получит. Если нет, то задача его физического развития лежит на родителях: нужно регулярно с ним гулять, бегать, прыгать, лазать, а ещё лучше — посещать спортивные секции, чтобы ребёнок рос сильным и выносливым.
Развивайте у ребёнка координацию, равновесие и гибкость путём занятий спортом или активными играми. Прыжки, бег, игры с мячом и гимнастика могут помочь развить физическую ловкость и координацию. Также повышайте выносливость ребёнка — через прогулки, ежедневные физические упражнения и игры на свежем воздухе: они помогут поддерживать его энергию на протяжении дня.
Помимо общей физической подготовки, будет нелишним развивать мелкую моторику. Она важна для правильного письма и рисования. Опрошенные «Секретом» эксперты советуют развивать мелкую моторику с помощью игр с конструктором, лепки из пластилина или рисования. Девочкам может понравиться плетение фенечек — правда, работать с бисером обычно можно с 7 лет: из-за мелких деталей. Но можно, например, начать с плетения из шнурков и лент.
Подготовка к рутине школы
Один из новых аспектов жизни для ребёнка в первом классе — это расписание. Помимо того, что теперь придётся регулярно вставать в одно и то же время, ещё и нужно высиживать уроки, вовремя возвращаться с перемены в класс. А потом ещё и дома отводить время на уроки вместо того, чтобы как раньше, много и долго играть или гулять.
К утренним подъёмам легче привыкают дети, которые ходили в детский сад. Для них в этом вопросе мало что меняется, только остаться дома по желанию уже труднее. Но к расписанию и урокам детский сад не готовит, поэтому уже летом стоит начать постепенную адаптацию к школьной жизни.
Я рекомендую начать «входить» в режим за 3–4 недели до школы. Только, пожалуйста, не нагнетайте обстановку фразами как: «Вот сейчас начнётся школа, и ты попляшешь». Эта фраза звучит как угроза и вызывает чувство тревоги. Вводите ребёнка в режим мягко. Пусть он отправляется в объятия Морфея сначала на 30 минут раньше обычного времени, затем на час. Перед сном не следует играть в очень активные игры. А просыпаться нужно в одно и то же время — в 07:00–07:30. Если этого не сделать заранее, в школе ребёнок будет вялым, раздражительным, измученным.
В идеале приучением ребёнка к расписанию и режиму дня, по мнению опрошенных «Секретом» психологов, занимается папа.
Всё, что связано с логикой, — это мужское. Если мама начнёт следить за заправленной кроватью, убранными вещами, отходом ко сну и подъёмом утром, то для детей это тяжело. В такие моменты на подсознательном уровне ребёнок считывает: «мама меня не любит, раз заставляет». В одну единицу времени мама может или любить, или учить. Поэтому пусть мама остаётся любящей, а учителем будет папа.
Для развития функции контроля и программирования своего времени будет нелишним подключать ребёнка к планированию его расписания, графика выполнения домашних дел. Если он посещает какие-то секции, это тоже пойдёт на пользу адаптации к школьной рутине.
Если у ребёнка до школы был график из кружков и секций, то это может благополучно повлиять на адаптацию в том случае, если ребёнок мог проявлять самостоятельность при посещении кружков — подготовка к ним, собирание вещей и формы.
Материальная подготовка к школе
Базовый набор первоклассника — это обычная и спортивная форма, рюкзак, канцелярия. Но что именно понадобится для учёбы ребёнка в первом классе, каждая школа определяет самостоятельно. Поэтому запросите подробный список у педагога или администрации при зачислении, чтобы не пришлось после 1 сентября бегать и искать конкретную рабочую тетрадь, цветные мелки или другую очень важную вещь.
Опрошенные «Секретом» педагоги советуют пробежаться по следующему списку:
- Ручки, карандаши, ластики и точилка, линейка, цветные карандаши или фломастеры для рисования и творческих заданий. Выбор зависит от предпочтений ребёнка и требований учителя.
- Акварельные краски, гуашь, кисточки, палитра, стаканчик-непроливайка для мытья кисточек, белый и цветной картон, цветная бумага, безопасные детские ножницы и клей для бумаги. Всё это понадобится для выполнения творческих заданий, которых в 1 классе много.
- Учебники и учебные пособия — некоторые школы могут рекомендовать что-то купить в личное пользование, а не брать в библиотеке. Об этом родителям должны сообщить ещё при зачислении.
- Рабочие тетради и прописи — их список нужно получить у будущего классного руководителя, и желательно как можно раньше. К сентябрю большую часть тетрадей будет найти непросто, более активные родители раскупят.
- Влажные салфетки: могут понадобиться для очистки рук, стола или других поверхностей в школе.
Опрошенные «Секретом» психологи советуют идти и покупать школьные принадлежности вместе с ребёнком. Это поможет ему настроиться на учебный год.
Отдельное внимание — выбору рюкзака. Детям приходится носить с собой немало вещей, это нагрузка для позвоночника. По возможности стоит брать ортопедические рюкзаки с широкими лямками.
Лайфхак для родителей будущих первоклассников. Чтобы не оказаться в ситуации, когда в 21:00 ребёнок вам сообщит, что на завтра нужны 3 шишки и сушёные листики, сформируйте запас природных материалов заранее. Если есть возможность узнать список будущих поделок у учителя — узнайте. Если нет, то в запасе стоит иметь цветную бумагу, креповую бумагу, фольгу, клубок шерсти, шишки, каштаны, сушёные листья, картонные коробки разного размера.
Психологическая подготовка родителей и ребёнка
Прежде чем идти в первый класс, стоит понять настрой ребёнка на пребывание в школе, на социальное взаимодействие с одноклассниками, желание изучать программу и повышать уровень знаний, изучать дополнительные предметы и посещать развивающие кружки.
Когда у родителя есть это понимание, он может в мягкой форме провести беседу с ребёнком, чтобы донести, зачем вообще ему школа, чем она будет не только полезна, но и интереса. Важно пробудить в будущем первокласснике любопытство, а не просто настроить на то, что «дети должны учиться». Интерес работает на мотивацию лучше, чем жёсткая обязанность.
Надо объяснить ребёнку, насколько важно окончить школу и почему она работает именно по такой системе, подсветить плюсы, смягчая минусы. Рассказать, что в школе дают необходимые базовые знания, которые в дальнейшем послужат точкой сборки его образованного видения мира. Можно согласиться с тем, что некоторые предметы сложные, а другие приятные и лёгкие для восприятия. В процессе учёбы — хвалить за познание «любимых» предметов и мотивировать на изучение «сложных».
Но независимо от того, насколько хорошо родители смогут психологически подготовить ребёнка к школе, всё ему рассказать и объяснить, развеять страхи, сложности всё же могут возникнуть. У ребёнка абсолютно новые условия, роль, организация деятельности. Адаптация к этому в норме занимает около 3 месяцев, как говорят опрошенные «Секретом» психологи. В этот момент ему нужен максимум родительской поддержки и внимания. Больше разговаривайте с ним, спрашивайте об эмоциях, о том, что ему нравится, что нет, почему, что для него сложно, а что — легко.
Проводите с ним больше свободного времени. Гуляйте в парке, у воды, заведите дома традицию семейного чаепития. Ваша задача — задавать ребёнку раскрывающие вопросы, больше слушать, считывать эмоции. При этом не надо давать советы, нравоучения, напутствия, если ребёнок не просит. Негативные эмоции дети проживают очень просто: им для этого достаточно проговорить неприятную ситуацию вслух, получить поддержку — и вот они уже готовы к новым свершениям.
Чем больше внимания родители уделят ребёнку во время адаптации, тем лучше. Это поможет вовремя увидеть возможные проблемы, которые возникают в связи со школой, и преодолеть их до того, как они превратятся в психологические травмы.
Во время адаптации важно заметить повышенную утомляемость, эмоциональность — больше агрессии, частые слёзы, отрицание. Ребёнок может начать чаще болеть, терять вес, у него могут не складываться отношения с одноклассниками или учителем. Всё это маленькие звоночки, о том, что ребёнок испытывает трудности в школе.
Ни в коем случае нельзя создавать установки, что за пятёрки ребёнка будут хвалить, за двойки — ругать. Другими словами, «хорошего тебя любим, а если ты ошибаешься (как результат — плохие оценки) мы тебя наказываем». Это приведёт в дальнейшем к полному безразличию к желанию трудиться, учиться, обслуживать себя.
Избегайте постоянных сравнений между вашим ребёнком и другими детьми. Каждый ребёнок уникален и имеет свои темпы развития. Также применение чрезмерного давления на ребёнка для достижения определённых результатов может вызвать стресс и отрицательное отношение к обучению.
Никакого общего правила, как подготовить ребёнка к школе, когда начинать учить его всему необходимому, нет. Дети развиваются в своём индивидуальном темпе, поэтому родителям важно быть внимательными: если ребёнок интересуется цифрами или буквами, значит, самое время начать с ним изучать это. Но главное — подготовка к школе, как академическая, так и социальная, физическая, должна происходить в игровом формате и вызывать положительные эмоции. Только тогда у ребёнка сформируется мотивация к учёбе.
Коллаж: «Секрет фирмы», unsplash.com/Torsten Dederichs, unsplash.com/Pierre Moret, unsplash.com/Jelle de Gier