Догнать и перегнать Tesla. Почему автоконцерны массово отказываются от «обычных» машин

04 марта в 20:02

С начала 2021 года целый ряд автоконцернов выпустили заявления, что на горизонте 10–20 лет они полностью перейдут на производство электромобилей. Разбираемся: это заигрывание с экологической повесткой или же действительно машины на дизеле или бензине скоро станут историей.

Какие бренды перейдут на электротягу

  • Volvo

В начале марта шведский бренд объявил, что намерен к 2030 году отказаться от производства автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями — и даже от гибридов. Руководство считает, что к концу десятилетия просто не останется клиентов, кто хотел бы себе такие машины, и потому сосредоточится на электрокарах. Первую такую модель — кроссовер XC40 Recharge — компания представила на днях.

  • General Motors

Концерн обещает превратиться в производителя электромобилей к 2035 году. Он инвестирует в это направление $27 млрд в течение ближайших пяти лет и планирует выпустить 30 моделей электромобилей. Глобальная цель GM — стать углеродно-нейтральной компанией к 2040 году.

  • Jaguar Land Rover

За 10 лет компании предстоит свернуть производство машин с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), а ещё через 15 — и гибридов. Об этом говорится в стратегии развития компании. Впрочем, это инициатива, скорее, не производителя, а британских властей: в ноябре они сократили срок, за который страна должна отказаться от продажи автомобилей на бензине и дизеле.

  • Audi

Производитель планирует окончательно распрощаться с ДВС и перевести все модели на электрические силовые установки в течение ближайших 20 лет, заявил в январе 2021 года глава компании Маркус Дюсманн.

  • Ford

В середине февраля фирма раскрыла свою стратегию. Согласно ей, уже к 2030 году из местного модельного ряда Ford исключат все автомобили с ДВС, а на смену им придут электрокары. Правда, это касается только европейского рынка. К 2025 году в радикальное изменение модельного ряда на континенте Ford вложит $22 млрд.

  • Nissan

Ставит себе такую же задачу, как и Ford, но до 2025 года и для другого рынка — китайского. Кроме электрокаров, компания оставит в модельном ряду гибриды.

  • KIA

Менеджмент компании пока не обещает отказаться от ДВС, но ждёт, что к 2030 году на экологически чистые модели будет приходиться 40% общемировых продаж бренда (1,6 млн единиц). При этом фирма планирует стать лидером в сфере производства электромобилей.

  • Bentley

К 2026 году производитель люксовых авто планирует перейти к производству только гибридных моделей с зарядкой от электросети, а к 2030 году – полностью электрических автомобилей.

  • Volkswagen

Представители бренда не делали свежих заявлений по поводу того, что будет под капотом их машин в будущем, однако инвесторы считают именно эту марку наиболее способной дать бой лидеру рынка электрокаров — Tesla. Если компания Илона Маска — это новая Apple, то Volkswagen — «Samsung в мире электрокаров», заявили аналитики UBS. После этого 3 марта акции немецкого производителя подорожали на 5,6%.

  • Mercedes-Benz

Компания планирует сосредоточиться на разработке электромобилей и для этого откажется от нишевых моделей – прежде всего купе и кабриолетов.

Насколько эти намерения реальны

Тенденция к постепенному уходу от двигателей внутреннего сгорания и увеличению доли электрических и гибридных двигателей – ключевой тренд в развитии мирового автопрома. С приходом в США к власти демократов во главе с Джо Байденом эта тенденция усилилась и ускорилась, отмечает инвестбанкир и профессор ВШЭ Евгений Коган.

Байден в предвыборной программе обещал избавить Штаты от зависимости от ископаемого топлива и всячески поддерживает «зелёные» программы. Сразу после прихода к власти в январе 2021 года демократ пообещал заменить парк автомобилей правительства США, насчитывающий примерно 650 000 машин, на электромобили.

У этой тенденции есть противники. В середине декабря глава автоконцерна Toyota Акио Тойода заявил, что электромобили «переоценены», а запрет на продажу машин с бензиновыми двигателями приведёт к краху автопромышленности и потере миллионов рабочих мест.

В российском автобизнесе к заявлениям автопроизводителей о скором переходе на электромоторы относятся, скорее, скептически. «Компании создают видимость следования тренду "зелёного безумия", захватившего западные умы. Эти намерения едва ли реалистичны, так как голосовать за их реализацию будет потребитель своим "рублём", а пока электромобили очень дороги и непрактичны», — считает владелец сети автопрокатов «Амиго» Андрей Сорокин.

Фото: СС0

Однако автоконцерны — коммерческие предприятия, и их трудно заподозрить в искреннем желании просто соответствовать экологической повестке. Скорее всего, драйвером перехода на электротягу будет именно экономическая составляющая, считает доктор технических наук, профессор МАДИ Михаил Якимов.

Это подтверждают данные швейцарского финансового холдинга UBS: аналитики подсчитали, что к 2024 году затраты на производство электрокаров значительно уменьшатся за счёт удешевления батарей. В итоге производство электрокаров будет не дороже выпуска машин с ДВС.

«На сегодняшний день нет никаких препятствий к переориентированию производств большинства концернов на электроавтомобили — это вопрос времени и поиска инвестиций для такого глобального технического перевооружения производства, — считает профессор. — Существующие риски для отрасли связаны не с производством, а с процессом эксплуатации электроавтомобилей».

«Недостаточно просто полностью перейти на производство электромобилей. Необходимо создать инфраструктуру повсеместных энергоёмких зарядных станций, а для этого фактически придётся на порядок нарастить генерацию и хранение электроэнергии», — рассуждает директор по административно-хозяйственной деятельности транспортной компании «Байкал-сервис» Александр Разин.

При этом пока нельзя утверждать, что переход на электрокары полезен для экологии. «Об этом можно говорить, если для зарядки использовалась исключительно энергия из возобновляемых источников. Пока её доля в мировом энергобалансе оценивается в 27%, — отмечает председатель совета директоров «Ротек» Михаил Лифшиц. — А заряжать электромобиль энергией, выработанной на тепловой электростанции, значит лишь переносить источник загрязнения из центра города на его окраину. Это ли не экологический эгоизм?»

Электрокары в России

В сентябре 2020 года количество проданных в Европе электромобилей впервые оказалось больше, чем машин с дизельными двигателями. В России картина пока иная: на 1 января 2021 года в России было зарегистрировано всего 10 836 электромобилей, по данным аналитического агентства «Автостат». Хотя рынок постепенно растёт: по итогам 2020 года россияне в общей сложности приобрели 687 новых электромобилей, что на 95% больше, чем в 2019 году (353 штук).

Основная причина непопулярности электрокаров в России – их высокая стоимость, считает директор департамента по маркетингу и рекламе ГК «Автоспеццентр» Алексей Ермилов. Электромобили в 2020 году попали в обновлённые госпрограммы льготного автокредитования, то есть государство предоставляет россиянам скидку в 25% на покупку экологически чистого авто. Однако, по его словам, воспользоваться льготой фактически невозможно, потому что в России электромобили серийно не производятся, а на иномарки льгота не распространяется.

Также низкий интерес к электрокарам обусловлен неразвитой инфраструктурой. «Это второй по значимости сдерживающий фактор при покупке электромобилей, — говорит руководитель бизнеса «Электрооборудование» инжиниринговой компании «АВВ Россия» Александр Прудников. — Чтобы его решить, требуется проработать законодательство, создать соответствующую инфраструктуру, однако это лишь вопрос времени. Отдельные регионы уже ведут работу в этом направлении».

Самый яркий пример такой работы: власти Сахалинской области захотели за десять лет намерены перевести весь транспорт на газ и электричество, отказавшись от бензина и дизельного топлива. Однако пока там не больше сотни электромобилей.

Фото: depositphotos.com

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе