01 февраля 2021, 19:37

Россияне не хотят жить на одну зарплату. Или уже не могут?

Вечерняя рассылка от Ивана Кузьмина

Добрый вечер!

Недавно Росстат оценил падение реальных доходов (то есть с учётом инфляции) населения за 2020 год в 3,5%. Теперь они отстают более чем на 10% от уровня «докрымского» 2013 года. Но это сухие цифры, тем более от госоргана с не самой лучшей репутацией. Сегодня у нас вышло несколько новостей, которые более наглядно показывают материальное положение жителей России.

Россияне не хотят жить на одну зарплату. Или уже не могут?

Во-первых, выяснилось, что у каждого шестого, помимо основной работы, есть подработка, причём работодатель каждого второго не догадывается об этом. Чаще всего на вторую работу ходят врачи (37%), преподаватели (33%) и системные администраторы (25%).

Во-вторых, в декабре 2020 года россияне оформили почти 2 млн микрозаймов. Столько ссуд за месяц микрофинансовые организации (МФО) в России не выдавали никогда. Выросла и сумма получаемых на руки займов. Средний размер ссуды поднялся за месяц на 5% — до рекордных 14 500 рублей.

В то же время цены чуть ли не на всё продолжают скакать галопом. За январь огурцы подорожали почти на 10%, картофель — на 8,4%, макароны — на 6,6%. В Минсельхозе считают ситуацию на продовольственном рынке стабильной и ждут, что цены начнут снижаться с марта по мере поступления на рынок нового урожая.

Стоит ждать и очередного скачка цен на импортные товары — обувь, мебель, бытовую технику и ту же еду. Проблема даже не в курсе рубля, а в том, что сильно подорожали морские перевозки: спрос на доставку из Китая вырос, а вот в обратном направлении поток не такой активный. Везти контейнеры пустыми невыгодно — в результате образовался дефицит «тары» и, как следствие, транспортировка стала дорожать. Рост настолько сильный, что цены на импортные товары в России могут вырасти на 2–20%.

Автомобили иностранных марок, к слову, уже подорожали. А тут ещё депутаты Госдумы собрались регулировать рынок каршеринга. Мол, поминутные тарифы стимулируют водителей гнать быстрее, нарушать правила и создавать опасные ситуации. Поэтому законодатели собрались разработать единые тарифы для всех компаний. Не надо быть пророком, чтобы понимать, что цены на услугу от таких нововведений только вырастут.

Депутаты как будто не знают, что у крупных операторов популярны тарифы с фиксированной платой за проезд — по ним гоняться за лишними секундами нет никакого смысла. К тому же компании вводят индивидуальные тарифы в зависимости от стиля вождения каждого отдельного водителя. Но раз уж регулировать цены нынче модно, власти вряд ли оставят этот рынок в покое.

Да, и на снижение цен на недвижимость после бурного роста в 2020 году тоже можно не рассчитывать.

Спасибо, что читаете нас. Редактор Иван Кузьмин.

Фото: Киселев Сергей/Агентство «Москва»

Новости партнеров