05 апреля в 15:28
4 мин.

Партнёр или диктатор. Какую роль играет государство на российском рынке

Мнение профессора-экономиста о недавнем заявлении чиновников
Начиная с осени прошлого года мы наблюдаем нескончаемую и интересную «сагу»: государство пытается сдержать рост розничных цен на социально важные товары, уговорить производителей и оптовиков не повышать цены на внутреннем рынке. При этом государство выступает не как диктатор, но как партнёр бизнеса — такое заявление* прозвучало недавно из стен Минпромторга. Звучит завлекательно. Но так ли это? Или всё, как всегда, не столь однозначно? Попробуем разобраться.
Партнёр или диктатор. Какую роль играет государство на российском рынке

*О чём речь

Замглавы Минпромторга Виктор Евтухов заявил, что решение заморозки цен на сахар и подсолнечное масло — образец партнёрcких отношений с бизнесом. «Этот пример показывает, что государство выступает не как диктатор, но как партнёр бизнеса, помогающий выровнять рынок и не допустить спекулятивных скачков цены внутри страны на фоне общего мирового тренда на рост цен на продовольствие и ресурсы», — сказал Евтухов.

Сахар и подсолнечное масло стали самыми подорожавшими продуктами в 2020 году. По данным Росстата, их цена увеличилась на 65% и 26% соответственно. Как всегда, «внезапная» проблема зрела месяцами — с тех пор, как стало понятно, что год будет неурожайным. А тут ещё накануне рубль упал в очередной раз (потом, правда, несколько «отжался»), и непростую ситуацию усилила пандемия.

В таких условиях интерес производителей и оптовиков к экспорту, к походу за долларом и евро (за валютной выручкой. — прим. «Секрета») читался очень хорошо. Было очевидно, что отечественный производитель будет отыгрывать свои потери и упущенную выгоду, поднимая цены на внутреннем рынке. А за ним то же сделают и ретейлеры.

Превентивных мер (повышение пошлин на экспорт, субсидирования производства) принято не было. Видимо, власти полагали, что рынок сам всё уравновесит. Он и уравновесил. Розничные цены под приближающийся Новый год резко скакнули вверх — и озадачили власть. Рыночный механизм подвёл? Да нет. Рынок всё сделал правильно, по закону жанра. Выровнял спрос и предложение. Но при этом создал серьёзные социальные проблемы.

Население, как всегда, бросилось закупаться впрок, и снежный ком стал расти. Проблема стала слишком заметной, ведь, помимо производителей этих продуктов, тем же инструментом повышения благосостояния заинтересовались остальные. На рынке началось шевеление: поползли вверх цены на фрукты: овощеводы, хлебопёки и другие внесли свою лепту.

И государству стало ясно, что пора вмешаться и остановить социально опасную ситуацию. Мы привыкли догонять развитые страны, принимая пройденные ими сценарии, совмещая их со своими уже отработанными механизмами. Один из них — федеральные розничные торговые сети, крупные торговые объединения, охватывающие своими магазинами почти всю территорию страны.

Партнёр или диктатор. Какую роль играет государство на российском рынке

Именно эти объединения и созданная ими бизнес ассоциация сигнализировали правительству о «плохом поведении» производителей сахара и масла. И именно сети стали тормозить инициативы поставщиков по повышению отпускных цен — впрочем, где-то, конечно, соглашаясь с ними и зарабатывая на ажиотажном спросе.

Почему они так себя повели? Да потому что они давно стали партнёрами для государства. X5 Retail Group по итогам 2020 года обеспечивала 11,5% продаж продовольственных товаров. То есть почти каждый 12-й рубль, что население тратило в ушедшем году на продукты питания, шёл через кассы этого ретейлера. Каждый 10-й оседал в кассах «Магнита».

Именно крупные розничные торговые сети выступали своеобразным демпфером (то, что действует смягчающе. — прим. «Секрета») роста розничных цен при кризисах 2008–2009 и 2013–2014 годов. Да, в итоге рынок всё отыгрывал, но власти получали время на то, чтобы принять решение, как действовать.

Партнёр или диктатор. Какую роль играет государство на российском рынке

Насколько такое партнёрство позволяет решать сложные проблемы с розничными ценами? Собрали крупнейших ретейлеров и производителей, подписали соглашение о замораживании отпускных цен до весны 2021 года. Потом договорённости продлили до лета по сахару и до сентября — по маслу. Производителям обещают субсидии. И это хорошо, но они знают, что летом и осенью им придётся решать свои проблемы самим. Плохо обстоят дела у малого торгового бизнеса, ибо он закупает через посредников дороже, чем сети. А конкурирует как раз с ними.

А что же производители остальных продовольственных товаров? А они смотрят на это и в привычном режиме постепенно повышают отпускные цены. Где-то вполне заметно, если могут прикрыться сезонностью или привести в обоснование условную проблему Суэцкого канала (речь о застрявшем в канале крупнейшем контейнеровозе. — прим. «Секрета»). Ну и регулярно зондируют рынок, вбрасывая информацию о грядущем повышении цен.

Да, у правительства появились партнёры. И это дает ему некоторую уверенность в успешном преодолении периодически возникающих проблем на потребительском рынке. Но в условиях, когда реальные доходы населения падают, рубль «шатается» вокруг достигнутых позиций, логистика дорожает, а России грозят новые санкции, вероятность роста цен всё выше. Получается патовая ситуация. И решить её можно реализацией мер превентивного характера (повышение пошлин на экспорт, субсидирования производства). Привлекая в качестве партнёров не только крупный, но и малый бизнес, опору государства во все волатильные годы.

Коллаж: «Секрет Фирмы», depositphotos.com

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе
Новости партнеров