Бешеные зарплаты курьеров изменят бизнес по всей России. Мнение
Сейчас спрос на доставку и интернет-продажи растёт быстрее из-за сезонных праздников и ковидных ограничений. В результате на рынке уже успел сформироваться серьёзный дефицит курьеров, из-за которого маркетплейсы, онлайн-ретейл и рестораны рискуют не удовлетворить все запросы покупателей. Из-за дефицита кадров зарплата курьеров в России уже местами превышает 200 000 рублей в месяц. Почему работники из других сфер не оставят это без внимания, и что будет происходить на рынке труда в ближайшие годы?
Чтобы как-то решить проблему в логистике, компании поднимают зарплаты, стараясь найти исполнителей. Ещё в начале года СМИ сообщали, что курьеры в городах-миллионниках зарабатывают до 100 000 рублей в месяц, а в некоторых регионах России уровень зарплаты уже выше среднего.
По последним данным, когда спрос на доставку вырос за счёт сезонных факторов, курьеры на личных автомобилях получают до 200 000 рублей. Если раньше такие деньги зарабатывали люди, которые работали по 14 часов в день, то теперь это медиана.
Миграция работников неизбежна
Такие новые условия труда линейного персонала точно привлекут внимание кадров из других низкоквалифицированных профессий. Взять, например, строительство. В этой индустрии уже существует кадровый голод из-за оттока [мигрантов] (https://secretmag.ru/survival/vozvrashenie-migrantov-pochemu-bez-nikh-rossiiskoi-ekonomike-stanet-sovsem-khudo.htm), но спрос на курьеров только усугубит ситуацию.
Вместо того, чтобы таскать кирпичи по 12 часов в день, человек может доставлять пиццу тогда, когда он этого хочет. При этом получать он будет гораздо больше денег — зарплата в строительстве хоть и выросла, но всё ещё остаётся на уровне с курьерами. То же самое касается кассиров, мерчендайзеров и других линейных должностей, где не требуются специальные знания. Поэтому, скорее всего, нас ждёт дефицит кадров и в других областях.
Особенно это касается региональных компаний. Хотя в России активно идёт политика децентрализации, мы сталкиваемся с ситуацией, когда директор регионального завода может получать столько же, сколько курьер в Москве. Те, кому особенно нужны деньги, поедут в реальную или культурную столицы в перерывах между локдаунами.
С другой стороны, тренд на массовый поиск курьеров постепенно перейдёт в регионы. Е-grocery сильно растёт — например, «Сбермаркет» работает уже в 85 регионах, и главный сдерживающий фактор для дальнейшего роста — это количество людей. Соответственно после Москвы и Санкт-Петербурга будет спрос в условном Норильске. Поэтому со временем часть людей, которая уедет в столицу на заработки, сможет вернуться домой.
Уход «синих воротничков»
Главная опасность этих изменений в том, что за строителями и мелкими мастерами волна недовольства накроет «синих воротничков». Увидев объявление: «Ищем курьера, зарплата 100 000 рублей», офисный менеджер либо задумается: «А почему курьеры зарабатывают больше меня?», либо придёт с этим вопросом к начальнику. Сидеть в офисе, конечно, приятнее, чем ходить по улицам зимой, но если там платят больше, то можно и потерпеть.
Люди не привыкли к высоким зарплатам линейного персонала, которые так сильно выросли за два года. Одно дело, когда много денег получают программисты — зарплата фронтенд-разработчика в 250 000 рублей может быть оправдана, потому что это сложно и не каждому дано.
С курьером всё по-другому — это физический труд, доступный всем. Не нужно учиться 5 лет в вузе, не нужна специализированная литература или связи. Только возможность передвигаться.
В пандемию люди уже начали задавать себе вопросы — «а стоит ли эта работа моих сил и времени?». Так на западе появилось целое понятие — YOLO-экономика (You only live once). Это состояние, при котором люди стремятся максимально улучшить условия своей жизни, даже если ради этого придётся рискнуть стабильной работой. Ситуация с курьерами ещё больше толкает на изменения.
Для компаний сейчас самое время ответить на вопрос: «А что мы можем дать сотрудникам, чтобы они хотели с нами работать?». Как минимум это более высокие зарплаты, как максимум — опыт, условия работы, интересные проекты и этика. Последнее особенно касается поколения Z — по данным Deloitte Millennial Survey, современные сотрудники обращают внимание на то, как компании относятся к окружающей среде и политическим вопросам.
При этом агрегаторы уже понимают, что их ждёт жёсткая борьба за персонал, даже за линейный. Поэтому мы уже видим, как они улучшают условия труда. Например, Яндекс предоставляет курьерам больничные и страховку, а Delivery Club запускает образовательные гранты для курьеров вместе со Skillbox.
В будущем будет больше проектов, но уже от банков и других бизнесов. Бренды создадут лучшие условия труда для линейного персонала, параллельно зарабатывая на этом. Так постепенно изменится и отношение людей к профессии курьера, а вместе с ним уйдёт и негативное восприятие таксистов, клинеров и проч. Тогда люди окончательно поймут, что физический труд тоже нужно ценить, как и труд умственный.
Фото: Ведяшкин Сергей/Агентство «Москва»