Юрист рассказал, чем «ЁбиДоёби» грозит признание мата в рекламе
Жители Волгограда добились, чтобы управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) признало непристойной рекламу местного ресторана сети «ЁбиДоёби». Юрист Versus.legal Алексей Вихарев рассказал «Секрету», чем это может грозить российской сети доставки суши, а также объяснил, по какому принципу ФАС выносит решения о непристойности рекламы.
Собеседник отметил, что антимонопольщики не в первый раз рассматривают заявления, связанные с ресторанами «ЁбиДоёби».
Само заведение настаивает, что это просто японское изречение «День недели — суббота», которое не содержит матерных конструкций.
В 2018 году житель Красноярского края обращался в суд с требованием изменения названия сети. «Однако в ходе заседания судебная экспертиза подтвердила, что наименование не имеет близкого сходства с бранной лексикой и сквернословием, и в удовлетворении требования было отказано», — сказал Вихарев.
При этом, добавил юрист, в августе 2021 года Бурятское управление ФАС решило возбудить дело против сети ресторанов из-за рекламы на местном телеканале.
Представители службы сослались, в частности, на заключение экспертов Высшей школы экономики (ВШЭ). Исследователи посчитали, что поскольку большая часть жителей России не знают японского языка, то для них «ЁбиДоёби» ассоциируется с матом, и поэтому название не соответствует нормам русского языка.
Бранные слова, а также непристойные и оскорбительные образы нарушают российский закон о рекламе, напомнил Вихарев. Это грозит сети штрафом до 500 000 рублей.
«Использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений при продвижении своей деятельности является нарушением Федерального закона "О рекламе" (ч. 6, ст. 5) и влечёт за собой административную ответственность в соответствии со ст. 14.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ», — сообщил юрист.
Контролировать соблюдение закона должна ФАС. Для консультаций служба может созвать экспертный совет. Иногда ФАС также опрашивает потребителей. При этом для признания рекламы непристойной не обязательно, чтобы так считало абсолютное большинство потребителей. Достаточно, чтобы, как сообщает само ведомство, «использованное выражение не употреблялось в рабочей сфере, в нормативно-правовых актах, при детях, в переговорах».
«На самом деле споры по признанию рекламы неэтичной не являются редкими. Это могут быть, например, непристойные образы обнажённой женщины при рекламе услуг или использование приличных на первых взгляд слов», — заявил юрист. В пример он привёл слоганы «Ах, уедь!» и «Ох, удивительный», где сочетание «див» было выполнено в другой цветовой гамме.
Ранее «Секрет» писал, что Волгоградское управление ФАС назвало непристойной рекламу: «Не материмся и вкусно готовим. Набор "КуниЛи" 2 кг. ЁбиДоёби Sushi &Rolls». Также ведомство сообщило, что будет добиваться переименования всей сети «ЁбиДоёби».
В августе сеть «ЁбиДоёби» вступила в конфликт с организацией «Мужское государство»*, которой не понравился один из рекламных постеров. После массовой атаки хейтеров на аккаунты компании и угроз убийством в адрес её сооснователя Константина Зимена представители сети ресторанов извинились за рекламу с темнокожим мужчиной.
*Организация признана экстремистской, её деятельность в России запрещена.
Фото: Unsplash, Unsplash License