Уголовное дело о разливе нефти в Норильске закрыли из-за срока давности
Городской суд Норильска прекратил уголовное преследование сотрудников регионального управления по делам ГО и ЧС за истечением срока давности. Их обвиняли в несвоевременной локализации аварии на ТЭЦ, что повлекло увеличение вреда от разлива нефти. Утечка 21 000 тонн нефтепродуктов привела к загрязнению водных объектов Норило-Пясинской озерно-речной системы. Его оценили более чем в 200 млрд рублей.
Крупнейшее экологическое бедствие в российской Арктике произошло 29 мая 2020 года. Из-за просадки опор фундамента у резервуара № 5 на ТЭЦ-3 Норильско-Таймырской энергокомпании (НТЭК, дочернее предприятие «Норникеля») оторвалось дно. В результате 21 000 тонн дизельного топлива попало в грунт и реки Далдыкан, Амбарную и их притоки. Загрязнёнными оказались реки и почвы на площади 180 000 кв. м. Авария стала крупнейшей для России за 26 лет: в 1994 году в Коми произошёл разлив 94 000 тонн нефти.
Президент России Владимир Путин признал инцидент чрезвычайной ситуацией федерального уровня. Ущерб водной системе, животным и почве от разлива нефтепродуктов превысил 205 млрд рублей.
После аварии Следственный комитет (СК) возбудил ряд уголовных дел, одно из них — на сотрудников управления по делам ГО и ЧС мэрии Норильска Дениса Кулаева и Вячеслава Иващенко. Диспетчеров обвинили в халатности — следствие посчитало, что они несвоевременно организовали мероприятия по локализации и ликвидации чрезвычайного происшествия.
В феврале 2021 года по делу начался судебный процесс. Кулаев согласился на прекращение уголовного дела в связи с истечением срока давности, и дело закрыли по нереабилитирующим основаниям. Вячеслава Иващенко судили одного. Ему назначили полгода исправительных работ с удержанием 10% заработка в доход государства и освободили от наказания — тоже из-за истечения срока давности.
В октябре 2020 года суд назначил полгода исправительных работ с удержанием 15% зарплаты бывшему мэру Норильска Ринату Ахметчину. Следствие заявило, что он два дня не принимал мер для локализации разлива и минимизации вреда окружающей среде. В июне 2022 года суд прекратил дело за истечением сроков давности в отношении главного госинспектора Ростехнадзора Елены Новожиловой. Следствие считает, что она якобы не дала оценку состояния основания свайного фундамента резервуара № 5 в ходе проверок ТЭЦ-3.
Уголовное дело на директора ТЭЦ-3 Павла Смирнова, главного инженера Алексея Степанова, его заместителя Юрия Кузнецова и начальника котлотурбинного цеха ТЭЦ-3 Вячеслава Старостина, которых обвиняют в нарушении правил охраны окружающей среды рассматривается в суде.
После аварии Росприроднадзор подал иск к НТЭК и потребовал компенсировать почти 148 млрд рублей ущерба природе за аварию в Норильске. Штраф взыскали через суд. Он стал крупнейшим в российской истории за экологический ущерб.
Также Минэкологии Красноярского края потребовало от «Норникеля» добровольно возместить вред животным из-за аварии на ТЭЦ-3 в Норильске. Размер требований — 494 млн рублей. Расчёт ущерба произведён по негативным последствиям аварии для млекопитающих и птиц, которые занесены в Красную книгу России, охотничьих ресурсов, а также в целом среды обитания объектов животного мира.