Стало известно о тайных перевозках санкционной нефти из России
Нефтяные танкеры, которые ранее перевозили иранскую нефть, начали доставлять и российское санкционное сырьё. Об этом узнала аналитическая компания Vortexa. При перевозке нефти марки Urals суда отключают датчики для отслеживания передвижения грузов. Как выяснилось, сейчас большинство грузоотправителей и страховщиков отказываются от перевалки нефти из России из-за санкций, но есть и готовые заключать «деликатные» сделки.
По данным Vortexa, 11 из отслеживаемых судов, которые ранее перевозили иранскую нефть, с апреля начали загружать нефть из России. Поставки YUrals выросли до 250 000 баррелей в день в первой половине июля, c апреля объём увеличился на 170 000 баррелей в день.
«Поскольку всё больше компаний отказываются от перевозки российской нефти и нефтепродуктов, те, кто вовлечён в санкционную торговлю сырой нефтью, будут продолжать использовать свои танкеры для помощи России в экспорте в страны Востока», — пояснил аналитик Vortexa Армен Азизян.
При этом перевозчики, согласные заключать «деликатные сделки», могут взимать более высокие цены, отметили в компании.
Также Vortexa сообщила, что в последнее время растёт число нефтяных танкеров, отключающих свои спутниковые транспондеры, чтобы не «светиться» на радарах. Обычно это делают для маскировки погрузки или разгрузки грузов. Из 14 крупнотоннажных танкеров, которые отключали датчики за последние недели, пять перевозили санкционную иранскую нефть, заявили аналитики.
Большинство танкеров, начавших перевозить российское сырье, относятся к типу «Афрамакс», которые могут перевозить 730 000 баррелей нефти. В то же время среди них есть и крупные нефтевозы, которые могут перевозить около 2 млн баррелей.
В начале июня Евросоюз утвердил шестой пакет санкций против России. Он предусматривает отказ от импорта российской нефти за шесть месяцев и от ввоза нефтепродуктов — за восемь месяцев. Но запрет касается лишь морских поставок, поэтому поступающее по трубопроводу «Дружба» сырьё под ограничения не попало. При этом санкции также включают запрет на страхование судов, перевозящих российскую нефть.
После ввода ограничений стали появляться сообщения, что некоторые потребители нефти продолжают тайно закупать сырьё у России. Раньше так же себя вели импортёры санкционной нефти из Ирана и Венесуэлы. К примеру, иранским компаниям запрещено заниматься импортом и экспортом, но схема с фирмами-представителями позволяет им заключать контракты на десятки миллиардов долларов.
Работает схема следующим образом: иранские банки открывают на территории других стран компании, которые в дальнейшем выступают как посредники в сделках и могут заключать их, несмотря на санкции. Фирмы-представители продают за рубеж в том числе и нефть.