Российской нефтью стали торговать неизвестные ранее компании
После того как западные нефтяные компании и крупные трейдеры отказались работать с российской нефтью, их место заняли неизвестные ранее посредники. Вместо транснациональных гигантов топливо начали возить компании с постсоветскими корнями и совсем молодые фирмы, зарегистрированные в «дружественных» юрисдикциях. Рынок торговли российской нефти начал становиться серым ещё до вступления в силу шестого пакета санкций Евросоюза, который вводит эмбарго.
Сейчас российскую нефть закупает лишь одна относительно известная компания — Coral Energy. Она работает с «Роснефтью» и с «Русснефтью», её владельцем является азербайджанский бизнесмен Тахир Гараев. Coral зарегистрирована в Сингапуре, и на неё не действуют санкции ЕС. Компания в 2010 году вышла на рынок с поставками азербайджанской нефти. В 2020 году оборот компании составил $2,9 млрд (для сравнения: выручка крупнейшего трейдера Vitol в 2021 году составила $279 млрд).
Ещё одна компания, которая стала возить российскую нефть, — Bellatrix Energy. С середины апреля она перевезла шесть партий нефти из Приморска и Новороссийска в Индию, Турцию и итальянский порт Аугуста, где находится нефтеперерабатывающий завод алжирской госкомпании Sonatrach. При этом часть танкеров Bellatrix принадлежат «Совкомфлоту». Это всё, что известно о компании.
Несколько недель назад поставками «Роснефти» стала заниматься компания Sunrise. В мае она поставила как минимум две партии российской нефти из порта Приморска. Компанию ей составила зарегистрированная в Гонконге Livna, она возит нефть с дальневосточного терминала «Транснефти» в Козьмино. За месяц она погрузила семь партий по 100 000 тонн. Её основной партнёр — швейцарская Paramount Energy, которая уже пять лет закупает российскую нефть.
Значительную долю поставок сейчас совершают компании, связанные с российскими нефтяниками. Одна из них — базирующаяся в Женеве Energopole, созданная в 2020 году «дочка» «Роснефти». Компания периодически поставляет российскую нефть в итальянский порт Триест для НПЗ Bayernoil и Miro в Германии. Ещё один связанный с Россией трейдер — Litasco, подразделение ЛУКОЙЛа, которое не входит ни в один санкционный список ЕС или Швейцарии.
Из-за санкций российской нефтью перестали торговать крупнейшие трейдеры Vitol и Trafigura. В начале года 2022 года они перевозили около 500 000 баррелей российской нефти в сутки, но сейчас эти объёмы упали до нуля. Также сократили поставки российской нефти компании Glencore и Gunvor.
Евросоюз ввёл шестой пакет санкций против России 3 июня. В рамках ограничений ЕС намерен отказаться от импорта российской нефти за 6 месяцев, а от ввоза нефтепродуктов — за 8 месяцев. По словам верховного представителя ЕС по иностранным делам Жозепа Борреля, это должно ограничить способности Кремля финансировать спецоперацию на Украине.
Несмотря на то, что в апреле в США начал действовать запрет на импорт углеводородов из России, в мае в порты Нью-Йорка и Нью-Джерси прибыли танкеры с российской нефтью. Сырьё прибыло с нефтеперерабатывающих заводов в Индии.
США нарастили поставки российской нефти на 43%, до 100 000 баррелей в сутки. Кроме того, Вашингтон разрешил своим компаниям импорт минеральных удобрений из России, признав их товарами первой необходимости.
Фото: Pexels, Pexels License