Опубликовано 12 мая 2020, 19:26

Ситуация драматичная. Российский бизнес подводит итоги «нерабочих» дней

С 12 мая Россия начала постепенно выходить из коронавирусных каникул. Первыми к работе приступят базовые отрасли экономики — строительство, энергетика, промышленность и сельское хозяйство. Остальным придётся набраться терпения: решение о вводе обратно в строй предприятий из других сфер будут исходя из эпидемиологической обстановки. Но многие компании предупреждают, что в итоге не смогут выйти из затяжного нерабочего периода, а складывающаяся ситуация может привести к коллапсу сразу нескольких отраслей.

Ситуация драматичная. Российский бизнес подводит итоги «нерабочих» дней

Пессимизм российского бизнеса достиг максимума за последнее десятилетие. О возможном закрытии большинства заведений уже предупредили представители ресторанной сферы и рынка одежды, но и в других отраслях ситуация обстоит не лучше.

Коллапс офисов и торговых центров

В своих обращениях к правительству бизнес неоднократно призывал урегулировать ситуацию с владельцами коммерческих помещений, которые не желали идти на уступки и отсрочки платежей из-за закрытых во время коронавирусных каникул магазинов и предприятий. В ответ федеральное правительство разработало законопроект, который позволит арендаторам в одностороннем порядке и без штрафов расторгать договор аренды, если их доходы упали после введения чрезвычайных мер более чем на 50%. При этом арендаторам должны вернуть их обеспечительный платёж, если он предусмотрен договором.

Но тут уже не обрадовались арендодатели: новые поправки позволят бизнесу шантажировать владельцев торговых и офисных центров и принесут отрасли коммерческой недвижимости колоссальные убытки и серию дефолтов. Итогом станет коллапс рынка, предупредили его участники. А следом могут пострадать и банки, считают эксперты.

Крупнейшие собственники торговых и бизнес-центров написали открытое письмо против законопроекта. Под обращением подписались 11 компаний, в том числе структуры миллиардеров Романа Абрамовича, Михаила Гуцериева, Александра Клячина и других предпринимателей. Совместно они владеют коммерческой недвижимостью общей площадью более 4 млн кв. м.

По мнению авторов письма, принятие поправок «драматичным образом» повлияет на рынок коммерческой недвижимости, а также на компании, предоставляющие товары и услуги собственникам и арендаторам этой недвижимости. Это приведёт к угрозе дефолта по обязательствам арендодателей перед банками и появлению пула «плохих кредитов». При этом только прямые потери банков по процентам составят 350 млрд рублей. Последствия «по своей разрушительности не сравнятся с последствиями ни одного из экономических кризисов, с которыми успешно справлялась российская экономика», считают представители отрасли.

Российский совет торговых центров (РСТЦ), составивший обращение, предложил признать отрасль коммерческой недвижимости одной из пострадавших от коронавируса и распространить на неё налоговые и кредитные послабления. В частности, девелоперы попросили отменить налоги на имущество и землю на всё время пандемии плюс один квартал и субсидировать процентные ставки по взятым кредитам.

Если бизнес-центры лишатся своих арендаторов, за чертой бедности могут оказаться 6,3 млн человек, работающих в этой и смежных отраслях, заявили в РСТЦ. При этом даже если собственники помещений обанкротятся и передадут своё имущество банкам, капитализировать его и управлять им в условиях кризиса может оказаться для тех непосильной задачей.

Быстро умирающая мебель

Более двух третей мебельных производств России могут обанкротиться в течение двух месяцев, предупредили в Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности (АМДПР).

Уже сейчас на грани банкротства, по данным ассоциации, оказались почти 70% предприятий. Их руководство признало, что в условиях вынужденного простоя запаса финансовой прочности хватит в среднем на полтора месяца. 3% производств уже закрылись, ещё 6% надеются продержаться до полугода.

Лишь 23% опрошенных производителей мебели уверены в том, что их компании переживут вызванный пандемией кризис.

При этом в АМДПР отметили, что в мебельной отрасли до сих пор практически нет сокращённых сотрудников: 69% предприятий никого не увольняли, а более 60% даже не отправили персонал в неоплачиваемый отпуск.

Президент ассоциации Александр Шестаков признал, что российская мебельная отрасль превратилась в «быстро умирающую». К этому привело сохранение за мебельными компаниями всех финансовых обязательств при фактическом запрете на их основную деятельность. Меры господдержки на эти компании не распространяются. По словам Шестакова, помочь ситуации могло бы включение мебели в стандарты строящегося жилья — это помогло бы наладить новые каналы сбыта и обеспечить предприятия заказами.

Автомобили поехали вниз

Российский авторынок в апреле показал рекордное падение за всю историю наблюдений. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), снижение продаж новых автомобилей в России составило 72,4%.

Коронавирусные ограничения нанесли сильнейший удар по ликвидности дилеров, отмечается в докладе АЕБ. В среднесрочной перспективе вопрос может стать и об устойчивости их бизнеса. Несмотря на то что отрасль готовится к перезапуску, ассоциация не ожидает существенного роста продаж в мае: покупательская способность клиентов рухнула вместе с их реальными доходами.

Продажи новых машин в апреле сократились на 102 000 год к году и составили всего 38 922 сделок. Резко отрицательная динамика наблюдалась у всех компаний на российском рынке. Например, у Lada продажи новых машин рухнули на 71%.

Впрочем, российский авторынок продолжает своё падение уже не первый год. Продажи автомобилей начали стабильно снижаться ещё во время кризиса 2014–2016 годов из-за взлетевшего курса доллара и санкций. В 2019 году рынок тоже упал. При этом дилеры анонсировали значительный рост цен в 2020 году из-за введённого экосбора.

Фото: CC0

У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!