secretmag.ru
Опубликовано 29 июня 2021, 19:23
6 мин.

Щит от мировой инфляции. Почему новая инициатива властей может не удержать рост цен в России

Правительство России задумало защитить внутренний рынок от мировой инфляции, введя систему прогнозирования стоимости сахара, подсолнечного масла, зерна, мяса и других продуктов (а также чёрных и цветных металлов и удобрений). Окончательную концепцию представят премьер-министру Михаилу Мишустину до конца июля. Однако опрошенные «Секретом» эксперты сомневаются, что новая инициатива властей поможет удержать беспрецедентный рост цен в России.

Щит от мировой инфляции. Почему новая инициатива властей может не удержать рост цен в России

В конце 2020-го — начале 2021 года россияне столкнулась с резким ростом цен на еду. Стоимость сахара в декабре взлетела более чем на 70%, подсолнечного масла — более чем на 20%, мука и макароны прибавили больше 10%. Подорожали и другие базовые продукты питания — овощи, фрукты и мясо.

Президент РФ Владимир Путин связал рост цен с тем, что производители пытаются «подогнать внутренние цены под увеличившиеся мировые» и заработать на экспорте. Рост цен на товары, оборудование для которых закупают за рубежом, президент счёл объяснимым. Но повышение цен на изделия из муки возмутило его не на шутку. «За последние шесть лет у нас рекордный урожай (пшеницы) <...>, а хлеб растёт в цене, макароны растут в цене. Это что такое? Это с какой стати-то?» — удивился Путин.

Впрочем, производителям удалось не только подогнать свой ценник под Европу, но и обогнать мировые цены. Росстат подсчитал, что продукты в России подорожали в пять раз сильнее, чем в ЕС: отечественный ценник в феврале 2021 года вырос на 1,5% по сравнению с январём, а в странах ЕС — на 0,3%.

Кроме продовольственной сферы, острая ситуация сложилась и в металлургии. Рост цен за рубежом и в России, особенно возмутил вице-премьера Андрея Белоусова, который в конце мая заявил, что металлурги получили сверхдоходы от повышения стоимости на их продукцию на мировых рынках и «нахлобучили» государство на 100 млрд руб. По данным ФНС, налоговая нагрузка на металлургическую отрасль оказалось одной из самых низких — 5,4% против 48% у нефтегазовой отрасли и 12,6% у других добывающих отраслей.

Щит от мировой инфляции. Почему новая инициатива властей может не удержать рост цен в России

© depositphotos.com

Как власти борются с ростом цен

После слов президента премьер Михаил Мишустин раскритиковал правительство за то, что пустило ситуацию с ценами на самотёк. Чтобы взять ситуацию под контроль, крупные сети и производители продовольствия начали сдерживать цены на сахар и подсолнечное масло. Планировалось, что соглашение о сдерживании цен будет действовать до 1 апреля. Но затем его действие продлили до конца мая.

Ещё одной мерой стало введение пошлины на вывоз зерна (пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы) и заморозка цен на мясо птицы. К борьбе с ростом цен подключился и Центробанк. Он отказался стимулировать восстановление экономики ценой повышенной инфляции (а она неизбежна при росте количества денег в обращении за счет дешёвых кредитов). Сейчас ЦБ повысил ставку — с рекордно низкого в новейшей истории России уровня 4,25 процента годовых до 5,5 процента всего за три месяца.

29 июня стало известно, что правительство разрабатывает новый механизм, который позволит оградить внутренний рынок от мировой инфляции. Система, которую хочет создать правительство, позволит мягко стабилизировать цены в стране, не шокируя бизнес резким вмешательством государства в его дела.

Защитить рынок от влияния извне помогут:

  • Прогнозирование цен товаров на мировых рынках и их влияния на отечественный рынок в ближайшие два месяца. Также эксперты будут анализировать доступность этих товаров для потребителей.

  • Предупреждение разогрева внутренних цен на основе этих оценок. Если прогнозная стоимость товара преодолеет некую «красную линию», то власти будут реагировать на это, вводя пошлины, демпферы, ограничения экспорта, субсидирование производства и посевных площадей и т. д.

Щит от мировой инфляции. Почему новая инициатива властей может не удержать рост цен в России

© depositphotos.com

Что говорят эксперты

Как показывает экономическая история, во время локальных войн, мировых пандемий и крупных техногенных катастроф всегда повышаются цены на товары — вне зависимости от того, продукты питания это, золото, олово или медь, рассказал в беседе с «Секретом» Георгий Остапкович, директор центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

Сейчас все индексы пробивают свои максимумы по ценам. Причина в том, что центральные банки, чтобы помочь людям и бизнесу, выкидывают огромную массу денег на рынок, как в этом году из-за пандемии, добавил эксперт. А когда в обороте появляется много денег, начинается инфляция.

«Инфляция — это же не рост цен, как у нас говорят диванные эксперты. Инфляция, исходя из того, чему нас учили Адам Смит и Давид Рикардо, — это снижение стоимости денег. Деньги стали дешёвыми, и под эти деньги предприниматели повышают свои цены. Потому и растут цены на все активы, особенно на активы коммодити — биржевые активы (тот же металл, зерно, масло). Эту ситуацию нужно пережить. Сойдет ковид, и рынок найдёт равновесие спроса и предложения», — пояснил он.

Остапкович не отрицает полезность эксперимента с прогнозированием. Он считает, что это, скорее, инструмент, а не решение проблемы роста цен. «Мировая инфляция где-то в два раза меньше, чем российская. Мировой фактор влияет на рост цен в России лишь наполовину, а то даже процентов на 40. А остальной рост цен идёт из особенностей национальной экономики. Что это значит? Нужно бороться в первую очередь не с мировыми ценами, которые предугадать невозможно, а следует проанализировать всю цепочку создания окончательной стоимости», — сказал он.

«В начале этой цепочки стоят товаропроизводители — они зачастую являются монополистами или олигополистами (рыночная форма, в которой на рынке доминирует небольшое количество продавцов. — Прим. "Секрета"), и поэтому могут поставить любую цену, объясняет Остапкович. — В конце находятся торговые сети, которые зачастую монополисты и тоже могут влиять на цены. В середине — страна у нас большая, товары нужно перемещать по железным дорогам или автотранспортом — стоят цены на ж\д перевозки, цены на бензин, масса посредников, огромное оптовое звено. К этой динамике мировые цены никакого отношения не имеют».

Отследить цепочки добавленной стоимости — задача крайне сложная, в отличие от централизованного регулирования, полагает Кристина Романовская, гендиректор ООО «ПХ «Лазаревское».

«Нынешняя экономика давно уже сетевая, когда подорожание чего-то в одной отрасли (например, металлов) запускает огромный, всеохватывающий цикл. Экономика больше не конвейерная, когда ты сдаёшь скотину на комбинат и получаешь на выходе колбасу и полуфабрикаты, всё гораздо сложнее, и цепочки добавленной стоимости отследить практически невозможно. Зато можно ввести фиксированные цены (или потолки, что мы уже слышали в начале года), исходя из некоего "прогноза", и получить два рынка: госцен с жестоким дефицитом и "свободного", или "чёрного", кому как нравится», — сказала она.

Идея с жёстким регулированием — не самая удачная, зачастую заканчивающаяся «карточками и голодом», но приостановить рост цен в России можно и по-другому, сходятся во мнении опрошенные «Секретом» эксперты. Для этого нужно бороться с монополистами, создавать конкуренцию на рынке и предпринимательские законы — не запретительные и ограничительные, а, наоборот, поощряющие и мотивирующие, считает Остапкович.

«Не надо в гигантоманию уходить с этим экспериментом: мы всё это уже проходили, во времена СССР был Госкомцен, Госплан, Госснаб, которые регулировали эту сферу. Нужно смотреть всю цепочку образования внутренней цены и бить по тем звеньям, где нашли ценовой дефект», — полагает эксперт.

Эксперт TradingView Виталий Кирпичев также считает важным, чтобы действия правительства были сбалансированными. Ведь следующим этапом может быть политика протекционизма, когда вводятся ограничения на экспорт тех или иных групп товаров. Такая политика может ограничить поступление иностранной валюты в экономику, а следовательно, возможностей для импорта товаров, которые внутри страны не производятся. Эти риски могут помешать развитию открытой экономики в России.

Фото: depositphotos.com