S7 впервые стала лидером российского авиарынка
Авиакомпания S7 впервые стала лидером российского авиарынка по числу перевезённых пассажиров. Компания потеснила «Аэрофлот», который много лет удерживал первое место. S7 добилась успеха, даже несмотря на коронавирус, — компанию вытянули внутренние перевозки и консолидация активов.
Из-за пандемии спрос на авиаперевозки резко упал. По данным Росавиации, в апреле пассажиропоток S7 достиг 214 000 человек. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года падение существенное — на 78,9%. Однако «Аэрофлот» за тот же период обслужил 148 000 пассажиров, что на 95,2% меньше, чем годом ранее. В целом авиарынок с начала года упал на треть, до 24 млн пассажиров, а в апреле сокращение составило более 90%.
В Росавиации объяснили, что лидер рейтинга поменялся, потому что внутренний рынок падал медленнее, чем международный. А S7 больше ориентирована на внутренний рынок, чем «Аэрофлот», для которого международные перевозки является основным. Кроме того, с 2020 года S7 Group консолидировала свои компании «Сибирь» и «Глобус», что позволило дополнить свою статистику.
Внутренние авиарейсы до сих пор продолжают работу, хотя их количество и число пассажиров сильно сократились. Поэтому падение у активно работающих на внутреннем рынке компаний оказалось ниже, чем в среднем по рынку. Так, Utair в апреле просел на 89,4% (66 000 пассажиров). «Россия» сократила перевозки на 92,2%, «Уральские авиалинии» — на 94%, а лоукостер «Победа» вовсе остановил свои полёты в апреле-мае из-за нерентабельности. Впрочем, с 1 июня «дочка» «Аэрофлота» намерена возобновить полёты по России.
Эксперты отметили, что S7 сейчас находится в выигрышной позиции, поскольку в её парке много небольших Embraer 170. Поставив такой самолёт на маршруты, где сохранился пассажиропоток, можно летать без убытков. В то же время крупные магистральные самолёты не смогут отбить затраты, которые требуются на рейс.
Кроме того, в мае S7 стала первой авиакомпанией, получившей кредит на зарплаты. ВТБ одобрил перевозчику заём в 600 млн рублей. Деньги потратят на зарплаты сотрудников «Сибири» (летает под брендом S7 Airlines). По оценкам аналитиков, даже при сокращении числа полётов компании требуется около 1 млрд рублей на зарплаты в месяц.
Авиаотрасль терпит крушение
Авиация — одна из самых пострадавших отраслей из-за коронавируса. В апреле — декабре 2020 года российскому авиарынку прогнозируют потери около 70 млрд рублей ежемесячно, при этом самые тяжёлые времена придутся на апрель — июнь.
В условиях массовой отмены полётов авиакомпании столкнулись с жёсткой нехваткой денег на счетах. Президент Владимир Путин в апреле предложил выделить российским перевозчикам 23 млрд рублей на пополнение оборотных средств, выплаты зарплат, оплату стоянки. Однако финального решения по этому вопросу ещё не приняли.
Чтобы как-то затормозить финансовый крах, многие операторы начали предлагать пассажирам ваучеры на полёты вместо возврата денег. Их можно будет использовать после снятия ограничений. В Роспотребнадзоре считают, что это незаконно, но крупнейшие игроки отрасли лоббируют принятие поправок, которые позволят им не возвращать клиентам живые деньги.
Фото: Gleb Osokin - Russian AviaPhoto Team, CC BY-SA 3.0
У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!