Нефть, кредиты, пневмония. Как коронавирус перекрывает кислород рынкам

11 февраля в 11:52

Уханьский коронавирус продолжает распространяться. По данным китайских властей и ВОЗ, количество заболевших во всех странах 11 февраля достигло 43 100 человек, а смертность превысила психологическую отметку в 1000 человек.

Новый тип вируса привел к форс-мажору на сырьевых рынках и уже перекрывает кислород бизнесу в разных странах. По данным Центробанка, коронавирус стал причиной самого сильного снижения цен на нефть с 2003 года, обойдя по этому показателю птичий и свиной грипп. Сильнее цены на нефть падали только во время эпидемии атипичной пневмонии в 2003 году. На фоне прекращения транспортного сообщения с городами Китая спрос на нефть в КНР рухнул на 20%. В начале февраля цены не нефть снижались на 17%, тогда как во время вспышки атипичной пневмонии снижение достигало 31%.

Сложившаяся ситуация грозит рисками всем финансовым рынкам, особенно сырьевым. Индекс цен на энергетические товары S&P GSCI снизился в январе на 15,4%, индекс цен на промышленные металлы — на 7%.

В поисках спасения

Чтобы смягчить последствия коронавируса, около 300 китайских компаний обратились в банки с просьбой выдать им кредиты на общую сумму $8,2 млрд. Среди них производитель смартфонов Xiaomi, предоставляющая транспортные услуги DiDI и другие фирмы, которые понесли наибольшие финансовые потери из-за закрытия их заводов или падения спроса на их услуги.

Кроме того, за финансовой поддержкой обратились компании, активно вовлечённые в борьбу с коронавирусом. В том числе крупнейшая в Китае компания по доставке еды Meituan Dianping, попросившая 4 млрд юаней ($572,9 млн), в том числе на бесплатную доставку пищи для медицинского персонала в Ухани. Производитель антивирусных программ Qihoo 360 попросил 1 млрд юаней ($143,25 млн) для покупки товаров медицинского назначения и работы над приложениями для отслеживания и локализации вируса. А Xiaomi намерена потратить кредит в 5 млрд юаней ($716 млн) на производство и продажу медицинского оборудования и аксессуаров.

Финансовые потери понесли не только китайские фирмы. Более 400 компаний (преимущественно из США) заявили о возможном падении прибыли по итогам первого квартала из-за вспышки коронавируса. Среди них Apple, Nike, Starbucks, McDonald’s, LVMH и др.

Перебои со снабжением

О том, насколько мир в последние годы оказался зависим от китайских поставщиков, свидетельствуют прогнозы дефицита в самых разных и подчас неожиданных областях. Например, в Национальной хоккейной лиге (НХЛ) США могут столкнуться с дефицитом клюшек для игроков элитного дивизиона. Большинство таких клюшек изготавливают ограниченными партиями на китайских фабриках, но в разгар хоккейного сезона многие из них оказались закрыты из-за продлённых на карантин новогодних каникул.

В итоге менеджеры клубов уже сейчас начали говорить о серьёзной нехватке клюшек, и без того ломающихся во время матчей. В совокупности 75% игроков НХЛ используют эти спортивные снаряды, которые делают на заказ в Китае. При этом клубы НХЛ, как правило, имеют по три запасные клюшки на игрока на каждую игру.

Ранее стало известно, что японский автоконцерн Nissan может приостановить работу своего завода по производству автомобилей в Санкт-Петербурге, если в Китае не запустят снова выпуск деталей для сборки машин. Пока работа продолжается в штатном режиме, но КНР должна возобновить поставки не позднее 17 февраля, в противном случае производство встанет.

Россия без китайского туриста

Между тем куда более серьёзные потери несёт российский бизнес, ориентированный на китайских туристов. Количество платежей через китайскую систему Alipay в России в январе 2020 года снизилось на 31,2% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. В начале февраля падение достигло уже 73,4%. В другой китайской системе, Union Pay, снижение за эти периоды составило 52% и 68% соответственно. В среднем банки зафиксировали снижение трат китайцев в России на 30% с момента начала эпидемии.

С 5 февраля все туры из Китая отменили «до нормализации ситуации», в стране остались только приехавшие по индивидуальным визам. При этом в феврале, по прогнозам туристической ассоциации «Мир без границ», Россию должны были посетить 45 000 организованных китайских туристов, потери от аннуляции заявок которых могут составить $40–45 млн. Если карантин продлится на март, убытки турбизнеса в первом квартале составят $100 млн. Годовой оборот на обслуживание китайских туристов в России составляет 30 млрд рублей.

Кроме того, от китайских потребителей сильно зависит российский рынок люкса, указали эксперты Deloitte. Доля их покупок на мировом рынке премиальных товаров в 2019 году достигла 35%. Ранее компания Mercury, один из крупнейших люксовых игроков России, планировала увеличить долю китайских клиентов ЦУМа с 7% до 30%, однако в 2020 году вынуждена была сместить основной фокус на постоянных клиентов из России и стран СНГ.

Фото: Pixabay, Pixabay License

У «Секрета фирмы» есть канал в Telegram. Подписывайтесь!

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе
Ещё по теме