secretmag.ru
Опубликовано 31 мая 2021, 13:10
6 мин.

«Ценник 100 млрд рублей». Российских металлургов обвинили в «нахлобучивании» государства

Первый вице-премьер России Андрей Белоусов заявил о «нахлобучивании» государства металлургами. По его словам, масштаб сверхдоходов производителей от увеличения цен на внутреннем рынке достигает 100 млрд рублей, которые должны вернуться в бюджет страны в виде налогов. Впрочем, металлурги в долгу не остались, указав, что их выплаты в российский бюджет по итогам первого полугодия и без того выросли вдвое.

«Ценник 100 млрд рублей». Российских металлургов обвинили в «нахлобучивании» государства

О том, что российские металлургические компании на фоне пандемии коронавируса и кризиса 2020 года увеличили свои доходы «в разы», Белоусов рассказал в интервью РБК.

«Мы посчитали, что металлурги нас (государство, бюджет) — извините за это слово — нахлобучили в части госкапвложений и гособоронзаказа примерно на 100 млрд рублей», — заявил вице-премьер. По его убеждению, эти деньги компании должны вернуть в бюджет в виде налогов. Схожая мысль звучала и в послании президента Федеральному посланию, правда, без указания точного размера суммы, на которую рассчитывает государство.

«Я говорил некоторым из них: "Ребят, я сейчас даже не буду думать, как с вас снять — такой налог, сякой, через НДПИ. Единственное, ценник вот (100 млрд рублей)"», — пояснил Белоусов.

По его словам, металлурги, «конечно, понимают» необходимость вернуть эти доходы в бюджет. Классический способ для изъятия части прибылей и борьбы с высокими внутренними ценами — экспортная пошлина или демпферный механизм, но эти инструменты могут навредить конкурентоспособности российских металлургов на внешних рынках. Поэтому пошлины власти рассматривают как крайний случай: было бы странно своими действиями помогать конкурентам из других стран, указал Белоусов. Тем не менее Россия уже ввела экспортные пошлины на сырьё для производства строительного проката (лом и отходы чёрных металлов). В конце мая их повысили с €45 до €70 за тонну.

Другим способом могут стать точечно нацеленные налоги. Например, в 2020 году правительство в три с половиной раза увеличило налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) за счёт «рентного коэффициента». Таким образом удастся собрать около 55 млрд рублей дополнительных налогов, большую часть из которых заплатит «Норникель».

«У нас рынок свободный, но государство имеет все возможности установить налоги таким образом, чтобы то, что они получили, у них забрать. Это, я думаю, мы сделаем», — подытожил вице-премьер.

Недовольство правительства

Подспудное противостояние чиновников и металлургов по вопросу сверхприбылей последних началось ещё несколько лет назад. К примеру, в 2018-м Белоусов, будучи ещё помощником президента, оценивал общую сумму сверхдоходов металлургов, производителей удобрений и газохимии более чем в 500 млрд рублей и предлагал направить их на выполнение майских указов Владимира Путина. Однако тогда этот план превратился в программу стимулирования инвестиций в России.

С декабря 2020 года российские власти обсуждают возможность регулирования цен на металл после жалобы застройщиков на подорожание металлопроката и арматуры на 50% за месяц. Тогда ФАС предложила ввести экспортные пошлины на стальную продукцию и сырьё из неё сроком на полгода. Однако в январе-феврале рост цен на металл ненадолго стабилизировался, что позволило отложить вопрос в долгий ящик.

С новой силой дискуссия разгорелась весной 2021 года. Недовольство правительства вызвал даже не сам рост доходов предприятий от завышения цен для внутреннего потребителя, а перераспределение прибыли в пользу акционеров металлургических предприятий, а не в инвестиции. 12 мая премьер-министр Михаил Мишустин назвал компании металлургии, ТЭКа и банки лидерами по выводу капиталов из России и допустил, что для такого бизнеса могут ввести дополнительные налоги «на жадность».

Обсуждение способов изъятия части доходов металлургов и сдерживания роста внутренних цен на металл всё ещё продолжается. 27 апреля на совещании у первого вице-премьера Андрея Белоусова предложили стимулировать металлургов заключать прямые договоры с внутренними потребителями по фиксированным ценам, а также создать механизм товарных интервенций на рынке металлопродукции.

В мае замминистра промышленности Виктор Евтухов предложил ввести вывозные пошлины на все чёрные металлы до конца года, увеличить железнодорожные тарифы на экспортные поставки таких грузов и продолжать повышать налоги (НДПИ) для горнодобывающих компаний. Также звучали предложения отменить возврат входящего НДС при экспорте и увеличить ставки налога на прибыль. Кроме того, Минпромторг подготовил поправки в законопроект о существенно важных для внутреннего рынка товарах. Он включил в перечень руду, стальную и медную продукцию. В отношении этих товаров правительство может в исключительных случаях устанавливать временные ограничения или запреты на экспорт.

Путину ситуация со сверхдоходами на металлургическом рынке хорошо известна, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Он заверил, что правительство занимается проблемой вместе с участниками бизнеса.

««Действительно, цены были очень высокие, образовались дополнительные прибыли. Бизнес зарабатывает деньги — бизнес получает налоги. Когда возникает диспропорция, государство эту диспропорцию выравнивает», — объяснил Песков.

Реакция рынка

Российский рынок отреагировал на слова первого вице-премьера снижением котировок акций основных металлургических компаний страны. В понедельник 31 мая торги открылись падением: котировки «Северстали» снизились на 6% до 1652 рублей за бумагу, позже скорректировавшись до 1689 рублей (-3,94% на 12:30 мск). Бумаги НЛМК упали на 1,7%, но позже отыграли в плюс 0,9% (263 рубля на 12:30). Акции «Магнитогорского металлургического комбината» (ММК) снизились на 1,9%, позже уменьшив падение до 0,59% (62,66 рубля за акцию).

Ответ металлургов

Слова о сверхприбылях металлургических компаний — не пустой звук. По оценкам экспертов, сейчас мировая металлургическая отрасль переживает один из лучших периодов в своей истории, так как по мере восстановления экономики растёт спрос на её продукцию. При этом из-за приостановки некоторых производств и произошедшего спада мощностей металлурги пока не успели в полной мере возвратиться в строй, что привело к дефициту металлов и росту цен на них во всём мире.

Не отстали от зарубежных коллег и российские компании. К примеру, весной 2020 года российский горячекатаный прокат на экспорт стоил $360–370 за тонну, а в мае 2021-го он достиг цены $1025 за тонну, подорожав за год на 180%.

Результаты первого полугодия 2021-го ещё не известны, но только за четвёртый квартал 2020 года доналоговая прибыль (EBITDA) НЛМК увеличилась на 85% год к году, до $890 млн. Этот же показатель у «Северстали» вырос на 18%, до $710 млн, а у ММК — на 41%, до $474 млн.

Вслед за прибылями взлетели и акции металлургов. С начала года котировки «Северстали» выросли на 33% (а за год более чем на 112%), НЛМК — на 26%, ММК — на 18%.

Ассоциация предприятий чёрной металлургии «Русская сталь» заявила, что по итогам первого полугодия российский бюджет получит вдвое больше налогов за счёт роста цен и спроса на металл на мировом рынке — более 200 млрд рублей. Кроме того, бизнесмены заявили о рекордном росте затрат на инвестиции: в 2021 году они увеличатся до 300 млрд рублей, что станет максимумом за последние 20 лет. Приоритет отдадут экологическим проектам.

Ещё в ходе предварительного обсуждения возможного запрета экспорта и повышения налоговых ставок металлурги пообещали взять ситуацию с ценами под контроль, начав заключать прямые контракты с потребителями и предоставив скидки для крупных госстроек, например, БАМа и Транссиба. По оценке «Коммерсанта», заявление металлургов звучит как заочный ответ чиновникам на их недовольство перераспределением прибыли в пользу акционеров. Однако спасёт ли это отрасль от очередного повышения налогов, пока неизвестно.

Вместе с тем владелец Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) и президент «Русской стали» Владимир Лисин уверен, что предложение правительства вернуть в бюджет сверхприбыли за время пандемии объясняется «синдромом Госплана» и «болезнью красных глаз».

«Вот, точно — чтобы не видеть двойной рост налоговых отчислений отрасли, конкурирующей на глобальном рынке. Не видеть, что сумма налогов в федеральный и региональные бюджеты уже превышает величину "притязаний". Игнорировать значительный рост инвестиций в отрасли. Не считать важным, что только у металлургов несколько миллионов владельцев акций — физические лица, которые не получат рассчитываемые дивиденды... И при этом не замечать, что планирование и расчеты бюджетных строек на год отстают от начала строительства и изменившихся цен. Здесь уместно старое выражение: "Не чини то, что работает"», — заявил Лисин.

Миллиардер указал, что металлургическая отрасль уже выдвинула свои предложения по дополнительной помощи государству, например, о готовности обеспечить целый перечень продукции для поддержки чувствительных социальных объектов. «Отработаем один день бесплатно, это 200 000 тонн продукции», — предложил он. Однако пока соответствующего списка от правительства бизнес так и не получил.

Фото: Pxhere, CC0

Больше новостей и актуальной аналитики по фондовым рынкам и не только — в разделе «Инвестиции».