secretmag.ru
Опубликовано 24 марта 2020, 19:48

«Можно спокойно увольнять». Эксперты рассказали, как коронавирус может изменить бизнес и жизнь россиян

Московские фитнес-студии и спортзалы, закрытые на карантин из-за эпидемии коронавируса, массово переходят в онлайн-режим. Только так они смогут избежать миллиардных убытков, увольнений и оттока клиентов. Другие компании, наоборот, ждут, что их работа изменится, а спрос на услуги резко вырастет. Эксперты рассказали, какие перспективы коронавирус уже открывает для бизнеса, как компании будут подстраиваться под новые реалии, и как всё это может сказаться на россиянах.

«Можно спокойно увольнять». Эксперты рассказали, как коронавирус может изменить бизнес и жизнь россиян

Спортсмены уходят в Сеть

В первую очередь эпидемия коронавируса ударила по офлайн-бизнесу, арендующему помещения, — это отели, стрит-ретейл, фитнес-клубы. Ситуация заставила бизнес передоговариваться с контрагентами, подрядчиками, банками и сотрудниками, «ужиматься» и находить новые возможности.

Чтобы удержать клиентов и не возвращать им деньги за абонементы, спортзалы переходят на онлайн-занятия. Однако те клубы, которые не могут позволить себе уйти в Сеть, оценивают свои финансовые потери от 20% до 70%.

По статистике, в России онлайн занимаются 13% населения, а ходят в фитнес-клубы только 3%, и тренировки дома могут стать новым трендом. Но интернет всё же не вытеснит залы, считает глава сети World Gym Ольга Киселёва.

«Все игроки отрасли начали готовить и проводить онлайн-тренировки. Большинство будут интерактивными. Тестируем разные возможности, которые позволят подключать по несколько десятков человек. Тренер сможет видеть каждого участника и давать ему обратную связь. Разрабатываем рекомендации, которые могли бы позволить человеку, сидящему на карантине, держать себя в форме, в том числе делаем программы по диетическому питанию, ведь активность у людей станет меньше», — объясняет она.

«Можно спокойно увольнять». Эксперты рассказали, как коронавирус может изменить бизнес и жизнь россиян

Тихая революция в цифровой медицине

По прогнозам аналитиков, к 2022 году рынок телемедицины России вырастет, по разным данным, до $12,1–55,1 млрд.

Но это может произойти быстрее. В связи с распространением нового вируса Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) предложил правительству ускорить принятие поправок, разрешающих врачам ставить диагнозы и назначать лечение дистанционно. А единороссы планируют внести в Госдуму поправки о врачебном осмотре по интернету.

Кандидат медицинских наук, доцент, хирург-онколог Сергей Осминин считает, что дистанционная медицина может взять на себя пациентов, которым нужна простая консультация по тем или иным вопросам. Таким образом можно снизить число обращений на 50% и существенно сократить риски распространения вируса.

Распространение коронавируса и рекомендации властей не посещать людные места могут сильно повлиять на рынок телемедицины, считает гендиректор телемедицинского сервиса «Доктор рядом» Денис Швецов. «Пандемическая ситуация, заставляющая людей оставаться дома, становится катализатором тихой революции в цифровой медицине. Сегодня мы сталкиваемся с самым большим вызовом в истории нашей компании: количество обращений за телемедицинскими консультациями увеличилось в два раза и продолжает расти», — рассказал «Секрету» Швецов.

Рай для IT

Эксперты сходятся во мнении, что дистанционный бизнес станет точкой роста для тех компаний, которые готовы перейти на удалёнку. «Самая популярная сфера для такой системы — это, конечно же, IT. Можно работать, не выходя из дома, хоть круглыми суткам, хоть час в день — зависит от объёма и задач», — говорит Сергей Федосов, руководитель портала «ПроДокторов».

Из-за коронавируса российские компании уже сейчас стали активно интересоваться организацией удалённой работы: развёртыванием инфраструктуры в облаке, обеспечением стабильного соединения и прочим. «Мы наблюдаем растущий интерес к облачным решениям со стороны компаний, которым необходима техническая поддержка в вопросах организации удалённой работы», — рассказал «Секрету» Вадим Кожин, руководитель маркетинга Mail.Ru Cloud Solutions.

Для ретейла и фармы пандемия коронавируса стала проверкой на прочность, отмечает Кожин. В маркетплейсах и сервисах доставки наблюдаются сбои, некоторые компании не справляются с повышенной нагрузкой.

Но повышенный спрос оборачивается не только сбоями, но и прибылью. «Результаты марта превзойдут наши ожидания примерно на 20%. Это связано с тем, что дома оказались многие сотрудники больших компаний, которые давно не готовят самостоятельно», — рассказал «Секрету» Андрей Щербаков, директор по маркетингу Justfood, сервиса по доставке готовых продуктов.

Крупный курьерский сервис Delivery Club также сообщил о росте спроса. По его данным, число ресторанов, желающих подключиться к их системе, в марте выросло в три раза по сравнению со средними месячными значениями.

«Можно спокойно увольнять». Эксперты рассказали, как коронавирус может изменить бизнес и жизнь россиян

Недвижимость переходит в виртуальность

Партнёр агентства недвижимости Savills Дмитрий Халин считает дистанционную работу с клиентами вполне приемлемым вариантом для кризиса: «Если дело дойдёт до карантина, то компания перейдёт на дистанционную работу с клиентами без организации показов и встреч. План действия на этот случай уже есть. Будем проводить заочное консультирование и продолжать экспонирование объектов, которые находятся в продаже».

С другой стороны, эпидемия подталкивает развитие VR/AR-технологий в недвижимости, рассказали «Секрету» в международном брокере недвижимости Tranio: «Например, уже сейчас клиенты, которые хотят купить недвижимость в Греции, но не имеют физической возможности доехать до локации, просят сделать панорамные туры объектов и зарезервировать их удалённо».

О том, что коронавирус может стимулировать развитие технологий, говорит и Саймон Шайнрок, владелец британского агентства недвижимости Choices: «Здесь есть две основные проблемы: как COVID-19 влияет и будет влиять на количество сделок по аренде и продаже и как изменит отрасль в долгосрочной перспективе. И ответ на второй вопрос не слишком очевиден. Это может быть значительный толчок в сторону работы по удалёнке и развития VR-просмотров недвижимости. Но я думаю, что самым важным реальным эффектом станет вытеснение из бизнеса слабых игроков».

Выход из онлайна в сокращение

Из-за пандемии коронавируса многие компании перевели сотрудников на удалённую работу, и есть все шансы, что после кризиса некоторые из них сделают выбор в пользу хоум-офиса, пояснил «Секрету» Дмитрий Волошин, сооснователь образовательной платформы для IT-cпециалистов Otus, экс-директор департамента исследований и образования в Mail.ru Group. По словам эксперта, перевод на удалённые режим может быть выгоден для организаций. Особенно в кризисный период.

Можно сократить штат. «Удалёнка, как лакмусовая бумажка, покажет, кто чего стоит. В родном офисе просто имитировать бурную деятельность: с тем поговорил, тому сказал, тут покурить вышел, там на обед сходил. Вроде как на глазах и вроде как суетится. На удалёнке так не получится. Возникают отчёты и цифры совершенно органичным образом. Вот тут-то и выясняется, что примерно 15% можно спокойно увольнять», — объясняет он.

Когда все закончится, перед бизнесом встанет простой вопрос: а зачем вообще нужен офис? «Какой смысл каждому сотруднику тратить два-три часа в день на дорогу, когда можно этого не делать? Ведь если есть цифры и нормальная отчётность, то можно прекрасно работать и без общения с глазу на глаз. Плюс офис — это не только аренда, это ещё и штат сотрудников, которые его обслуживают. И начальники тех, кто его обслуживает. Это минимум 5–10% годового бюджета», — говорит Волошин.

По подсчётам эксперта, 15% уволенных дадут примерно 10% экономии по фонду оплаты труда в год. Плюс отказ от офиса поможет оптимизировать издержки ещё на 20%. «Подросшая производительность даст, по идее, большую выручку. И это поможет малому и среднему бизнесу выжить в ближайший год», — резюмирует Волошин.

«Можно спокойно увольнять». Эксперты рассказали, как коронавирус может изменить бизнес и жизнь россиян

Спрос на онлайн-обучение

Коронавирус открывает новые возможности и онлайн-образования, считает Максим Спиридонов, сооснователь и гендиректор образовательного холдинга «Нетология-групп».

«Мы в феврале и марте тестировали маркетинг сразу на девяти новых рынках. Выяснилось, что стоимость клиента в Италии в разгар эпидемии оказалась дешевле примерно в четыре раза по сравнению с Чехией и примерно вдвое дешевле, чем в России», — рассказал «Секрету» основатель и CEO онлайн-школы английского языка Novakid Максим Азаров. По его прогнозам, выручка за март будет на 50% выше, чем за февраль, в годовом выражении (ARR) это около $1,5 млн.

Россияне пока адаптируются к удалённой работе и не готовы всерьёз думать о дистанционной учёбе. «Но если в ближайшие недели ничего не изменится, многие обратят внимание на онлайн-образование. Тем более что у людей освободилось довольно много денег и времени, которое они раньше тратили на дорогу до работы и обратно, — прогнозирует Спиридонов. — Запросы будут не только на курсы по повышению квалификации и смены специальности, но и в сегментах обучения различным хобби и развлечениям».

Новые возможности для стартапов

Из-за пандемии коронавируса предприимчивые граждане могут перепрофилировать свой бизнес под онлайн-формат и придумать несколько стартапов, которые зайдут в сложившихся условиях, говорит Сергей Федосов. Но здесь есть риски: когда карантин закончится, нужно будет подстраиваться под «старый добрый» офлайн.

Сами стартаперы готовы покорять новые рынки. «На днях один знакомый стартапер спросил у меня в WhatsApp: "Какие ощущения от происходящего?" Я ответил ему: "Excited! (Сильно воодушевлен! — Прим. "Секрета")" Именно так я это и ощущаю! Это вызов, и нам повезло, что, в отличие от многих, мы находимся в позиции, где нам есть чем ответить. Есть люди, которые во время пожара бегут подальше от пожара, а есть те, которые, наоборот, бегут в пожар — их, правда, единицы. Мы почему-то всегда бежим в пожар…» — сообщил «Секрету» управляющий партнёр Global Venture Alliance Даниил Козлов.

Фото: depositphotos.com