secretmag.ru
Опубликовано 17 сентября 2019, 19:36

«Касперскому» вход воспрещен. Как правительство США взращивает национальную шпиономанию

«Касперскому» вход воспрещен. Как правительство США взращивает национальную шпиономанию

Президент США Дональд Трамп подписал бюджет на 2020 год, который запрещает американским госкомпаниям использовать продукцию российского разработчика антивирусных программ «Лаборатории Касперского» (Kaspersky Lab). Запрет, носивший с октября 2018 года временный характер, стал постоянным. Он распространяется как на военные, так и на гражданские ведомства.

Одним из авторов поправки была сенатор-демократ Джин Шахин. По её словам, этот законопроект «нужно было принять давно», поскольку программы Касперского представляют «серьёзную угрозу» для национальной безопасности США из-за связи компании с российскими спецслужбами.

Как зарождался киберконфликт

Конфликт правительства США и Kaspersky Lab начался в 2017 году. Тогда американское Министерство внутренней безопасности заподозрило одну из ведущих мировых компаний кибербезопасности в сотрудничестве с российскими спецслужбами.

«Лабораторию» обвинили в том, что она встроила в антивирус код шпионского программного обеспечения, которое следит за компьютерами пользователей, и запретили использовать её продукцию американским чиновникам. Kaspersky Lab в ответ раскрыла код своего антивируса, чтобы показать, что там нет никакого следящего ПО. Но это не переубедило США.

В конце 2017 года запрет закрепили в законе об оборонных госзакупках для всего правительства США. При этом американские власти подтвердили, что решение было основано на сведениях «из открытых источников», которые, в свою очередь, ссылались на анонимов и искажали факты.

Хоть ограничения и назвали временными, по факту они были бессрочными. Новый документ, принятый 16 сентября 2019 года, ввёл постоянно действующий запрет на продукцию «Лаборатории».

Позиция Kaspersky Lab

Позиция российской компании по этому вопросу осталась неизменной с 2017 года. Решение властей США они назвали политически мотивированным, а то, что в распоряжении компании оказались секретные документы американских спецслужб, — случайностью.

Евгений Касперский назвал происходящее спланированной медиаатакой. «Лаборатория» даже попыталась оспорить временный запрет, но в мае 2018 года американский суд отклонил иск.

Впрочем, компания не планирует уходить из США. Несмотря на то что местные продажи антивирусных продуктов в 2018 году снизились на 25%, американский рынок остаётся одним из крупнейших для «Лаборатории» — за последние 12 лет она инвестировала в него более $500 млн. Госконтракты при этом составляли лишь небольшую долю выручки.

Пресс-служба Kaspersky Lab подчеркнула, что решение о запрете основано на «неподтверждённых обвинениях, слухах и домыслах», а аргументы в пользу запрета не содержали «никаких доказательств какой-либо вины со стороны компании».

Опрошенные «Ведомостями» юристы сошлись во мнении, что запрет будет действовать, пока его не снимет сам совет по федеральным закупкам. Шансов доказать что-то в суде мало: хотя такое решение можно назвать неправомерным ограничением конкуренции и противоречащим конституции, в США суды стоят на стороне госорганов и отменять постановление не собираются. По крайней мере, пока таких прецедентов в судебной практике нет.

Похож на шпиона — получай санкции

В последние годы санкции стали важным инструментом внешней политики США в сфере экономики и торговых отношений. Запреты в отношении иностранных компаний и целых государств применяются как для обеспечения национальной безопасности и соблюдения интересов США на рынке, так и в целях политического давления на руководство неугодных стран. Среди них — Россия, Венесуэла, Иран и Северная Корея.

Но 2019 год прошёл под знаком нарастающей напряжённости между США и Китаем. Трамп резко поднял пошлины на ввозимые из Китая товары. В ответ на это китайский Народный банк (ЦБ) уронил курс юаня. В результате дестабилизировались фондовые рынки, а богатейшие люди мира потеряли миллиарды долларов.

В середине августа 2019 года в США вступил в силу запрет на закупку и использование госучреждениями телекоммуникационного оборудования китайских компаний ZTE и Huawei и ещё некоторых технологических разработчиков, таких как Hytera и Hikvision.

Причиной запрета китайских смартфонов стали опасения Вашингтона, что технология Huawei 5G следующего поколения представляет угрозу для национальной безопасности США и якобы может быть использована в целях шпионажа. При этом в самой Huawei неоднократно заявляли, что их технология не предназначена для шпионажа и что они продолжат оспаривать этот запрет в суде. Глава IT-гиганта даже пообещал помочь США и поделиться своими технологиями. Лицензия даст покупателю свободный доступ к исходному коду, чтобы устранить любые возможные опасения из-за наличия шпионских возможностей.

Huawei готов усилить конкурента в глобальной гонке 5G, чтобы ослабить напряжённость в отношениях с Западом и вновь получить возможность закупать американское оборудование и ПО, а также вновь продавать свои смартфоны на рынке США. Но, даже если такая сделка состоится, нет гарантии, что правительство США согласится снять с китайской компании утверждённые ранее ограничения.

Запрет также распространяется на системы видеонаблюдения и оборудование китайских компаний Hytera Communications Corporation, Hangzhou Hikvision Digital Technology, Dahua Technology и их дочерних предприятий. Все они подозреваются в наличии шпионского оборудования, и этих подозрений оказалось достаточно для новых санкций.

Иностранцев возвращают в Россию

В ответ на ввод американских санкций после присоединения Крыма и конфликта на востоке Украины в 2015 году премьер-министр Дмитрий Медведев подписал запрет на закупки государственными структурами иностранного ПО при наличии российского аналога. Эти ограничения мотивировали интересами внутреннего рынка России, развитием национальной экономики и вопросами обеспечения национальной безопасности.

Запрет вступил в силу с 1 января 2016 года и действовал вплоть до 2019 года, когда ограничения решили ослабить и допустить некоторые иностранные компании к госзакупкам.

На первом этапе запрет сняли для стран Евразийского экономического союза (ЕЭАС). О вводе в эксплуатацию Единого реестра евразийского ПО Минкомсвязи сообщило в апреле 2019 года. Включение в этот список гарантировало зарубежным компаниям допуск к российским госзакупкам на равных условиях с российскими компаниями.

Первым разработчиком, внесённым в Единый реестр евразийского ПО, стала белорусская компания «Интермех». Она создаёт софт для машиностроительной отрасли и является авторизованным разработчиком Autodesk. Рынок госзакупок в России — самый крупный на пространстве ЕАЭС, в том числе в сфере программного обеспечения, поэтому эксперты полагают, что заявок будет больше.

Фото: Wikipedia, CC BY 2.0

У «Секрета фирмы» есть канал в «Яндекс.Дзене». Подписывайтесь!