Аномальный рост цен на бензин в России связали с холодной зимой

07 апреля в 11:39

Подорожание топлива в России связали с суровой зимой. По мнению Федеральной антимонопольной службы (ФАС), именно холода и сезонное повышение спроса на нефтепродукты в России и за рубежом стали причиной того, что с января по март бензин АИ-92 прибавил в цене 8,5%.

О том, что аномальный рост цен был вызван «резким понижением температуры окружающей среды», говорится в письме начальника управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС Армена Ханяна. Другими причинами эксперты назвали рост экспортных цен на нефтепродукты и сезонное повышение спроса в России, Европе и Азии. При этом на бирже предложение топлива упало из-за соглашения ОПЕК+, в результате чего цены на нефть значительно выросли в сравнении с периодом колебаний на рынке в 2020 году.

Такой ответ ФАС дала гендиректору «Осколнефтеснаба» Александру Масалитину, который пытался понять, с чем связан аномальный рост цен на заправках. Ознакомившись с доводами, бизнесмен заявил, что не согласен почти со всеми.

«В связи с сезонным спросом или снижением температур не мог произойти тот рост цен, который наблюдается сейчас на рынке. Создаётся впечатление, что в ФАС не знают, что I квартал года — это всегда минимальный объём потребления бензина в стране, а АЗС не продают топливо, которое используется в котельных для отопления здания», — пояснил Масалитин. Он указал, что из-за роста оптовых цен на бензин многие независимые АЗС уже вынуждены работать себе в убыток и рискуют разориться.

С ним согласны и другие эксперты. Например, главный специалист Гидрометцентра Марина Макарова указала, что март в европейской части страны оказался около нормы и теплее. Ведущий специалист центра «Фобос» Михаил Леус также не нашёл существенных отклонений от климатической нормы в зиме 2020–2021 года.

«Почему-то в рекордно тёплые зимы цены на нефтепродукты не снижались», — отметил зампред набсовета ассоциации «Надёжный партнёр», объединяющей производителей и продавцов энергоресурсов, Дмитрий Гусев. Он указал, что указанные ФАС факторы наблюдаются каждый год и не могли привести к столь значительному подорожанию. А вот неуказанные — могли.

«Рост мировых цен внёс свою лепту, но в разъяснении ФАС отсутствует акцент на фискальном диспаритете, который усилился с 1 января 2021 года», — объяснил президент Независимого топливного союза Павел Баженов. Он отметил, что с начала года акцизы на топливо увеличили на 4%, в то время как коэффициент экспортной пошлины, напротив, снизили. «Странно ничего не говорить об этом факторе», — добавил Баженов.

В Минэнерго же считают, что в первую очередь рост цен на бензин в начале 2021 года связан с увеличением внешних котировок на нефть и нефтепродукты, а не с плановым изменением акцизной составляющей. С ведомством согласен и аналитик «Финам» Сергей Кауфман — он добавил, что цены выросли из-за несовершенного демпферного механизма. Он позволяет стабилизировать внутреннюю розничную стоимость бензина и снизить давление мировых цен на нефть, однако предполагает рост цены на 5% в год — больше, чем подорожал бензин в рознице за последние два года.

Тем не менее в Минэнерго уверены, что рост розничных цен на АЗС удаётся удерживать на уровне инфляции. В ФАС проблему на топливном рынке предложили решать за счёт увеличения производства и реализации бензина в России и усиления контроля над ценами.

Фото: Pixnio, CC0

Ещё ближе к делу — главные новости и самые интересные истории в нашем Telegram-канале.

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе
Ещё по теме