Оптовые цены на бензин АИ-92 достигли исторического максимума. Что будет с ценами на заправках

Объясняют эксперты

Оптовые цены на бензин АИ-92 достигли исторического максимума — 55 750 рублей за тонну, увеличившись с начала года более чем на 12%. «Секрет» узнал у экспертов, стоит ли вслед за этим ожидать скачка цен на заправках.

Оптовые цены на бензин АИ-92 достигли исторического максимума. Что будет с ценами на заправках

Что происходит?

Оптовые цены на бензин на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже продолжают рост, начавшийся в декабре 2020 года. В ходе торгов 12 марта цена на бензин АИ-92 достигла 55 750 рублей за тонну. Это максимум за всю историю торгов. Рост биржевой цены с начала января составил 12,1%.

К закрытию торговой сессии цена на бензин АИ-92 несколько снизилась, составив 54 431 рублей за тонну (рост на 9,5% к показателю на начало года).

Стоимость топлива на бирже по итогам торгов 12 марта составила 55 667 рублей за тонну (рост на 9,1% к показателю на начало года).

С чем связан рост?

Рост оптовых цен на нефтепродукты вызван сезонно высоким спросом на топливо, а также дополнительным ростом на фоне заморозков, сообщило Минэнерго РФ (комментарий министерства есть в распоряжении «Секрета фирмы»). Это, в свою очередь, отразилось на розничных ценах в начале марта, отметили в Министерстве энергетики. По данным Росстата, с 1 по 9 марта средние цены бензина АИ-92 и АИ-95 на заправках выросли на 11 копеек.

По мнению опрошенных «Секретом» экспертов, рост цен на бирже также может быть связан с влиянием на нефтеперерабатывающую отрасль текущего налогового режима.

Из-за фискальной политики Минфина переработка нефти в России стала экономически невыгодной, отметил вице-президент Независимого топливного союза (НТС) Дмитрий Гусев. При этом, по его словам, в условиях роста цен на нефть на мировом рынке Минфин проводит политику ослабления курса рубля.

«В результате цена экспортной альтернативы, поставок российской нефти за рубеж в рублях, начинает расти. В этих условиях переработка нефти не приносит прибыли. Нефтяникам из-за текущего налогового режима проще поставлять нефть на экспорт», — подчеркнул вице-президент НТС.

Эта ситуация заставляет нефтяные компании давить на правительство, требуя изменения параметров налогового манёвра в части «демпфирующей» надбавки (её ввели для стабилизации цен на нефтепродукты на внутреннем рынке), заявил «Секрету» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

По его мнению, рост цен на бирже может быть отголоском этой борьбы.

«В какой-то период нефтяные компании даже снижали переработку, так как параметры налогового манёвра подталкивали их экспортировать сырьё, тем более цены на нефть на мировом рынке растут», — отметил он, добавив, что это совпадает с традиционным ростом спроса на топливо в России весной.

Одновременно происходит выход из локдаунов, растёт спрос, который сопрягается с недостаточным объёмом производства нефтепродуктов, подчеркнул Гусев.

Однако в скором времени ситуация на бирже должна нормализоваться, уверен Юшков. Накануне правительство пошло нефтяникам навстречу, согласившись скорректировать «демпфер», напомнил он.

«Теперь компании за поставку на рынок будут получать больше денег (в виде обратного акциза. — "Секрет фирмы"), дефицит с оптового рынка уйдёт, и цены откатятся назад. Думаю, в течение двух-трёх недель ситуация нормализуется», — считает эксперт.

Оптовые цены на бензин АИ-92 достигли исторического максимума. Что будет с ценами на заправках

Что будет с ценами на АЗС?

Цены на бензин на автозаправочных станциях (АЗС) пока не показывают такой сильный рост, как биржевые. Так, по данным Росстата на 9 марта, бензин АИ-92 подорожал с начала года на 2,3%, бензин АИ-95 — на 2%.

В Минэнерго РФ заявили, что Министерство продолжает регулярный мониторинг топливного рынка как в части обеспечения рынка необходимым объёмом топлива, так и в части «сохранения конечных цен на близком уровне к инфляции».

«Правительством РФ уже сделаны рекомендации в адрес нефтекомпаний по увеличению загрузки НПЗ нефтяным сырьём и производства моторных топлив для полного удовлетворения растущего спроса внутреннего рынка и наращиванию запасов к маю 2021 года», — говорится в сообщении.

По данным министерства, нефтяные компании поддерживают поставки топлива на внутренний рынок на высоком уровне. «Экономическая эффективность нефтепереработки и реализации топлива на АЗС будет также поддержана решением правительства по корректировке параметров специального "демпферного" механизма», — добавили в министерстве.

По мнению экспертов, ситуация с ростом биржевых цен не должна отразиться на розничных потребителях.

«Есть негласная договорённость правительства и нефтяных компаний о том, чтобы компании не спешили менять ценники на заправках, как бы ни складывалась ситуация на бирже. Тем более сейчас год выборов, и государство вдвойне внимательнее смотрит на рынок», — отметил Юшков.

Эксперт подчеркнул, что независимые сети АЗС острее реагируют на эту ситуацию, так как у них нет своего бензина и они вынуждены закупать его по высоким ценам, а продавать — примерно по той же цене, что и крупные, вертикально-интегрированные компании. Однако для простого потребителя никаких рисков быть не должно, заключил он.

В свою очередь, Гусев пояснил, что рост цен на заправках ограничен соглашением правительства с нефтяными компаниями: цены на бензин в течение года могут индексироваться на уровень инфляции и размер роста акцизов. По его словам, увеличение налогов дало рост цен примерно в 2,5%, а инфляция, по прогнозам регуляторов, не должна составить больше 5%. «Получается рост порядка 7%. Во многих регионах этот показатель уже достигнут», — отметил вице-президент НТС.

Он добавил, что на проблему нужно смотреть глубже. Из-за текущей политики Минфина и Федеральной антимонопольной службы (ФАС) нефтяным компаниям невыгодно производить нефтепродукты и реализовывать их на внутреннем рынке, пояснил эксперт. Одновременно с этим не привлекаются к решению проблемы ни производители сжиженных углеводородных газов (СУГ), ни «Газпром», который может обеспечить страну дешёвым топливом — метаном.

«В итоге мы видим безумные пики цен на бирже, которые на население не влияют, но серьёзным образом влияют на инвестиционную привлекательность отрасли. К сожалению или к счастью, на розничном рынке эта ситуация не отразится. Если бы это отражалось на гражданах, возможно, это бы заставило правительство пересмотреть налоговую политику в этой сфере», — заключил он.

О ситуации на рынке бензина

Оптовые цены на бензин на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже начали расти в декабре 2020 года.

В середине января запасы бензина на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) и базах вертикально-интегрированных нефтяных компаний снизились до 1,18 млн т — минимального показателя с 2015 года.

В конце января правительство РФ договорилось с российскими нефтяными компаниями об увеличении производства бензина для сдерживания роста цен на топливо. Компании согласились увеличить запасы бензина до 1,6–1,7 млн т к 1 мая.

Также Минэнерго и ФАС согласовали увеличение нормативов продаж нефтепродуктов на бирже: дизельного топлива — с 5 до 7,5% от объёма производства, бензина — с 10 до 11%.

В марте правительство решило скорректировать заложенную в формуле действующего «демпферного механизма» цену топлива на внутреннем рынке на уровень фактических темпов роста.

Самые большие цифры в мире, но в пределах 280 символов — в нашем твиттере.

Фото: depositphotos.com

Теги:

Новости партнеров