Что такое краудфандинг и как собрать деньги с толпы. Объясняем простыми словами
Краудфандинг — метод коллективного финансирования, когда люди выделяют свои деньги для поддержки стартапов или воплощения в жизнь различных проектов — культурных, социальных, благотворительных. Термин произошёл в результате соединения английских слов crowd — толпа и funding — финансирование.
/imgs/2025/01/24/15/6716112/4211d0b1c84f0517f5ece8b2e7bd7fdfdebab5cb.png)
© Коллаж: «Секрет фирмы», creativeart/Freepik
Проще говоря, представьте, что у вас есть гениальная идея — инновационный стартап, захватывающая книга или проект реставрации заброшенной городской усадьбы. Вы твёрдо верите в это дело, но есть одна проблема — недостаток финансирования.
Банки вряд ли будут заинтересованы в поддержке вашей идеи, так что на кредит можно не рассчитывать. И вот тут на сцену выходит краудфандинг.
Краудфандинг — это своего рода современная версия того, как в старые добрые времена люди скидывались всем миром, чтобы помочь соседу построить амбар. Только теперь благодаря интернету ваши «соседи» — это потенциально миллионы людей по всему миру.
Как работает краудфандинг
В краудфандинге есть несколько ролей:
- Фаундер — это тот, кто инициирует сбор средств. У него есть идея, но порой не хватает необходимых ресурсов для её осуществления.
- Бэкеры представляют собой инвесторов, которые делают вложения для поддержки проекта.
- Краудплатформа выступает в качестве посредника. Она предоставляет онлайн-сервис, на котором можно разместить описание проекта и организовать сбор средств. Краудфандинговые платформы зарабатывают на комиссиях от размещаемых проектов.
Сбор средств завершается либо по истечении установленного срока, либо по решению фаундера. Если цель собрана раньше времени, но срок ещё не истёк, бэкеры могут продолжать делать вклад.
/imgs/2025/01/24/07/6715531/0b5a97430ab93cea4cb931623ae00b64796c7542.png)
Пример размещения краудфандингового проекта на платформе «Планета.ру»
© Скриншот «Секрет фирмы»
Обычно процесс краудфандинга выглядит следующим образом:
-
Автор проекта размещает своё предложение на краудплатформе, где тщательно описывает все нюансы — от требуемой суммы до сроков.
-
Бэкеры внимательно изучают предложение и, если оно их устраивает, переводят деньги на счёт платформы.
-
Если к назначенному сроку необходимая сумма была собрана, средства перечисляются фаундеру; если нет — деньги возвращаются участникам.
Вот несколько типичных сценариев краудфандинга:
- Фаундер-писатель предложил читателям свою грядущую книгу. Люди, поддерживающие проект, смогут заплатить за предзаказ всего 500 рублей, что значительно меньше, чем розничная цена, которая составит 1000 рублей после выхода книги. Таким образом, читатели получают возможность приобрести желанное издание по более выгодной цене.
- Кафе решает расширить своё помещение и запускает соответствующий проект на краудплатформе. Они могут предложить кепку за донат в 5 000 рублей, годовую скидку на еду в 5% за 10 000 рублей и 10% скидку за 15 000 рублей.
- Музыканты, собирающие средства на новый клип, могут предложить упоминание в титрах за минимальный взнос, а за максимальный — приглашение на съёмки.
Примеры успешного краудфандинга
Концепция краудфандинга — не новая. Хотя она приобрела популярность в цифровую эпоху, а сам термин появился в 2006 году, корни явления уходят вглубь истории. К примеру, собор Парижской Богоматери возводился на средства прихожан и строился на протяжении 182 лет.
/imgs/2025/01/24/15/6716119/5b575e9cbc540799f4a9d0b68f03cd4384ba320c.png)
Рок-группа «Marillion»
Первым случаем краудфандинга в интернете считается сбор средств для гастролей рок-группы Marillion в 1997 году, когда фанаты без участия самих музыкантов собрали $60 000 долларов. Эти средства позволили не только организовать тур, но и вложиться в запись нескольких альбомов.
Успешные краудфандинговые проекты зарекомендовали себя благодаря креативным идеям и активному взаимодействию с аудиторией. Например, создатели смарт-часов Pebble собрали на более $10 млн, хотя изначально команда планировала достичь только $100 000. А карточная игра Exploding Kittens получила от бэкеров более $8,7 миллиона долларов при цели в $10 000.
Наибольшее развитие сфера краудфандинга получила в Китае, Японии, Южной Корее и США, в то время как в России доля краудфандинга на инвестиционном рынке составляет около 0,15%.
В России краудфандинг появился в 2007 году благодаря физику Мирославу Сарбаеву. Он запустил платформу Kroogi для сбора пожертвований на творческие проекты: музыку, книги, фотографии и другие работы по схеме «Заплати, сколько считаешь нужным».
Первым примером успешного краудфандинга в России стало финансирование альбома Spirit, когда группа «Би-2» (один из её солистов признан в РФ иноагентом) получила более 1,2 млн рублей на платформе Planeta.ru.
Позже этому примеру последовали другие музыканты. Например, группа ДДТ собрала с фанатов 25 млн рублей.
С помощью краудсорсинга в разные годы удавалось аккумулировать деньги на разные вещи, от ремонта туалета в театре до запуска спутника и реставрации памятника Минину и Пожарскому.
Встречались и неудачные проекты. Например, попытка собрать средства на строительство памятника Стиву Джобсу. Несмотря на начальные поступления в фонд, собрать необходимую сумму не удалось: вместо требуемых 128 000 рублей было собрано лишь 80 000 рублей. Впоследствии площадка-организатор прекратила своё существование.
Виды краудфандинга
Мир краудфандинга достаточно разнообразный. Поэтому эксперты выделяют разные типы сборов. Вот некоторые из них:
-
Благотворительная модель: взносы участников представляют собой добровольные денежные пожертвования. Люди, вносящие средства, не являются инвесторами в традиционном смысле, так как они ничего не получают взамен и не рассчитывают на возврат вложенного.
-
Условно-возвратная модель: инвестору предоставляют вознаграждение за его вклад, которое имеет символический или условный характер. Это может быть, например, упоминание имени донора в титрах фильма, приглашение на ужин, участие в корпоративных событиях и другие формы выражения благодарности. Чаще всего эта модель используется в развлекательной сфере.
-
Модель предварительного приобретения: инвесторы вместо материальной прибыли (например, процентов или дивидендов) получают готовый продукт, созданный предпринимателем. Например, это может быть новый ноутбук или другой товар, который создаётся в рамках проекта.
-
Модель акционерного краудфандинга: инвестор, вкладывая деньги в бизнес-проект, получает долю в его капитале, что даёт ему право претендовать на получение прибыли от деятельности проекта. Это ещё называют краудинвестингом.
-
Модель однорангового кредитования (Debt crowdfunding) представляет собой платформу, на которой физические лица предоставляют займы другим физическим лицам или организациям через специализированные интернет-сервисы. Через установленный период инвесторы возвращают свои средства с начисленным финансовым вознаграждением за их использование. Это также называюткраудлендингом**.
Краудсорсинг — это практика делегирования различных задач большому числу добровольцев. Если краудфандинг направлен на сбор финансов, то краудсорсинг — на поиск идей или выполнение конкретных задач. Сложные проекты часто разбивают на мелкие части и предлагают их для выполнения специалистам на платной основе или в качестве волонтёров. Это позволяет добиться результата быстрее, чем если бы компания использовала только свои внутренние ресурсы.
Популярные платформы для краудфандинга
Краудфандинговые платформы представляют собой интернет-сайты, на которых создатели бизнес-проектов могут презентовать свои идеи, привлекая потенциальных инвесторов. Эти сервисы в основном служат связующим звеном между предпринимателями и желающими поддержать их начинания людьми.
Если вы нашли подходящий сайт, имеет смысл изучить историю площадки: как долго она существует, сколько успешных проектов реализовано, сколько инвесторов ею пользуются и что о ней пишут в отзывах.
Обязательно посмотрите условия краудфандинга. Узнайте, какой процент за свои услуги берёт платформа — он обычно составляет от 3% до 15% от собранной суммы.
Популярные в мире площадки для краудфандинга:
- Kickstarter — платформа с более чем десятилетней историей, на которой было реализовано множество проектов на сумму более 2 миллиардов долларов. Это место, где могут быть запущены лишь творческие или научные инициативы, при этом финансирование доступно только для бизнесменов из определённых стран.
- Indiegogo — ещё одна популярная международная площадка. По сравнению с Kickstarter, Indiegogo предъявляет менее строгие требования к оформлению кампаний, а также допускает проекты из большего числа стран.
На российском рынке краудфандинга можно выделить несколько авторитетных платформ:
- Co-Fi — сайт, где создатели креативных проектов могут найти финансовую поддержку. Платформа ориентирована на различные инициативы, включая производство фильмов, музыкальных альбомов и другие культурные проекты.
- «Поток», где физические и юридические лица могут инвестировать, предоставляя заёмные средства другим компаниям и индивидуальным предпринимателям.
- Платформа Planeta.ru — одна из самых крупных краудфандинговых площадок в России. По состоянию на 2025 год там собрали более 2 млрд рублей на почти 9000 проектов, как заявляют собственники сервиса.
- Boomstarter — платформа реализовала более 2700 проектов, а общая сумма инвестиций от бэкеров превысила 600 млн рублей.
- Boosty — сервис, основанный на подписочной модели. Пользователи оформляют регулярные донаты в пользу автора и взамен получают доступ к эксклюзивному контенту или дополнительные привилегии.
На российском рынке краудфандинга наблюдается тенденция к появлению небольших нишевых платформ, таких как Lucky Child, которая была недавно запущена для сбора средств на подарки для детей.
Плюсы и минусы краудфандинга
Разберём преимущества и недостатки краудфандинга для тех, кто собирается привлечь таким образом деньги на развитие своего социального или бизнес-проекта.
Преимущества краудфандинга | Недостатки краудфандинга |
---|---|
Возможность аккумулировать средства без необходимости отдавать доли компании или брать на себя долговые обязательства. | Для запуска успешной кампании требуется значительная подготовка: создание качественного контента, маркетинговая стратегия, активное взаимодействие с участниками и постоянное обновление информации о проекте. |
Запуская проект, предприниматели получают живой отклик от аудитории, который помогает понять, насколько продукт или услуга востребованы. | Конкуренция на краудфандинговых платформах высокая. Чтобы привлечь внимание аудитории, проект должен быть уникальным или предлагать привлекательные условия участия, что не всегда легко реализовать. |
Вокруг хорошей идеи формируется лояльное сообщество, которое не только поддерживает проект финансово, но и активно распространяет информацию о нём. | Многие проекты вынуждены раскрывать свои идеи до их реализации, что делает их уязвимыми для копирования со стороны более крупных игроков или конкурентов. |
Краудфандинг даёт возможность привлекать средства дистанционно. | Если идея не будет реализована в полном объёме или качество итогового продукта окажется хуже ожидаемого, это может привести к репутационным потерям, потере доверия аудитории и даже финансовым спорам. |
Помогает диверсифицировать источники финансирования. В отличие от ситуации, когда проект зависит от одного инвестора, собранные средства поступают от множества пользователей, что снижает риски и делает проект более устойчивым. | Авторы обязаны учитывать права и интересы вкладчиков, что усложняет процесс управления проектом. |
Как регулируется краудфандинг
Вопросы цифрового и коллективного финансирования регулируются Федеральным законом № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ».
Этот закон, вступивший в силу 1 января 2020 года, распространяется преимущественно на краудлендинг и краудинвестинг, тогда как классический краудфандинг, связанный с неинвестиционными сборами, остаётся вне его действия. Например, деятельность платформ типа Planeta.ru или Boomstarter не подпадает под его регулирование.
Закон чётко определяет права и обязанности всех участников инвестиционных процессов. В частности, коммерческий краудфандинг должен осуществляться только через инвестиционные платформы, операторы которых зарегистрированы в реестре Центрального банка России.
Всего в России на январь 2025 года зарегистрировано 93 инвестиционных платформы.
Все операторы проходят обязательную проверку со стороны регулятора и должны соблюдать нормы, касающиеся финансовой деятельности. В частности, иметь собственный капитал не менее 5 млн рублей.
Физическим лицам разрешено инвестировать до 600 000 рублей в год, а организации, привлекающие средства, могут собирать до 1 млрд рублей за двенадцать месяцев.
Краудфандинг и мошенничество
Часто на краудфандинговых площадках встречаются жулики. Они привлекают внимание к вымышленным проектам, будь то видеоигры, устройства, фильмы или другие разработки, создавая вокруг них ажиотаж. После успешного завершения сбора средств они либо представляют результат, не соответствующий обещанному, либо вовсе исчезают.
Ситуацию осложняет тот факт, что краудфандинг — это относительно новое явление в экономике, и многие его аспекты пока недостаточно детально регулируются законом.
Хотя некоторых недобросовестных организаторов удаётся изобличить и заставить возместить ущерб, зачастую к моменту раскрытия обмана собранные деньги уже потрачены, и пострадавшие остаются ни с чем.
Краудфандинговых платформы борются с обманщиками. На многих площадках действует система проверки идей. С потенциальными инициаторами проектов проводятся собеседования. Особое внимание уделяются тому, что уже сделано для продвижения идеи, изучается текущая деятельность автора и его предыдущий опыт.
Факт
Рынок краудфандинга в России растёт. Объём привлечённого финансирования в 2023 году почти удвоился, составив 31 млрд рублей, а за первые шесть месяцев 2024 года краудинвестинговые платформы привлекли 20 млрд рублей, следует из исследования агентства «Эксперт РА». Более 90% заёмщиков на инвестиционных платформах — субъекты малого и среднего предпринимательства.
Эта статья — одна из тысяч в «Энциклопедии "Секрета фирмы"». В этом проекте мы простыми словами рассказываем о сложных терминах и явлениях. Посмотрите другие статьи «Энциклопедии», чтобы лучше понимать мир, в котором мы живём.