Что такое зелёная экономика. Объясняем простыми словами
Зелёная экономика — экономическая модель, которая подразумевает сохранение окружающей среды, сокращение выбросов парниковых газов и эффективное использование ресурсов. Во главе угла деятельности организаций встаёт не только рост прибыли, но и снижение экологических рисков.
Программа ООН по окружающей среде указывает на то, что зелёная экономика должна улучшать благосостояние человека, укреплять социальное равенство и вместе с этим снижать дефицит природных ресурсов и риски для окружающей среды.
Понятие зелёной экономики неотрывно связано с концепцией устойчивого развития (sustainable development), согласно которой удовлетворение социальных и экономических потребностей человека должно происходить с обеспечением высокого уровня качества жизни и без вреда для природы. В том числе эта стратегия стремится предотвратить изменение климата.
Примеры использования на «Секрете»
«Для европейских компаний Россия, учитывая низкие производственные затраты в стране, остаётся инвестиционно привлекательной. Общие усилия могут помочь, с одной стороны, уменьшить углеродный след европейских компаний в России, а с другой — приблизить Россию к переходу на более зелёную экономику, в соответствии с глобальными трендами».
(Из новости о «Российской энергетической неделе».)
«Власти Великобритании провели исследование и выяснили, что зелёная экономика страны в четыре раза дороже, чем производственный сектор: почти $300 млрд против $77 млрд. Всего в Соединённом Королевстве насчитывается около 75 000 зелёных предприятий, и, по мнению экспертов, в ближайшие годы число экологических инициатив в британском бизнесе продолжит расти».
(Из новости про анализ зелёной экономики Великобритании.)
Цифры и факты
В 2019 году американские инвесторы вложили в фонды устойчивого развития в четыре раза больше средств, чем в 2018 году: $21 млрд. Эта сумма стала рекордной.
В 2020 году глобальные инвестиции в зелёную энергетику достигли $303,5 млрд. А в России планируют вложить в развитие возобновляемых источников энергии 1 трлн рублей до 2035 года.
Следование стратегии зелёной экономики важно и для прибыли бизнеса: по данным исследования Nielsen, проведённого в 2019 году, 62% россиян хотят покупать товары, которые помогают сохранять окружающую среду. Запрос на заботу о планете растёт, и экологическая миссия бизнеса напрямую влияет на его репутацию и продажи.
По оценкам FTSE Russell, к 2030 году в борьбу с изменением климата всем странам необходимо инвестировать суммарно $90 трлн.
А, по прогнозам российских аналитиков, переход к зелёной экономике в энергетическом секторе у России займёт 28 лет и потребует около 90 трлн рублей. Это менее 3% ВВП ежегодно.
Практика
Американская нефтедобывающая компания ExxonMobil с 2000 года вложила в экопроекты свыше $9 млрд и движется в направлении снижения выбросов парниковых газов. В частности, через развитие технологий биотоплива.
Транснациональная корпорация Unilever намерена сделать свой вклад в зелёную экономику и к 2025 году перейти на биоразлагаемую или полностью перерабатываемую упаковку. А также инвестирует в поиск технологических решений по производству и использованию перерабатываемой упаковки.
Проблемы
Обратная сторона зелёной экономики для России — расходы, которые может понести население. По оценкам аналитиков, уже к 2030 году из-за заботы об экологии стоимость электроэнергии может вырасти на 4%, а к 2050 году — на 26%.
Второй момент — возможное падение ВВП и доходов россиян. Причина в том, что снизится экспорт углеводородов, производство газа, нефти и угля, которыми богата Россия. Поэтому к 2035 году не исключено падение доходов населения на 14%, заявил глава «Сбера» Герман Греф. А ВВП страны к 2050 году может снизиться почти на 5%.
Статью проверила:
Наталья Чуркина, аналитик Института комплексных стратегических исследований