Экологи оценили попытки России построить зелёную экономику
Всемирный банк (ВБ) опубликовал четыре возможных сценария отказа от углеродов и «зелёного» перехода для России. При наиболее неблагоприятном из них российский ВВП к 2050 году упадёт на 4,6%, а уровень благосостояния — на 9,2%. В российском отделении международной природоохранной организации Greenpeace рассказали «Секрету фирмы», что РФ, скорее всего, придётся столкнуться с введением пограничного углеродного налога. Однако деньги с этих сборов могут остаться в стране и стать инвестициями для новых направлений.
Эксперты ВБ назвали следующие сценарии :
- базовый, или инерционный, при котором все страны ограничиваются только выполнением Парижских соглашений о климате и делают взносы для сокращения выбросов;
- кооперативный, при котором все страны вводят всеобщий углеродный налог;
- некооперативный — без введения пограничного налога на углерод и продукцию, при изготовлении которой использовались углероды. Это наиболее выгодный для России сценарий, при нём уровень благосостояния к 2050 году уменьшится на 3%, а ВВП — на 0,9% относительно базового сценария;
- некооперативный с введением пограничного налога на углерод и продукцию, при изготовлении которой использовались углероды. При таком развитии событий уровень благосостояния к 2050 году уменьшится на 9,2%, а ВВП — на 4,6% относительно базового сценария.
В ВБ отметили, что для России делать ставку на некооперативный сценарий без введения пограничного налога не стоит. В любой момент будущего может сформироваться коалиция, которая примет решение о введении пограничного налога, а это очень сильно ударит по российской экономике.
Мнение Greenpeace
«Мне кажется, базовый сценарий, где нет углеродных налогов и все ограничиваются Парижским соглашением, маловероятен. Сейчас ЕС и другие страны вводят цены на углерод и это автоматически вводит пограничные налоги. Соответственно, пока российское правительство не готово вводить цену на углерод, то, скорее всего, у нас будет сценарий номер три или четыре. В них Россия не вводит цену на углерод в ближайшие годы и сталкивается с проблемой пограничного углеродного регулирования», — рассказал «Секрету» Чупров.
Он отметил, что остаётся вопрос, сколько потеряет Россия при третьем или четвёртом сценариях. Чупров признался, что ему ближе оценки НИУ ВШЭ, который оценивал падение потребления ископаемого топлива на тех рынках, куда экспортирует Россия. По его словам, в этих странах ожидается падение потребления на 0,5 п. п. к 2030 году. В этом случае в России ВВП просядет на 0,5 п.п. А если введут углеродный налог — на 1 п.п.
«ВБ в некооперативном сценарии с пограничным налогом даёт падение благосостояния на 9% к 2050 году. Я думаю, что налог на углероды к 2050 году будет и в России. Сейчас это отрабатывается на Сахалине. И ВБ даёт мягкий политический сигнал, что всё равно надо будет вводить налог на углероды. Пока Россия не созрела как внутри элит, так и с точки зрения понимания простых граждан по вопросам климата и налогов на углероды», — считает эксперт.
Представитель Greenpeace рассказал, что потери от введения пограничных налогов на углероды состоят из двух элементов. Это, во-первых, падение продаж нефтегазовых продуктов, а во-вторых, — непосредственно сам налог на покупку продукции, при изготовлении которой использовались углероды. Речь идёт прежде всего о металлах и удобрениях.
«Вот тут возникает вопрос: мы это платим ЕС или эти деньги остаются в России. ЕС разрешает налогам на экспорт оставаться в стране происхождения товара. Кроме этого, и Африка, и Канада попадают под этот налог, не надо думать, что это антироссийская история. Это конкретная история с интересами европейских политиков, но это, прежде всего, климатическая история», — отметил Чупров.
Он добавил, что благодаря этому снижение ВВП перестаёт быть потерей, а превращается в инвестиции в новые отрасли.
Фото: depositphotos.com/saz1977