Что такое средство индивидуальной мобильности и где на них нельзя ездить. Объясняем простыми словами
Средство индивидуальной мобильности (СИМ) — официальный термин, внесённый в российские ПДД для обозначения электросамокатов, электроскейтбордов, гироскутеров, сегвеев, моноколёс и аналогов. Подробнее в статье, которую проверил юрист Андрей Саунин.
© Секрет фирмы
СИМ определяют как транспортные средства с одним или несколькими колёсами (роликами) и двигателем (или несколькими). Они предназначены исключительно для одного человека — даже вдвоём ездить нельзя — отсюда и слово «индивидуальной» в названии.
До того как весной 2023 года понятие закрепили юридически, к СИМ относили также ролики, обычные самокаты и скейтборды и иногда даже велосипеды. Но велосипеды были и раньше прописаны в ПДД, а другие безмоторные средства решили считать за спортинвентарь, а не транспорт.
Есть ещё одно, неофициальное название СИМ — микротранспорт.
Где можно ездить на СИМ
Детям до 14 лет можно ездить на электросамокатах и других средствах индивидуальной мобильности только:
- по тротуарам,
- пешеходным зонам,
- велодорожкам.
При этом дети младше семи лет могут это делать исключительно в сопровождении взрослых. При этом правила прокатных организаций могут и вовсе запрещать им пользоваться СИМ.
Подростки с 14 лет и взрослые могут ездить:
- по проезжей части велосипедной зоны (участок, обозначенный специальными знаками);
- по велодорожкам;
- в пешеходной зоне — только на электросамокатах и аналогах не тяжелее 35 кг;
- по тротуарам и пешеходным дорожкам — если нет велодорожек или полос для велосипедистов (или возможности по ним ехать) или если сопровождают ребенка до 14 лет на СИМ или велосипеде;
- по обочине — если нет полосы для велосипедистов, дорожек и тротуаров;
- по правому ряду дороги — если нет вышеперечисленных альтернатив, а на дороге действует ограничение скорости 60 км/ч и разрешено движение велосипедистов. Но СИМ должно быть оборудовано тормозами, звуковым сигналом, световозвращателями сзади и по бокам и фарой спереди.
Для обозначения мест, где нельзя ездить на средствах индивидуальной мобильности, в ПДД появился специальный знак 3.35 «Движение на средствах индивидуальной мобильности запрещено».
Что запрещено водителям СИМ
-
Ездить со скоростью больше 25 км/ч.
-
Управлять СИМ, не держась хотя бы одной рукой за руль (если он есть).
-
Возить пассажиров.
-
Мешать движению пешеходов и подвергать их опасности. Если такое происходит, водитель должен спешиться или замедлиться до скорости движения пешеходов. В пешеходной зоне и на тротуаре пешеходы всегда имеют приоритет перед водителями СИМ.
-
Ездить без фар или фонарей в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости.
-
При езде вне населённых пунктов кроме фар необходимы также светоотражающие элементы.
-
Обгонять или объезжать слева другой транспорт при движение по дорогам. Это относится в том числе и к припаркованным автомобилям.
-
Буксировать СИМ или СИМом.
За любое нарушение этих правил теперь положено наказание — штраф в 800 рублей. А если выяснится, что человек находился в состоянии алкогольного опьянения, то штраф вырастет до 1000–1500 рублей.
Если человек на СИМ сбил кого-то, то его может ждать уголовная ответственность — если пострадавший получил средний или тяжкий вред здоровью.
Для каких СИМ нужны права
Новые ПДД не относят СИМ к механическим транспортным средствам. Поэтому для них не нужно получать водительские права или открывать новую категорию.
До внесения поправок в ПДД, пока статус СИМ не был определен, водители электросамокатов и аналогов с двигателем мощностью 250 Вт приравнивались к пешеходам. Если мощность больше 250 Вт, то к водителям мопедов. А если более 4 кВт — то к мотоциклам. Для езды на мопеде требуются права специальной категории М или любых других категорий, на мотоцикле — права категории А.
По новым правилам СИМ вне зависимости от мощности не приравниваются к мопедам или мотоциклам. Поэтому водительские права пока не нужны даже для мощных гаджетов.
Человек на СИМ — пешеход или водитель?
Человек на СИМ не является ни пешеходом, ни водителем.
В ПДД выделили отдельную категорию: «лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности».
Но кроме знака «Движение на средствах индивидуальной мобильности запрещено» на водителей СИМ распространяется действие и знака «Движение пешеходов запрещено». То есть нельзя пешеходам — нельзя и на электросамокате. Если человек едет на СИМ по тротуару или пешеходной дорожке, то он должен ориентироваться на сигналы светофора в виде силуэта пешехода. Чтобы пересечь проезжую часть, он должен спешиться (и будет считаться в этом случае пешеходом). При движении по велодорожке нужно ориентироваться на сигналы светофора в виде велосипеда.
В КоАП подобной категории пока нет. Человек на СИМ, в случае нарушения правил, будет относится к так называемым другим лицам, участвующим в процессе дорожного движения, и наказание ему грозит такое же, как нарушителю в статусе пешехода. Если же он сам пострадает в ДТП с автомобилем, то водителю авто придётся нести ответственность как за наезд на пешехода.
Критика правил для СИМ
- Скорость 25 км/ч, с которой разрешено ездить в том числе и по тротуару, может быть опасна как для катающихся, так и для пешеходов.
«При столкновениях на таких скоростях взрослому человеку наносятся сильные травмы, а ребёнок или пожилой может и не выжить», — отмечал глава комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры заксобрания Санкт-Петербурга Алексей Цивилев. Он даже попросил приостановить вступление поправок в ПДД в силу и направить их на новое обсуждение. Но в Минтрансе пообещали скорректировать правила не раньше чем после анализа «правоприменительной практики» по итогам сезона 2023 года.
- В определении СИМ нет ограничения по мощности двигателя.
Поэтому теоретически к СИМ могут относиться мопеды и одноместные мотоциклы с электрическими двигателями. Это ведёт к путанице в оформлении ДТП, статистике и т. п.
- Нет ясности с контролем правил.
Нет ясности, как идентифицировать СИМ в случае ДТП, как контролировать разрешенный вес, скорость и т. п.
- Неполно очерчена ответственность самокатчиков и других катающихся.
Например, человек, который едет на СИМ, в отличие от обычного водителя, может покинуть место ДТП, и ему за это ничего не грозит.
- Правила не требуют от водителей СИМ использовать защиту — шлемы, налокотники и наколенники.
При этом человек на СИМ очень уязвим в случае падения или столкновения, особенно на большой скорости. Эксперты рекомендуют не пренебрегать защитой, несмотря на то что она не является обязательной с точки зрения правил.
Цифры
-
941 ДТП с участием СИМ зарегистрировали в 2022 году. Это на 40% больше, чем в 2021-м.
-
19 человек погибли, в том числе два ребёнка.
-
Треть пострадавших в ДТП младше 20 лет.
-
В трети ДТП участвовали арендованные СИМ.
-
В 5% случаев участники ДТП на СИМ были нетрезвые.
-
Чуть больше чем в половине случаев (57%) ДТП с СИМ виновными были водители автотранспорта.
В МВД указывают, что СИМ плохо заметны в транспортном потоке, а городские улицы не готовы к появлению новой категории участников дорожного движения.
Пример употребления на «Секрете»
«Очевидно, что человек в состоянии алкогольного опьянения не должен использовать СИМ для передвижения. Наши внутренние правила (оферта) с начала работы сервиса запрещают такие действия. Мы поддерживаем введение ответственности за использование СИМ гражданами в состоянии опьянения. При этом обязательно надо исходить из принципов справедливости и соразмерности. Для сравнения: за управление автомобилем в нетрезвом виде водительские права забирают не более чем на 1,5–2 года».
(Руководитель GR-сервиса кикшеринга Whoosh Сергей Карлов — об идее пожизненно запретить аренду электросамокатов тем, кто ездил на них пьяными.)
Статью проверил:
Андрей Саунин, адвокат, руководитель Saunin Law Practice