Опубликовано 14 марта 2024, 12:11
7 мин.

Что такое социальный капитал и как его монетизировать. Объясняем простыми словами

Социальный капитал — набор связей, которые приносят выгоду. Он формируется в течение всей жизни — из друзей и знакомых, приятелей, родителей, коллег, партнёров по бизнесу. Вспомните поговорку «не имей сто рублей, а имей сто друзей» — она в точности описывает суть социального капитала.

Эксперт статьи:

доцент кафедры Торгово-промышленной палаты РФ «Управление человеческими ресурсами» РЭУ им. Г. В. Плеханова

Простыми словами, в течение жизни человека как бы само по себе формируется его окружение. Общение с родственниками, знакомства в школе, университете, на работе — это всё естественные процессы. Одни люди остаются с человеком на долгие годы или даже навсегда, другие уходят с завершением определённого жизненного этапа.

Так или иначе, люди осознанно или бессознательно, но пытаются монетизировать свои социальные связи. Например, обращаются к знакомому юристу, чтобы получить консультацию со скидкой или вообще бесплатно. В другом случае знакомый уже может попросить помощи у вас.

Социальный капитал работает по принципу «помогли вы — помогут и вам».

Взаимопомощь, доверие друг к другу давно выходит за рамки только личного круга общения и распространяется на коллективы, компании и бизнес. Например, многие блогеры в последние несколько лет перешли на заработок с подписок и донатов. Чем больше подписчиков, то есть чем больше социальный капитал блогера, тем больше его шанс заработать.

Откуда взялось это понятие

Понятие «социальный капитал» в науке закрепил французский социолог Пьер Бурдье в 1980 году. В своей работе «Формы капитала» он описывал социальный капитал как «совокупность реальных или потенциальных ресурсов, связанных с обладанием устойчивой сетью более или менее институционализированных отношений взаимного знакомства и признания — иными словами, с членством в группе».

Социолог считал, что формирование социального капитала зависит ещё и от других видов капитала: экономического (доходы и имущество) и культурного (знания, опыт, звания).

По мнению социолога, люди из более благополучных и обеспеченных семей имеют более ценный и значимый социальный капитал.

Например, они могут в неформальной обстановке встречаться с деятелями науки, предпринимателями, врачами, а также получать услуги более высокого класса, в том числе «по знакомству».

Из чего складывается социальный капитал

Роберт Дэвид Патнэм, самый влиятельный теоретик в области изучения социального капитала, выделяет три его компонента:

  1. Доверие. Это основа социального капитала: доверяя друг другу, люди могут без помощи и участия государства объединяться в группы. Доверие может быть двух видов. Первый — когда оно основано на факте близкого знакомства с человеком. Например, вы доверяете своему лучшему другу, родителю, супругу и т. д. Второй вид — это безличное или косвенное доверие, оно имеет место в больших и сложно организованных коллективах. Например, доверие президенту, руководителю и т. д.

  2. Взаимность. Это ожидание того, что люди будут реагировать друг на друга похожим образом. Например, дарить друг другу подарки на Новый год. Или помогать в моменте, ожидая того же в ответ в будущем. Взаимность способствует дальнейшим контактам.

  3. Вовлечённость. Чем активнее человек погружён в жизнь местного сообщества, сильнее его социальный капитал. Волонтёрство, участие в спортивных соревнованиях, религиозных общинах, даже в собраниях ТСЖ — всё это позволяет обрастать новыми связями и укреплять имеющиеся.

В чём польза социального капитала

Благодаря социальным связям можно быстрее получить доступ к необходимым ресурсам или добиться своих целей. Если человек имеет в окружении, например, знакомого главврача, то, возможно, он сможет быстрее получить направление на диагностику и, скажем, выявить серьёзное заболевание на ранней стадии. Или быстрее получить справку о состоянии здоровья при устройстве на работу. То есть воспользоваться кумовством, как говорили в СССР.

Социальный капитал помогает не только в бытовых вопросах, но и в деловых. Связи помогают бизнесменам быстрее найти инвестора под новый проект или ценного сотрудника с редкими навыками. В свою очередь, специалистам хороший социальный капитал помогает найти хорошую работу, а во многих случаях ещё и повышает ценность на рынке труда.

Положительно влияет социальный капитал и на здоровье человека.

Это доказал французский социолог Эмиль Дюркгейм ещё в XIX в. Он обнаружил тесную взаимосвязь между склонностью человека к суициду и степенью его включённости в общество. По мнению Дюркгейма, социальные связи (то есть знакомые люди и общение с ними) могут оказать поддержку в период кризиса и стресса. Именно эти связи помогают пережить и преодолеть стрессовые ситуации, с которыми сталкивается человек.

Низкий уровень социального капитала, напротив, может выступать фактором развития болезней. Так, японские учёные установили, что пожилые женщины, обладающие низким социальным капиталом, чаще страдают развитием функциональной инвалидности, чем их ровесницы, чьи показатели социального капитала выше. Однако эта закономерность не была обнаружена в отношении мужчин.

Учёные Гарвардского университета выяснили, что большое количество социальных связей с малознакомыми людьми делают человека значительно счастливее. Команда проанализировала «социальное портфолио» более чем 50 000 человек из восьми разных стран мира. Исследование показало, что те люди, у кого круг общения значительно больше, чем у среднестатистического гражданина, в большей степени удовлетворены качеством своей жизни и общим благополучием.

Авторы работы также обнаружили, что общение с более широким кругом намного важнее, чем проведённое время с друзьями.

Исследователи сделали вывод, что разнообразное социальное портфолио положительно влияет на психологическое состояние людей. «Различные виды социальной поддержки, например, эмоциональная, инструментальная, финансовая и информационная, как правило, идут от разных людей с разным типом связи. Это намного лучше, чем общение просто с партнёром или ближайшими родственниками», — пишут специалисты.

Аналогичное исследование показало, что люди, которые много взаимодействуют с малознакомыми людьми, счастливы так же сильно, как и те, кто общается с романтическим партнёром.

Как заработать социальный капитал

Чтобы заработать социальный капитал, можно прибегнуть к нетворкингу — это создание круга друзей и знакомых из специалистов в разных областях ради бизнеса или карьеры.

В основе нетворкинга лежит теория шести рукопожатий. Суть её в том, что каждый человек хоть и опосредованно, но знаком с любым другим жителем через цепочку общих знакомых. Это значит, что если вы будете расширять свой круг профессиональных знакомств, то найти определённого человека за счёт этого круга будет значительно легче.

Основные принципы нетворкинга:

  • долгосрочность контактов (чем дольше, тем надёжнее основа для контакта);
  • систематичность (поддержание знакомства более ценно, чем его установление);
  • доверие (никто не даст рекомендации человеку, которому не доверяет);
  • взаимность (чтобы получать, необходимо отдавать);
  • процессуальность (сеть постоянно трансформируется, поэтому постоянно требует активности её участников).

Как формировать деловые социальные контакты

Рассказываем о некоторых приёмах нетворкинга. Они помогут наладить и укрепить профессиональные социальные связи:

  • При первой встрече ничего не рассказывайте о себе как о профессионале или о своём продукте. Не навязывайте и уж тем более не предлагайте его купить. Чтобы не испугать собеседника, лучше предложите несколько идей, которые могут быть ему полезны. Делайте так каждый раз при встрече с нужным человеком. Он будет чувствовать себя комфортно с вами, ведь вы ничего не просите, а лишь даёте советы.
  • Организуйте совместный досуг. Пригласите человека на какой-то уникальный вид отдыха. Если человеку будет комфортно и весело, то, вероятно, он захочет узнать о вас больше и спросит, чем вы занимаетесь. Тогда-то вы сможете рассказать о своём деле, а он наверняка предложит помощь и расскажет своим друзьям, партнёрам или поклонникам, что с вами приятно иметь дело.
  • Спрашивайте про семью. Запоминайте, как зовут жён и детей, общайтесь с ними, предлагайте помощь в личных делах.
  • Закрепляйте онлайн-контакты в офлайн-сфере. Если вы с нужным вам человеком контактировали только в формате онлайн, то, например, передача подарка через курьера по случаю первого совместного проекта или дня рождения — хороший повод закрепить знакомство.

Главное в формировании социального капитала — постоянное поддержание коммуникаций. Это значит, что недостаточно один раз познакомиться с человеком и надеяться, что спустя пять лет молчания он не забыл про вас. Нужны регулярные взаимодействия. Например, встречи или хотя бы пара сообщений в мессенджере в месяц.

Цитата из «Секрета»

«Провалы — неизбежная вещь для любого стартапера и предпринимателя. Наличие денег, социального капитала, физического могут смягчить последствия, быстрее решить какие-то из возникающих проблем, но не застрахуют абсолютно. Если человек не готов к провалам, ему нет смысла начинать бизнес. Сначала ему надо научиться правильно относиться к неудачам — со временем они станут опытом, который он осознает и на котором выстроит базу для роста».

(Основатель сообщества heg.ai Павел Хегай — в колонке о том, как пережить грандиозный провал.)


Эта статья — одна из тысяч в «Энциклопедии "Секрета фирмы"». В этом проекте мы простыми словами рассказываем о сложных терминах и явлениях. Посмотрите другие статьи «Энциклопедии», чтобы лучше понимать мир, в котором мы живём.