Что такое квиз и как его использовать в бизнесе. Объясняем простыми словами
Квиз — интеллектуально-развлекательная игра с элементами викторины, тестирования или опроса. Участники квиза дают ответы на вопросы в устной или письменной форме для проверки своих знаний по определённой теме или общей эрудиции. Квизы используют в маркетинге как один из инструментов привлечения внимания аудитории и рекламы продукта.
Проще говоря, вспомните интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?», которую уже несколько десятилетий крутят по телевизору. Команды игроков (знатоков) должны за минуту правильно ответить на специально подобранный вопрос телезрителя. За правильный ответ команда получает балл. Побеждает та команда, которая первая наберёт шесть очков. Это типичный пример квиза.
Похожие офлайн-квизы часто проходят в кафе или ресторанах, барах, конференц-залах и других местах. В них обычно несколько команд соревнуются между собой за какой-нибудь приз.
Также квизы проводят в онлайн-формате. Например, в формате видеоконференций.
История появления квизов
Согласно Оксфордскому словарю, слово «квиз» (quiz) появилось в 1782 году. Доподлинно этимология этого слова не известна, но в то время слово «квиз» применяли к человеку, который выглядел странно и необычно.
По одной из легенд, слово «квиз» произошло в результате пари. Менеджер дублинского театра Ричард Дейли поспорил с кем-то, что за 48 часов сумеет придумать новое английское слово, которого не существовало раньше и которое не имеет какого-либо значения, но которое будут знать все вокруг. В тот же день по всему городу — на стенах, ставнях, заборах — стали появляться буквы Q, U, I и Z. Жители не понимали, что могли означать эти символы. Дублинцы стали обсуждать, что за слово можно составить из этих букв. Это и было слово QUIZ.
К 1867 году слово «квиз» стало применяться в контексте образования — так стали называть наборы вопросов.
Использовать квиз как метод оценки знаний преподаватели не перестали и сейчас. Квиз служит для обозначения тестов, которые недостаточно длинны, чтобы квалифицироваться как экзамены.
В России аналогом слова quiz можно считать слово «викторина». Впервые этот термин появился в 1928 году в журнале «Огонёк». Издание рассказало об интеллектуальной игре, состоявшей из ряда вопросов, объединённых конкретной темой. Она предлагала читателю в игровой форме проверить свои знания и расширить кругозор.
В 1976 году в Великобритании Том Портер и Шэрон Бернс организовали Pub quiz. С помощью игры-викторины Бернс и Портер привлекали посетителей в пабы Великобритании. За несколько лет паб-квизы стали очень популярны. Идея заинтересовала крупные телевизионные компании, которые стали создавать квиз-игры в формате телешоу.
Типы квизов
-
Корпоративные. Компании организуют квизы для своих сотрудников, чтобы они в неформальной обстановке познакомились друг с другом поближе. Часто такие квизы становятся частью программ по тимбилдингу, направленных на сплочение коллектива. Иногда в формате викторины сотрудникам предлагают не просто проверить интуицию, а научиться нужным для работы вещам или решить управленческую задачу.
-
Коммерческие. Есть компании, которые сделали на организации квизов бизнес. Они продают билеты на мероприятия, куда люди приходят перезагрузиться, снять стресс, узнать что-то новое и познакомиться с другими людьми. Некоторые игроки этого рынка также зарабатывают на продаже франшизы.
-
Образовательные. В образовательном процессе квизы можно использовать для изучения нового материала или для проверки знаний и усвоенного материала. У такого формата есть несколько преимуществ:
- Вовлечение в учебный процесс. Квизы делают процесс обучения интерактивным и интересным. Игровая форма подачи материала способствует лучшему усвоению информации.
- Мотивация. Результаты квиза видны сразу, а это может мотивировать учеников на дальнейшее обучение.
- Отслеживание прогресса. По результатам квиза (викторины, теста) преподаватель сразу видит, в каких темах присутствуют сложности с пониманием материала и в дальнейшем может корректировать учебный план.
- Маркетинговые. Такой квиз — это короткая игра, онлайн-опрос или тест, в конце которого пользователь получает ответ на свой потребительский запрос, скидку или уникальное предложение. Благодаря квиз-маркетингу компании могут получить дополнительные заявки с сайта и социальных сетей и повысить лояльность аудитории.
Квизы в маркетинге и продажах
Маркетинговый квиз может выглядеть так: посетитель переходит на рекламное сообщение от бренда, где ему предлагают пройти небольшой тест или опрос.
Например, косметическая фирма может привлечь внимание аудитории заголовком: «Определите ваш тип кожи». Пользователь отвечает на вопросы и в результате получает скидку 10% на всю уходовую косметику для лица или на продукцию определённого бренда.
Какие задачи помогают решить квизы в маркетинге:
- Узнать больше информации о клиенте. Какой у него бюджет на отдых, какой бренд одежды предпочитает, какие ТЦ посещает чаще всего и т. д. Полученная информация поможет бизнесу понять предпочтения своих клиентов.
- Снизить стоимость привлечения клиента. Тест или опрос выделяется на общем фоне рекламы, а интерактивный формат привлекает аудиторию, поэтому пользователи могут охотнее переходить на сайт бренда. А в интернет-маркетинге чем больше переходов (лидов), тем меньше стоимость каждого из них.
-
Произвести приятное впечатление. Квиз — это весёлая и ни к чему не обязывающая игра. В отличие от других форматов рекламы, квиз не раздражает и не отпугивает потенциальных клиентов.
-
Помочь в выборе товара/услуги. Если клиент готов купить ваш товар, но не знает, какой именно выбрать, то с помощью теста можно подсказать ему подходящий вариант продукта. Например, подобрать шампунь, исходя из состояния волос, или помочь с выбором книги на основе интересов покупателя.
Как создать онлайн-квиз
Платформы для создания квизов
Существуют специальные онлайн-сервисы для создания квизов. Расскажем о нескольких из них.
-
Flexbe. В первую очередь это конструктор сайтов, но сервис также позволяет создавать несложные квизы с базовым функционалом. Сервис легко интегрируется «Яндекс Метрикой», «Яндекс Кассой», AmoCRM, Bitrix24 и т. д. В арсенале сервиса около сотни шаблонов готовых квизов. Форматы ответов: текст, цифры, картинка и пр.
-
Madtest. Позволяет создавать интерактивные тесты и опросы. Далее их можно публиковать на сайте, в блоге или социальных сетях. Есть возможность добавлять комментарии после каждого ответа пользователя. С помощью этого сервиса можно делать персонализированные подборки товаров и разыгрывать промокоды.
-
Marquiz. У него простой интерфейс и около 50 готовых шаблонов. Можно создавать вопросы с разными форматами ответов: «да или нет», «выбор ответа по картинке» и т. д. Также есть возможность настроить логику вопросов: следующий вопрос или результат будет зависеть от ответа на предыдущий вопрос.
Все они платные, но у каждого есть 14-дневный пробный период, когда воспользоваться сервисом можно без денег.
Рекомендации и этапы создания квиза
1. Формулировка цели. Важно до начала создания квиза определить, какие бизнес-результаты он должен помочь достичь: собрать контакты потенциальных клиентов, продать товар или просто развлечь лояльную аудиторию.
2. Составление вопросов. Они не должны быть скучными, слишком длинными или нелогичными. Участники квиза не должны потратить слишком много времени на ответы. Если вопросов много, есть шанс, что человек не станет проходить тест или опрос до конца. Оптимальное количество вопросов — 4–5, если речь о развлекательном контенте. Если квиз продающий, используют до 10 вопросов, но можно и больше.
3. Определение выгоды для участника. Пройдя квиз, участники хотят что-то получить. Это могут быть подборки товаров (их лучше сформировать под разные комбинации ответов), скидка, промокод, уникальный инфопродукт. Проще говоря, какой-то подарок за участие.
4. Разработка дизайна. В квизе он играет важную роль. Дизайн должен быть привлекательным и, главное, понятным для пользователей.
5. Тестирование перед запуском. Перед тем как опубликовать квиз на странице, убедитесь, что всё работает корректно.
Пример упоминания на «Секрете»
«Рынок ивентов начал быстро искать возможность реализации проектов в онлайне, поэтому разные проекты в интернете пользуются большим спросом — от бизнес-конференций до развлекательных квизов в зависимости от задач заказчика. Мы открыли дополнительное направление услуг — кейтеринговое обслуживание мероприятий, это помогло нам пережить самые сложные времена».
(Соосновательница ивент-агентства Studio 2112 Ксения Чурсина — о тяжёлом для бизнеса 2021 годе.)