Что такое e-grocery. Объясняем простыми словами
E-grocery — продажа товаров повседневного спроса через интернет.
Проще говоря, это торговля продуктами питания, напитками, товарами для детей, бытовой химией и прочими вещами категории FMCG. Игроки этого рынка не просто продают товары, но и доставляют их потребителю домой или в офис.
По данным SberCIB, по состоянию на осень 2021 года продукты в интернете заказывают около четверти россиян (в Москве показатель выше — более 30%).
Пример употребления на «Секрете»
«Взрывной рост (с 43 млрд до 135 млрд рублей в 2020 году) российского рынка товаров повседневного спроса — e-grocery — заставил предпринимателей задуматься о том, чтобы масштабировать сервисы доставки. При этом пандемия подстегнула сектор во всём мире: многие рынки оказались "перенаселены" подобными проектами».
(Сооснователь YallaMart Леонид Довбенко — о том, как команда предпринимателей из России запустила аналог «Самоката» в Дубае.)
Нюансы
В российском сегменте e-grocery компании работают по четырём основным бизнес-моделям.
-
Модель дарксторов. Это магазин-склад, в который не ходят покупатели. Там лишь собирают заказы для доставки. Например, так работают «Самокат» и «Яндекс.Лавка». Такие сервисы доставят заказ за 15–30 минут. Как правило, чтобы обеспечить такую скорость доставки, компании строят дарксторы в разных микрорайонах. В большинстве сложно найти место для большого даркстора, поэтому ассортимент таких сервисов ограничен.
-
Модель маркетлейсов с собственной доставкой. Это сервисы «СберМаркет», Delivery Club, «Яндекс.Еда». Их делят на два типа. Первый: сервис доставки, например Delivery Club, лишь доставляет товары из небольших магазинов «у дома», а заказ собирает сам магазин. Второй тип: товары доставляют по расписанию гипермаркетов. Как правило, такие заказы состоят из большого списка продуктов, а чек выше среднего. Например, это недельный запас продуктов. В таком случае доставка занимает больше времени, а заказ в магазине собирают сотрудники маркетплейса.
-
Модель Click&Collect. То есть самовывоз. Покупатель добавляет в онлайн-корзину нужные товары, выбирает время самовывоза из офлайн-магазина и забирает заказ по пути домой. Особенность такого формата — предзаказ алкоголя: его тоже можно заранее положить в корзину, а оплатить на отдельной кассе ретейлера.
-
Офлайн-ретейлеры, развивающие онлайн-направление. Основные представители — это Х5 Retail Group, «Вкусвилл». Здесь тоже есть варианты: компании организовывают доставку и из своих обычных розничных магазинов, и из распределительных центров.
Факт
В России пионером в сегменте онлайн-торговли стала компания «Утконос», вышедшая на рынок в 2000 году. До 2020 года компания была лидером в e-grocery-сегменте. Но пандемия коронавируса и развитие конкурентов лишили компанию статуса лидера в 2020 году: её вытеснила X5 Retail Group. По итогам третьего квартала 2021-го лидером сегмента стал «Сбермаркет».
Перспективы
Сегодня онлайн-игроки ставят перед собой амбициозные, но достижимые цели, считают эксперты. Основываясь на заявленных планах и текущих графиках продаж, компании из топ-10 в сфере e-grocery планируют достичь совокупного оборота в размере 1,2 трлн рублей в 2026 году.
По расчётам SberCIB, торговля товарами повседневного спроса через интернет в перспективе может выйти на уровень 6–7% (в 2020 году — 0,9%) от общего объёма розничных продаж в этой категории.
Статью проверил:
Иван Бабич, коммерческий директор «Сбермаркета»