22 декабря 2021, 19:58
2 мин.

Что такое ценовая дискриминация. Объясняем простыми словами

Ценовая дискриминация — практика продажи товара в одно и то же время разным покупателям по разной цене.

Что такое ценовая дискриминация. Объясняем простыми словами

К примеру, ваш друг Петя купил билет в театр за 300 рублей, а вам предлагают билет на тот же спектакль, тот же ряд, только за 500. Это и есть ценовая дискриминация.

Ценовая дискриминация возможна при следующих условиях:

  • продавец обладает монопольной властью на рынке;
  • продавец может разделить покупателей на сегменты в зависимости от эластичности спроса;
  • покупатели не имеют возможности перепродавать товар.

К ценовой дискриминации, например, относится так называемый налог на розовое: при той же себестоимости товары, предназначенные для женщин, могут стоить дороже, чем товары для мужчин.

Онлайн-площадки для продажи товаров — удобный инструмент ценовой дискриминации. Разные категории покупателей видят разные цены в интернет-магазинах в зависимости от социально-демографических характеристик и уровня дохода.

Пример употребления на «Секрете»

«Visa предложила льготные тарифы для крупных маркетплейсов. Для магазинов с годовым объёмом транзакций на сайте в 25–150 млрд рублей будет действовать интерчейндж 1,4% при оплате через Apple Pay, Samsung Pay др. Для платежей с вводом данных карты он составит 1,5%. При годовом объёме транзакций более 150 млрд рублей межбанковская комиссия составит 1,2 и 1,3% соответственно. Льготы будут действовать, если на торговой площадке не будет ценовой дискриминации по картам Visa».

(Из новости о льготах Visa для крупных маркетплейсах.)

Нюансы

Выделяют три степени ценовой дискриминации:

  • Первой степени. Товар продаётся за максимальную стоимость, которую готов заплатить клиент. Так, например, существует среди юристов, где сумма гонорара обсуждается отдельно с каждым клиентом в зависимости от его финансовых возможностей.
  • Второй степени. Цена зависит от объёма приобретённого товара, к примеру, это покупка товара оптом или абонемент сразу на несколько посещений.
  • Третьей степени. Цена зависит от уровня дохода: скидки для студентов, пенсионеров, многодетных.

Практика

В России ценовая дискриминация запрещена для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке (доля не менее 35%) — так поддерживается конкуренция. Размер санкций зависит от того, является ли результатом дискриминационных действий ограничение конкуренции: если нет, это то должностные лица будут оштрафованы на 15 000–20 000 рублей, юридические лица — на 300 000 рублей — 1 млн руб.; если да — 25 000–50 000 рублей либо дисквалификация на срок до трех лет или 1–15% от суммы выручки соответственно.

Факт

Публичный дом в Берлине использует ценовую дискриминацию во благо экологии: клиентам дают скидку в 5 евро, если они смогут доказать, что добрались на городском транспорте или велосипеде.

Статью проверил:

Что такое ценовая дискриминация. Объясняем простыми словами

Михаил Хачатурян, к. э. н., доцент департамента менеджмента и инноваций Финансового университета при Правительстве РФ