Что такое «налог на розовое». Объясняем простыми словами
«Налог на розовое» («розовый налог», pink tax) — наценка на товары, которые позиционируются как женские и стоят дороже аналогичных мужских или унисекс-продуктов.
Это маркетинговый приём, который работает следующим образом:
Изначально нейтральный товар, по своему функционалу никак не связанный с полом того, кто им пользуется, разделяется на несколько групп — «для женщин», «для мужчин» и универсальный.
Это может быть что угодно: шампунь, бритвенный станок, носки, сигареты и т. п. Для женщин — чаще всего розовое, с цветами и стразами. Для мужчин — синее, серое, чёрное, лаконичного дизайна.
Обычно цвет и/или, например, запах являются единственным отличием в качестве товара и никак не влияют на его функциональность.
По оценкам исследований, при таком позиционировании «розовые» товары могут стоить на 8% дороже остальных.
Пример употребления на «Секрете»
«Явление, когда женщины вынуждены платить за аналогичные товары и услуги больше, чем мужчины, называют налогом на розовое. При этом, как выяснили исследователи, женщины переплачивают не только за одежду и средства гигиены в красивой упаковке, но и за ипотеку, кредиты и владение автомобилем».
(Из новости о том, что в России захотели запретить страховщикам рассчитывать ОСАГО исходя из пола водителя.)
Нюансы
Обоснованность «налога на розовое» часто объясняют реальными особенностями товара. Например, женская одежда может стоить дороже мужской из-за более сложного кроя, деликатных тканей, обилия фурнитуры и разных других издержек производства.
Иногда виновницами переплат называют самих женщин: считается, что они больше мужчин любят шопинг, склонны к импульсивным покупкам, привержены брендам и готовы платить больше за понравившиеся вещи. И продавцы этим пользуются, чтобы увеличить свой заработок.
При этом на рынке немало товаров, которые по функциям не имеют ограничений для любого пола, возраста и т. п., но позиционируются как «для детей», «для мальчиков», «для девочек», «для настоящих мужчин» и др. Цель в этом случае та же самая — придать уникальность и повысить цену.
А вот при оформлении ипотечного кредита женщины могут оплатить страхование жизни по ставке ниже, чем мужчины: у них выше продолжительность жизни, следовательно, меньше риск невыплаты ипотеки.
Факт
Женщины не только платят «налог на розовое», но и зарабатывают меньше, чем мужчины. По данным ООН, разница в среднем составляет 23%. В России она ещё больше — 30–35%.
Статью проверил:
Евгений Безручкин, помощник юриста «Мариокс центр»