Наверх пути нет. 8 признаков, что вам ни за что не стать топ-менеджером
Вы не умеете решать конфликтные ситуации
Работа с людьми зачастую сопровождается недопониманиями, которые в конечном итоге приводят к конфликтам. Если при малейших разногласиях вы готовы бросить всё на произвол судьбы, закрыться в кабинке туалета, горько плакать или рвать на себе волосы или бить кулаком о стену — руководящая должность точно не для вас. Человек, который управляет даже маленьким коллективам, всегда должен уметь «вырулить» любую ситуацию, а главное, не позволять эмоциям брать над собой верх.
Что делать?
Конфликт — это всегда сильные эмоции. Взаимодействуя в напряжённых ситуациях, важно осознавать интенсивность эмоций, пока они не вышли из-под контроля. Чтобы понять суть конфликта, проанализируйте, что стало его причиной. Возможно, вы задели какие-то ценности собеседника.
Нужно всегда отдавать себе отчёт в том, конструктивный это конфликт или нет. Первый вариант конфликта похож на дискурс: оппонент вас слышит и приводит аргументы. Во втором варианте человек переходит на личности, апеллирует к жалости, к силе или к толпе. Такие аргументы используют, чтобы просто задавить оппонента.
Лучший конфликт — это тот, который не состоялся. Если вы наблюдаете «симптомы» зарождающегося конфликта и понимаете, что «потеряетесь», действуйте превентивно и решайте вопрос, не вступая в коммуникативный акт с человеком. Избегайте неконструктивных конфликтов. Если же конфликт конструктивен и вы понимаете, что имеете достаточное количество весомых аргументов, но не сможете их применить, — это вопрос навыка. Вам нужно работать над ораторским мастерством, логикой, аргументами, самопрезентацией. Это чистой воды развитие коммуникативных компетенций. Красной таблетки в такой ситуации нет. Если умеете — совершенствуйтесь, если нет — учитесь.
Вы не умеете выстраивать коммуникацию
В компании близких людей вы можете быть главным заводилой и душой компании, но внутри незнакомого коллектива теряетесь. Вы не знаете, как взаимодействовать с коллегами, найти к ним грамотный подход, а главное, совершенно не слышите собеседника. С таким подходом вы не сможете руководить группой людей и успешно проводить переговоры с партнёрами.
Что делать?
Если вы полчаса готовитесь, прежде чем взять трубку и позвонить клиенту, рекомендую начать с рефлексии на эту тему. Выберите удобное время и проанализируйте, почему так происходит, желательно в письменной форме. Хорошо помогает визуализация. Переносите свои мысли в рисунки или текст. Оцените, что именно вас пугает.
Причины могут быть разными. Например, вы перешли на руководящую должность. Теперь каждое слово на счету, вы боитесь ляпнуть что-нибудь лишнее. Поразмышляйте о своём окружении. Насколько позиция «каждое слово на счету» оправдана? Возможно, когда вы общаетесь с коллегами на улице или за обедом, будет лучше, если вы выберете простой стиль общения.
Если же речь идёт о коммуникации с руководством, готовьтесь к таким встречам. Набросайте схему разговора в голове или напишите шпаргалку, и тогда вступать в коммуникацию будет легче. Первое, с чего нужно начать, — это цель коммуникации. Для чего вам нужна эта встреча? Чего вы хотите достичь? То же самое можно делать и перед звонком клиенту. Всегда оставляйте 5‒10 минут перед разговором и пишите план по схеме: «Я хочу позвонить и (цель)». В скобках может быть «узнать», «получить», «замотивировать», «договориться». Затем вы сможете просчитать риски, прикинуть возможные реакции и заранее к ним подготовиться. Это существенно снизит напряжение во время разговора.
Если вы сталкиваетесь с неудачами в построении коммуникации, представьте, что не вы её выстраиваете. Вообразите, что прописываете речь для другого человека. Представьте, что эта ситуация — встреча старых друзей, где один занял позицию плохого полицейского, а другой — хорошего. Поймите, кто в этой ситуации вы.
Для того чтобы играть в игру, нам не нужна действительная ситуация. Проигрывание диалога может быть в голове. Готовьтесь заранее, воспроизведите диалог в нескольких разных сценариях, учитывая варианты с хорошим и плохим концом. Найдите опорные точки, с которыми будете взаимодействовать в реальной ситуации.
Если давать алгоритм, то первое — не переоценивайте коммуникативную ситуацию, второе — воспринимайте всё как диалог в ролевой игре. Вам нужно только выдерживать баланс между абсурдом и конкретикой. Третье — не бойтесь ошибаться, учитесь играя. Чем чаще у вас не получается выстроить грамотную ситуацию, тем лучше. Тем больше вероятность того, что однажды вам это удастся. Четвертое — не бойтесь обсуждать свои неудачи и делиться своими успехами.
Вы легко поддаётесь влиянию стресса
Важная сделка срывается, и вы в панике носитесь по офису, сшибая всё на своём пути. В стрессовой ситуации вы не можете сконцентрироваться на проблеме и найти выход из сложившейся ситуации. Ваша работоспособность значительно снижается.
Что делать?
В ситуации сильного стресса нужно взять паузу. В какой момент это делать и нужно ли — это очень индивидуально. Сначала нужно оценить интенсивность с помощью самоисследования. Никто не работает в одиночку, все люди страхуют друг друга. Мы в целом коллективные существа. Если вы по какой-то причине «выпадаете» из процесса, всегда есть человек, который поможет завершить вашу задачу. В повседневной коммуникации есть возможность взять паузу. Это не проявление слабости, некомпетентности или глупости, а элементарная потребность отдышаться и сориентироваться.
Как ни странно, работать нужно в большей степени с физиологической составляющей. Ведь стресс — это выброс определённых гормонов, физиологическая реакция. Напряжённая система требует разрядки, поэтому лучшим решением будет периодически выполнять дыхательные упражнения и планировать физические нагрузки. Это могут быть йога, медитация, занятия в спортзале или другие упражнения.
Вы не умеете адаптироваться к новым реалиям бизнеса
Гибкость — залог успеха. Рынок всё время меняется, и даже если вы предприниматель с многолетним опытом, вам необходимо подстраиваться под новые «правила игры», иначе ваш бизнес не будет конкурентноспособным.
Что делать?
Необходимо чётко отслеживать то, на что возникает сопротивление. Если вам сложно, значит, есть напряжение. Вы чувствуете внутреннее несогласие, вам не нравится, вы физически чувствуете неудовлетворённость происходящим. Здесь стоит прибегнуть к методу визуализации. Подумайте, что именно вызывает напряжение и негатив? Затем от понимания эмоций и причин переходите к визуализации.
Нарисуйте на листе бумаги в каждой сфере определённое чувство, предмет раздражения. Дальше спросите себя: «Что я могу сделать, чтобы минимизировать негативное влияние этой ситуации на меня?» Если неприятно сидеть дома, устраивайте себе небольшие прогулки. Если не хватает общения с коллегами, подумайте, как это можно изменить в текущих условиях. Таким образом вы постепенно выработаете привычку анализировать ситуацию, и если бизнес внезапно (как правило, это происходит не внезапно) предложит вам новые условия работы, вы будете понимать, как с этим работать, как сделать эту адаптацию более комфортной для себя.
Вы мечтаете, но не действуете
В своём воображении вы представляете, как через 5–10 лет возглавляете крупную и перспективную компанию. Вы строите долгосрочные планы, не беря в расчёт риски и не предпринимая шагов для реализации своей задумки. Но, плывя по течению и не имея чёткой стратегии, вы не сможете руководить процессом.
Что делать?
Человек часто пытается поставить себе максимально оптимистичную цель на какой-то долгосрочный период, 5–10 лет. Никто и никогда не рисует негативных картин с проблемами. Чем дальше перспектива, тем меньше там неблагоприятных исходов для человека. И, чтобы не плодить иллюзий, нужно ставить цели на как можно более короткий срок. Вы постулируете конкретный результат на спринте.
Когда этот спринт пройден, вы сравниваете своё предсказание, цель с реальным результатом. Чем эффективнее и точнее был ваш прогноз (цель), тем больше вероятность, что вы сможете поставить реализуемую цель на средней дистанции. И естественно, это позволит устранить риск постановки нереалистичной цели в долгосрочной перспективе. Алгоритм такой: ставим цель на короткий срок, проверяем её прогностическую силу и таким образом прокачиваем навык постановки целей на более долгосрочную перспективу.
Вы недооцениваете человеческий фактор в работе компании
KPI компании зависит от работы всех её сотрудников. И чтобы двигаться вперёд, зачастую необходимо расставаться с кадрами, которые тормозят её развитие. Но что же делать, если у вас сложились дружеские отношения с сотрудником, который не справляется со своими обязанностями? Или же позицию, которую вы планируете сократить, занимает брат/сват?
Что делать?
Говоря о руководстве и компании, надо помнить, что мы имеем дело с механизмом, правильная работа и распределение сил которого влияет не просто на успех, а на жизнь организации. Если вы видите, что некоторые люди тормозят процессы, но продолжаете воспринимать это через призму личного отношения, задайтесь вопросом, почему вы это делаете. Как правило, в контексте бизнеса и команды это означает, что таким образом вы снимаете фрустрацию от происходящего вокруг. Иначе это можно объяснить так: «Я вижу этого человека в команде и перестаю нервничать».
Что делать? Разобраться в причинах. Если вы топ-менеджер, ставки высоки, на вас многое завязано. Хотите увидеть ситуацию объективно — обратитесь к цифрам, показателям. Посмотрите, выполняются KPI или нет, какова прибыль, какова эффективность команды или отдельного сотрудника.
Если не хотите портить отношения с людьми, думайте об альтернативах, которые можете предложить. Например, вы хотите уволить своего троюродного брата, чётко скажите, что у него получается плохо, а что хорошо. Предложите ему попробовать себя в другой деятельности.
Если в вашей компании выполнять её невозможно, напишите рекомендательное письмо и направьте человека в другую компанию. Так вам уже будет легче. То же самое касается сильных игроков, которых вы можете не замечать. Постарайтесь опираться не только на цифры и эмоциональное отношение, но и на свои наблюдения. Проводите время с командой, смотрите, как разные отделы взаимодействуют между собой, и окунайтесь в операционные процессы.
Человеческий фактор — самый непредсказуемый в любом бизнесе. Люди могут стимулировать быстрый рост компании. А могут тормозить её развитие, увеличивая время простоя и уровень выгораний и увольнений. Взаимодействуя с людьми, не выключайте из поля зрения эмоции, которые они испытывают. Постарайтесь разобраться и найти способы для мотивации.
У вас проблемы с тайм-менеджментом
Линейные сотрудники приходят на работу к 9:00 и уходят ровно в 18:00, а у руководителя рабочий день ненормированный. Бесконечная вереница дел может привести к эмоциональному выгоранию, снижению продуктивности и стрессам. Особенно если человек не умеет грамотно управлять своим временем.
Что делать?
Вопрос не в том, что вы не можете распределять своё время, а в том, что вы не хотите этого делать. Суть в том, что «энергия активации» нужна для любого действия, и если вы элементарно не чувствуете себя «в ресурсе», то просто не приступите к этому.
Здесь есть огромное количество действительно эффективных инструментов тайм-менеджмента. К примеру, поставьте таймер на 2 минуты, которые вы потратите строго на подготовку к этому делу. Или вам не нужно начинать готовить, просто достаньте сковороду, поставьте её на плиту, налейте масла и уйдите в другую комнату. Проще говоря, прервите выполнение «двигательного стереотипа». Так у вас появится больше внутренней потребности вернуться и завершить этот поведенческий акт.
Если вы не можете утром пойти на тренировку, так как придётся долго собираться, приготовьте вещи сразу с вечера, а ещё лучше засните в одном кроссовке. Так уж вы точно, пока вам не захочется его в гневе снять, будете думать о том, что завтра в спортзал. То есть нужно изучить множество материалов по теме, прочувствовать тайм-менеджмент и понять, что из практик стоит отмести, а что действительно для вас будет применимо.
Вы не умеете переключаться с работы на отдых
Даже в отпуске, греясь под тёплыми лучами солнца и наслаждаясь шумом прибоя, вы продолжаете думать о квартальных отчётах и нервно проверять рабочую почту. Из-за своего желания успеть как можно больше вы лишаете себя ярких эмоций, общения с близкими и отдыха. Это приводит к тому, что даже после двухнедельной «релаксации» на Мальдивах вы чувствуете себя разбитым и уставшим.
Что делать?
Отдыхать важно, иначе вы можете перегореть, а ваша усталость легко считается командой. Чтобы этого не произошло, будьте внимательны к своим внутренним ощущениям. Помните, они сигнализируют человеку о его желаниях, потребностях и «перегрузках» организма. Внимательно относитесь к отрицательно окрашенным эмоциям и не пренебрегайте источниками позитива.
Скорее всего, вы сталкиваетесь с напряжёнными периодами, в которые особенно сложно переключиться. Если так происходит постоянно, то нужно заостриться на том, нравится ли вам ваша работа вообще. Почему вы на этой работе? Что хотите поменять? Напряжение возникает из дискомфорта. Это происходит, когда внешняя реальность не соответствует внутренней реальности. Тогда вы чувствуете не только когнитивную и моральную усталость, но и физическую.
Отдых редко означает «не делать ничего». Просмотр телевизора, игра в приставку, поездка за город, поход в бар или чтение книги — это тоже деятельность, просто она другая. Отличие работы от отдыха заключается в характере этой деятельности, в той цели, которую мы в эту деятельность закладываем. Мы работаем, чтобы зарабатывать деньги и не голодать, а отдыхаем для того, чтобы удовлетворить интеллектуальную или коммуникативную потребность.
Если вам не удается переключиться между режимами, если вы постоянно в напряжении и думаете о работе, возможно, она выполняет не ту функцию, которую вы хотите. Если вы говорите, что работаете для того, чтобы зарабатывать деньги, ценность деятельности, которую вы выполняете, снижается максимально. Постоянное напряжение порождает состояние невроза.
Сосредоточьтесь на своих потребностях и ощущении, которое хотите сохранить в течение определённого временного промежутка. Вам нужно обрести понимание, что дома не обязательно отвечать на рабочее сообщение ежеминутно. Вы можете ответить на следующий день. Ничего не изменится. Выходя из офиса, вы должны осознавать, что вы отработали восемь часов, движимые одной целью, но оставшееся время посвятите другой.
Коллаж: «Секрет фирмы», depositphotos.com, freepik.com, Unsplash, [Unsplash License] (https://unsplash.com/license)